Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ
1.1 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста….4
1.2 Задачи и методика формирования временных отношений………….6
1.3 Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени………………………………………………………..10
ГЛАВА 2.
2.1 Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…25

Файлы: 1 файл

ФЭМП Курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

В эту игру дети играют и индивидуально, с большим интересом, распределяя картинки соответственно сезонам.

«Который час»

Материал: крупный циферблат с подвижными стрелками и 24 парных карточки. На 12 из них изображены с указанием ровного часа (час, два, три…0; на других 12 - изображены числа 1, 2, 3….

 

Ход игры

а) У водящего крупный циферблат. 24 карточки распределяются между детьми, по 3 - 4 карточки каждому. Дети рассматривают свои карточки, определяют, какое время на них показано, затем воспитатель начинает игру. «Внимание, я ставлю время», говорит он. Дети внимательно смотрят, как воспитатель переводит стрелки на циферблате. Если он поставил, например, 5 часов, то дети, у которых имеются соответствующие парные карточки (т.е. карточка с циферблатом, показывающая пять часов и другая карточка с изображением числа 5), сбрасывают обе карточки. Эти карточки убираются, и игра продолжается таким же образом до тех пор, пока не исчерпаны будут все карточки.

б) парные карточки не сбрасываются, а остаются у детей и перевертываются лицевой стороной вниз. Прежде чем перевернуть, дети, у которых оказались соответствующие парные карточки, должны их показать остальным детям для проверки. Возможны следующие ошибки: 1) ребенок поднял не ту карточку; после обнаружения ошибки он кладет ее обратно лицевой стороной вверх; 2) ребенок имеет требуемую карточку, но он ее не замечает; в этом случае ему говорят о том, что карточка у него. Если и после этого ребенок карточки не обнаружит, ему ее показывают, но перевернуть ее он не имеет права.

По перевернутым карточкам определяется выигрыш. Игра заканчивается, когда один из играющих успел перевернуть все карточки. Он считается выигравшим и становится водящим.

Усложнение. Когда дети безошибочно научатся определять время (в пределах часа) тогда 12 карточек с крупными числами заменяются карточками с изображением циферблатов, которые указывают время в пределах получаса.

С этими карточками проводится только второй вариант игра.

В эту игру ребенок может играть индивидуально, сначала упражняясь в определении «ровного часа», а потом - определять время с точностью до получаса: ребенок обозначает время движением стрелок на крупном циферблате и подыскивает соответствующую маленькую карточку.

Примечание. В групповой комнате на стене должны быть настоящие часы. Игре предшествует беседа с детьми о часах, их роли в жизни людей. Дети рассматривают модель часов - циферблат, стрелки; знакомятся с новым словом «циферблат»; усваивают назначение каждой стрелки и, поворачивая стрелки, показывают время («ровный час»).

«Наш дачный день»

Игра парная.

Материал: два набора карточек. Один набор представляет собой серию картинок, изображающих основные моменты режима дня дошкольника; другой - серию циферблатов с указанием времени.

Парные карточки:

Картинка - «Пробуждение детей», циферблат показывает 7 час.

Картинка - «утренняя гимнастика», циферблат показывает 8 ч. 30 мин.

Картинка - «Завтрак», циферблат показывает 9 час.

Картинка - «Занятие», циферблат показывает 9 ч. 30 мин., или 10 час.

Картинка - «Прогулка в лесу, поле…», циферблат - 10 ч. 30 мин.

Картинка - «Обед», циферблат - 1 ч. Дня.

Картинка - «Дневной сон», циферблат - 1 ч. 30 мин.

а) Ребенок группирует карточки в две стопки: картинки и циферблаты. Каждый раз, взяв картинку из стопки, он подбирает к ней соответствующий циферблат и кладет рядом. Разложив на столе обе серии карточек, ребенок устанавливает последовательность чередования их, соответственную режиму дня.

б) Один из играющих получает карточки, другой - циферблаты. Циферблаты получает тот, кто лучше умеет определять время на часах. Вторым участником игры может быть и воспитатель. Начинает тот, у которого картинки. Он берет одну картинку, например, «Дети встают», и спрашивает: «В какое время дня это бывает?» Партнер должен найти у себя соответствующий циферблат и, показав его, назвать время: «Дети встают в 7 часов утра». Обе карточки помещают рядом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны все карточки.

В процессе игры карточки берутся вразбивку. После окончания игры складываются в последовательном порядке: на первом месте кладется пара карточек, обозначающих «вставание»; на втором месте, т.е. под ними, кладется пара карточек, показывающих «утреннюю зарядку» и т.д.

«Который час» (подвижная игра)

Двенадцать детей образуют круг. У каждого в руках карточка с изображением какой-нибудь цифры от 1 до 12. Цифра может быть вставлена в палочку. В центре круга стоит ребенок (центр следует отметить мелом, камушком или каким-нибудь другим знаком). В правой руке у него палочка; вытянутая рука с палочкой - это длинная стрелка; левая рука - короткая стрелка. Один из играющих, стоящий в кругу, обращаясь ко всем детям, говорит: «Утро. Мне пора вставать! Который час?» Дети подхватывают хором: «Нам пора вставать! Который час? Стоящий в центре показывает время. Протягивает руку с палочкой в сторону ребенка, у которого цифра «12», а другой рукой показывает на цифру «7».

Дети по движению «стрелок» определяют время и хлопают в ладоши 7 раз. Затем стоящий в центре меняется местом с тем, кто первый спросил время. Снова кто-нибудь из детей говорит: «Который час, не пора ли нам завтракать?» Дети хором повторяют вопрос. Стоящий в центре указывает время - 9 часов и тоже меняется местом с тем, кто задал вопрос.

Если игра проводится в сопровождении музыки, то музыка имитирует бой часов.

Время показывается не обязательно в порядке последовательности режима, а и в обратном порядке и вразбивку. Циферблат может указывать время и не в точном соответствии с режимом дня, а приближенно. Если дети уже хорошо знают установленный режим дня, стоящий в центре может нарочно указать совсем другой час. Такие моменты заставляют детей очень внимательно следить за часами.

Если дети научились правильно показывать «ровный» час, можно переходить к определению времени с точностью до получаса: длинная стрелка показывает 6, короткая - между двумя соответствующими цифрами.

«Наоборот» (словесная игра)

Дети и воспитатель сидят в кругу. Воспитатель, называя имя ребенка, бросает ему платочек и произносит какое-нибудь слово. Тот должен ответить противоположным по смыслу словом. Так, например, воспитатель сказал слово «утро», ответ - «вечер»; «день» - «ночь»; «полдень» - «полночь»; «всегда» - «никогда»; «некогда» - «есть время»; «вчера» - «завтра»; «редко» - «часто»; «скоро» - «медленно»; «давно» - «недавно»; «долго» - «скоро»; «рано» - «поздно»; «зима» - «лето»; «сейчас» - «потом»; «раньше» - «потом».

Можно употреблять не только наречия, но и прилагательные: «утренний» - «вечерний»; «дневной» - «ночной»; «редкий» - «частый»; «ранний» - «поздний»; «зимний» - «летний».

Придумать предложение на слово, обозначающее время

(словесная игра)

Воспитатель произносит слово «поздно». Ребенок отвечает: «Я поздно пришла в детский сад». Дано слово «рано». Ответ: «Мы рано проснулись и т.д.

Например, предложения, придуманные детьми на слово «вечер»6

Вечер настал, взошла луна.

Вечер прошел, наступила ночь.

Наступил вечер, солнце закатилось.

Наступил вечер, солнце спряталось за тучи.

Весь вечер мы были в гостях.

«Назови соседей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Шла коза по мостику. И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, выходи из круга вон.

Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «вторник», бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера? Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

«По порядку стройся» (подвижная игра)

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

- седьмой день недели, назови свой день недели и  придумай пословицу или поговорку  о числе семь;

- среда, скажи какой твой  день по счету? Назови сказки, в которых встречается число  три.

Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра повторяется.

«Неделька стройся» (подвижная игра)

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

- выходят дни недели, которые  стоят после четверга (выходят  дети с цифрами пять, шесть, семь);

- выходит день, который  обозначает понедельник;

- выходит день, который  стоит после вторника. Игра проходит  в быстром темпе.

«Сутки»

Цель. Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.

Материал. Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Инструкция. Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

«Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я - понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника.

 

 

 


Информация о работе Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста