Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 20:52, реферат

Описание работы

Формирующее (формативное) оценивание – это оценивание для обучения. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Учащиеся могут через домашнюю самостоятельную работу корректировать свой путь движения в учебном материале.

Файлы: 1 файл

Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества общего образования.docx

— 32.16 Кб (Скачать файл)

 

Основные оценочные процедуры формирующего оценивания для начальной школы:

1) Диагностическая работа – направлена на контроль формирования операционального состава конструироваемого способа/средства действия. Количество диагностических работ определяется количеством учебных задач. На каждый способ действия предполагается две диагностические работы: на «входе», т.е. в самом начале работы с понятием и на «выходе», т.е. в тот момент, когда по замыслу учителя в принципе способ/средство действия (понятие) должно быть освоено большей частью класса.

Требования к разработке и проведению диагностической работы в классе:

• задания должны позволять фиксировать, прежде всего, операциональный состав действия;

• задания должны строиться так, чтобы по записи можно было восстановить ход решения; для этого можно использовать графико-символические средства, разработанные в совместной коллективной деятельности;

• за учеником должно сохраняться право оставлять под знаком вопроса некоторые задания и их решение: ученик не должен опасаться открытого выражения сомнений в правильности выполнения заданий другими школьниками;

• исправления в работе не должны рассматриваться как неаккуратное выполнение задания: по исправлениям можно обнаружить трудности ребенка, ход поиска решения; целесообразно прямо на листе с текстом работы иметь место для черновика, которое специально ребенком помечается;

• задания должны выполняться в классе в обстановке, не вызывающей беспокойства и напряжения у детей. Это должно достигаться малыми объемами заданий и созданием у детей установки на последующий качественный анализ результатов работы, проведение коррекции, а не на ожидание отметки в любой количественной форме (баллы, проценты). Учащийся должен быть сам заинтересован в таких формах работы с целью обнаружения ошибок и коррекции собственных знаний.

2) Домашняя самостоятельная работа – специальная самостоятельная линия в образовательном процессе, которая запускается с первого класса. Организация этой линии учения преследует несколько целей:

• выстроить системный процесс самостоятельного учения младших школьников. Учащиеся учатся сами отбирать необходимый для выполнения материал, его объем, учатся планировать его выполнение, сами контролируют, оценивают свои результаты. Сами определяют то, что они

готовы предъявить на оценку свои сверстникам, учителю;

• организовать коррекцию действий по тем разделам учебной программы, по которым выявлены с помощью диагностических и проверочных работ проблемы и трудности;

• дать возможность младшим школьникам выбирать направленность и уровни сложности заданий исходя из их учебно-познавательного интереса;

• организовать место проб и самостоятельных исследований по отдельным темам учебных предметов.

Домашняя самостоятельная работа заменила каждодневные домашние задания по отдельным учебным предметам. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели. Поэтому за учебный год может быть проведено 5-6 таких работ. Педагог по своему учебному предмету разрабатывает систему двухуровневых заданий (базовый и расширенный уровень) по тем содержательным линиям (областям), которые были выделены при планировании учебного содержания. Все 5-6 таких работ в год строятся на одних и тех же принципах:

1) домашняя самостоятельная  работа является параллельной  линией линии коллективно-распределенной  учебной деятельности, организованной  в различных формах, в том числе  и урочной;

2) все содержание этих  работ комплектуется по ведущим (одним и тем же) содержательным  линиям (областям) выделенных в учебном предмете;

3) набор заданий по  каждой из содержательных уровней  носят двухуровневый характер. Имеются как стандартные (базовые) задания на отработку определенных умений, так и задания повышенной сложности, расширяющий познавательный спектр знаний и умений учащихся;

4) количество заданий  в работе достаточное для того, чтобы ученик смог выбрать  те задания, которые ему, с одной стороны, необходимы для коррекции и проверки своих знаний и умений и, с другой стороны, для расширения своих возможностей в освоении того или иного учебного предмета;

5) каждая домашняя самостоятельная  работа обязательно снабжается  оценочным листом  для оценки самим учащимся своей работы;

6) на оценку педагога  ученик сам определяет перечень  выполненных заданий («чистовик»), остальные  задания являются «черновиком»  ученика и не подлежат оцениванию.

3) Проверочная работа – третья оценочная процедура в ходе формирующего оценивания учебного года. Основная цель проверочной работы определить уровень самостоятельности младших школьников при выполнении очередной домашней самостоятельной работы, оценить качество выполнения самостоятельной работы. Поэтому содержание проверочной работы повторяет содержание очередной самостоятельной работы и состоит также из основных содержательных линий  учебного предмета, двухуровневых заданий. Учащийся должен иметь право выбора заданий для выполнения на оценку педагога. Оценивается эта проверочная работа также как и домашняя самостоятельная работа. Важно по итогам оценки этой работы сопоставить результаты домашней самостоятельной и проверочной работ. Их сопоставление даст основание учителю судить о том, как влияет на процесс изучения предмета домашняя самостоятельная работа.

4) Решение проектных задач – еще одна комплексная оценочная процедура, которая позволяет отслеживать, как формируются не только предметные, но и метапредметные, личностные образовательные результаты.

Под проектной задачей мы понимаем – задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. В ходе решения системы проектных предметных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

• рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

• целеполагать (ставить и удерживать цели);

• планировать (составлять план своей деятельности);

• моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя всё существенное и главное);

• проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Таким образом, использование проектных предметных задач как оценочной процедуры позволяет учителю в квазиреальной, модельной, игровой ситуации методом встроенного наблюдения, с помощью специальных экспертных карт отслеживать формирование метапредметных образовательных результатов младших школьников

5) Участие во внеучебных видах деятельности – можно отнести тоже к одним из параметров оценки качества образования. Важно, чтобы большая часть детей получали современное образование не только в рамках учебной деятельности, но и в других (внеучебных) видах деятельности. В связи с этим важно учитывать по - возможности пожелания детей и их родителей. Необходимо вести учет удовлетворения запросов детей и их родителей разными видами деятельности младших школьников, а также качеством деятельности различных секций, кружков, творческих объединений и проектов. Получить обратную связь можно через анкетирование родителей, которое потом обрабатывается и анализируется. Примером обработки такой информации в формате экспертного заключения по итогам года.

6) Собеседование с детьми и их родителями – как оценочная процедура комплексной оценки результатов образования младших школьников. Проводится два раз в год (зимой – январь месяц; весной – май месяц). Собеседование проводится по желанию прежде всего родителей. Цель подобных собеседований обсудить всеми участниками образовательного процесса (педагогическим коллективом, учащимся и их родителями) ситуацию с образованием конкретного ребенка на конкретный период времени и сформулировать рекомендации и для родителей, и для учащихся, и для педагогов на следующий период обучения. На собеседовании каждый имеет возможность высказать свое мнение по всему кругу вопросов, связанных с образованием ребенка. Итогом собеседования является качественная оценка результатов образования ученика, а также письменно оформленные рекомендации, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Протокол собеседования ведет один из педагогов. Само собеседование проводит классный руководитель. В ходе беседы к диалогу подключаются все педагоги, работающие в данном классе. Рекомендации письменно оформляются и размещаются классным руководителем на странице электронного дневника каждого ученика. Второе собеседование в учебном году должно начинаться с анализа тех рекомендаций, которые были сформулированы на предыдущем собеседовании. Ценность такой процедуры в том, что можно коллегиально обсудить ситуацию вокруг конкретного ученика, понять причины тех или иных его действий и выработать план совместных действий на следующий этап школьного образования.

 


Информация о работе Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества общего образования