Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 22:29, реферат

Описание работы

Цель:
-привлечь внимание к обсуждению современных требований к профессионализму педагогических работников, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся;
--заинтересовать учителей идеей самообразования, поиском методов, средств, находок в этом направлении;
-дать импульс очному обсуждению данных вопросов

Файлы: 1 файл

Публикация.docx

— 80.60 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СОШ № 585 Кировского района

Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие творческого потенциала учащихся

на уроках математики»

                                                                      

 

 

 

                                                             Учитель математики  Варова Ирина Александровна,

                                                                  высшая  квалификационная  категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013-14 уч.год

Цель:

-привлечь внимание к обсуждению современных требований к профессионализму педагогических работников, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся;

--заинтересовать учителей  идеей самообразования, поиском  методов, средств, находок в этом  направлении;

-дать импульс очному  обсуждению данных вопросов 

 

 

Задачи:

1. передача  своего опыта путем прямого  и комментированного показа последовательности  действий, методов, приемов и форм  педагогической деятельности;

2. совместная  отработка методических подходов  и приемов решения поставленной в программе мастер - класса проблемы;

3. рефлексия  собственного профессионального  опыта участниками мастер - класса.

 

 

 

 

 

             1.Вводная часть.

            Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

 Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Данную задачу невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса.

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие школьников, формирование культуры и самостоятельности творчества. 
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как творчество влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.  
Не только грамотность резко отличает школьника от дошкольника: другое столь же резкое отличие - то, что школьник овладевает математикой, оперирует с числами, которые дошкольнику почти недоступны. 
Трудность обобщения материала - одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Вот как описывает их психолог В.А.Крутецкий: “Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал. Они с трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений”. Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков. 
Развивает творчество и решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные так и глобальные интересы.  
Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные вехи развития творчества школьников, поскольку овладение таким максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается творчество школьников различных возрастов. Арифметика и алгебра, абстрагированы от всех качественных различий предметов до такой степени, что остается от них только то, что они - предметы, т.е. остается только раздельность их, только число, и затем абстрагирование даже от частных значений чисел - таковы два основных этапа. 
Величина, количество и эмпирическое число, мера и количественное отношение, абстрактное общее число, числовой закон, абстрактный закон количественных отношений - вот чем последовательно овладевает творчество школьника, возвышающее до умения так абстрагироваться от конкретного мира, что в мысли остаются от этого мира только число и форма. 
Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного творчества. 
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. 
Поскольку основная масса учащихся  самостоятельно не овладевает более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.  
В соответствии с этим одним из принципов развития творческого продуктивного мышления является специальные формирования обобщенных приемов умственной деятельности. Обобщенные приемы умственной деятельности делятся на 2 большие группы – приемы аморитмического типа и эвристические.

 

И здесь, наиболее адекватно использование элементов деятельностного подхода, включая такую инновацию, как развитие критического мышления.

             Использование приема «Верные и неверные утверждения»

У каждого участника  имеются карточки, в которых они должны указать, какие утверждения они считают верными, а какие нет.

1.Творческими  способностями обладают лишь  особенные люди. (Верно.  Неверно.)

2.Творческими  являются лишь избранные виды  деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. (Верно.  Неверно.)

3. Люди либо  обладают творческими способностями, либо нет. (Верно.  Неверно.)

-На данном этапе вы  высказали свое мнение. К этим  же утверждениям мы вернемся  в конце мастер - класса.

                                        Использование приема «Ассоциация».

-Давайте познакомимся с готовым определением того, что такое «творческий потенциал»:

« Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня  развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность».

-В этом определении  очень часто встречается слово  «творчество». Какие ассоциации  у вас возникают, когда слышите  это слово? Выразите каждую ассоциацию одним словом и запишите. (У каждого участника карточка для заполнения).

                                       

 

-Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Такие ситуации возникают у всех людей, в независимости от их образования, профессии или сферы деятельности.

                             Использование приема «Чтение с остановками»

-Что такое «творчество» мы выяснили. Теперь обратимся к определению потенциала.

Потенциал (от лат. - сила) -  средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.  

-Хочу предложить  вам познакомиться с притчей.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это  Ты! - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил  Бог.

- А что у  Тебя можно купить? - спросила  женщина.

- У меня можно  купить все,- прозвучал ответ.

- В таком случае  дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

 

-Как вы думаете, что  было в коробочке? (После обсуждения  открывается продолжение притчи).

 

- И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная  женщина.

- Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве  ты не знала, что в моем магазине  продаются только семена?

Наклонности, способности и таланты – это семена, которые Вы получили от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай – Ваша миссия, цель и смысл жизни

-Мне кажется, что это  и наша с вами профессиональная  миссия! Мы должны создать такие  условия, чтобы дети могли раскрыться, в полной мере использовать  и развивать свой творческий  потенциал.

-Об этом говорили и  многие известные люди.

«Способности мало значат без возможностей» - французский полководец и государственный деятель Наполеон I (Бонапарт) (1769-1821);

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» - римский писатель, философ Луций Аней Сенека (4 до н.э.-65 н.э.);

«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» - немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872);

                                                  Выводы.

-А теперь давайте вернемся  к «Верным и неверным изречениям».

-Прочитайте их еще  раз и скажите, кто из вас  изменил свое первоначальное  мнение?

-Так к какому выводу  мы пришли?

Творческим потенциалом обладает каждый. Творить могут все, не зависимо от профессии, уровня материального достатка и возраста. Ограничений для раскрытия творческого потенциала не существует. Нужно лишь одно условие – стремление к развитию творческого потенциала своей личности.

                                        Методический прием «Синквейн».

-Синквейн - быстрый инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

-А так как мы говорили  о творчестве, о творческом потенциале  учителя, то и темой синквейна будет учитель. (Участники составляют синквейны).

                       Учитель                                                                                                                                         

Душевный, открытый.                                                             

Любит, ищет, думает.

Много идей - мало времени.

Призвание.

                                                                                    Учитель                                                                                                                                         

                                                                         Суетливый, крикливый.

                                                                      Объясняет, объясняет и ждет.

                                                                      Когда окончится эта пытка?

                                                                         Бедолага.

                                               Заключение

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

                                                                                                           Ш.Амонашвили

                                                       Приложения

 

1. Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:

-избегать в стиле преподавания  традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребѐнка;

-не допускать переутомления  и учебных перегрузок;

-использовать стимуляцию  познавательных интересов;

-стимулировать познавательные  интересы многообразием приѐмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

-специально обучать приѐмам  умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Методика развития творческих способностей должна опираться на следующие принципы:

-деятельности - любое развитие  происходит в процессе какой-либо  деятельности;

- индивидуальности - необходимо  учитывать, что индивидуальные особенности  каждого ребѐнка позволяют тренировать его способности лишь в определѐнных пределах;

- последовательности - предлагать  упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

- поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

- цикличности - включать  развивающие упражнения необходимо  определѐнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

- психологической комфортности - ребѐнок не должен чувствовать свои неудачи;

- сотрудничества педагога  со школьной психологической  службой и родителями.

Пять способов открыть ваш внутренний творческий потенциал:

1. Занимайтесь тем, что вас делает счастливым. У вас, возможно, уже есть идея о том, что бы вы могли создать собственными силами, иными словами, сделать творчески, но в то же время вы можете бояться неудачи, что осложняет и делает невозможной саму попытку. Но вы должны быть решительны – наиболее часто именно боязнь потерпеть неудачу заставляет человека опустить руки. Ничего страшного, если вы ошибетесь. Забудьте о суждениях посторонних. Вооружитесь кредо «Я живу всего лишь раз» и будьте отважны.

2. Никогда не останавливайтесь.

3. Не переставайте мыслить. Конечно же, человек и так никогда по-настоящему не приостанавливает мышление. Тем не менее, вы должны всегда вынашивать новые мысли, решения и идеи, необходимые особенно в повседневных ситуациях. Вы не должны просто признавать, что все идет своим чередом и предначертано судьбой или провидением – необходимо расширить ваше мышление, подарить ему свободу и позволить себе придумывать велосипед каждый день.

4. Вдохновение. Когда вы следуете тому, что действительно вдохновляет вас, ваш готовый к раскрытию творческий потенциал идет за вами по пятам.

5. Сохраняйте спокойствие. Избегайте ситуаций, при которых вы чувствуете себя слишком напряженно или тревожно. Если вы похожи на большинство людей, то, вероятно, любите осмыслять свои идеи в тишине, одиночестве и комфорте. Стресс может мешать вашим творческим планам, поэтому не забывайте делать перерывы, когда это необходимо. Творческий потенциал можно воспринимать как некоторую абстрактность, но если говорить привычным языком, то это набор способностей, которые не были воплощены в жизни. Он, этот набор, есть у каждого. Задача человека вовремя вспомнить о нем, не закопать в землю, и постараться этот набор раскрыть. Не спеша, по мере наличия возможностей, сил, времени и желания, но раскрыть, чтобы после не было горько от того, как много нового и светлого можно было бы привнести с помощью творчества в жизнь.

Информация о работе Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики