Методы решения транспортных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Транспортная задача (классическая) — задача об оптимальном плане перевозок однородного продукта из однородных пунктов наличия в однородные пункты потребления на однородных транспортных средствах (предопределённом количестве) со статичными данными и линеарном подходе (это основные условия задачи)

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)


2. Описание методов решения транспортных задач

 

2.1 Математическая  постановка и общая характеристика  транспортных задач

 

Транспортная задача (классическая) — задача об оптимальном плане перевозок однородного продукта из однородных пунктов наличия в однородные пункты потребления на однородных транспортных средствах (предопределённом количестве) со статичными данными и линеарном подходе (это основные условия задачи).

Для классической транспортной задачи выделяют два типа задач: критерий стоимости (достижение минимума затрат на перевозку) или расстояний и критерий времени (затрачивается минимум времени на перевозку). Под названием транспортная задача ,определяеться широкий круг задач с единой математической моделью эти задачи относяться к задачам линейного программирования и могут быть решены оптимальным методом. Однако ,спец.метод решения транспортнои задачи позволяет существенно упростить её решение по скольку транспортная задача разрабатывалась для минимизирования стоимости перевозок .

 

2.2. Математические методы решения транспортных задач

 

История поиска методов решения.

Проблема была впервые формализована французским математиком Гаспаром Монжем в 1781 году. Основное продвижение было сделано на полях во время Великой Отечественной войны советским математиком и экономистом Леонидом Канторовичем. Поэтому иногда эта проблема называется транспортной задачей Монжа — Канторовича.

Поиск начального решения.

Решение транспортной задачи начинается с поиска допустимого начального решения (плана перевозок), чтобы  все запасы поставщиков были распределены по потребителям. Допустимое начальное  решение не обязательно оказывается оптимальным, а метод его нахождения может быть как простейшим (метод северо-западного угла) или более сложным и приближенным к оптимальному решению (метод минимальных тарифов), или же вообще произвольным.

Метод северо-западного угла.

Допустимое (но не всегда оптимальное  с точки зрения стоимости доставки) начальное решение транспортной задачи можно построить, последовательно  перебирая строки таблицы (то есть поставщиков) сверху вниз. В пределах каждой строки, нужно перебрать слева направо не охваченных или не полностью охваченных поставками потребителей, записывая в соответствующие ячейки объем поставляемого груза от поставщика в данной строке, и так до исчерпания возможностей поставщика. Таким образом, весь груз от поставщиков будет распределен по потребителям. Этот метод был предложен Данцигом в 1951 г. и назван Чарнесом и Купером «правилом северо-западного угла».

 

Метод наименьшего  элемента.

Суть решения задачи методом минимального (наименьшего) элемента заключается в сведении к минимуму побочных перераспределений товаров между потребителями.

Алгоритм:

  1. Из таблицы стоимостей выбирают наименьшую стоимость и в клетку, которая ей соответствует, вписывают большее из чисел.
  2. Проверяются строки поставщиков на наличии строки с израсходованными запасами и столбцы потребителей на наличие столбца, потребности которого полностью удовлетворены. Такие столбцы и строки далее не рассматриваются.
  3. Если не все потребители удовлетворены и не все поставщики израсходовали товары, возврат к п. 1, в противном случае задача решена.

 

Алгоритм метода потенциалов:

Один из потенциалов  задается произвольно, скажем, полагается .

 

Рассматривается система  линейных уравнений вида для тех наборов индексов i , j , для которых , и находятся потенциалы и всех складов и всех пунктов потребления.

Для всех остальных наборов  индексов i , j (для которых ) проверяется условие.

Если это условие  выполняется для всех наборов  индексов i , j , для которых , то рассматриваемый план является оптимальным. Если же, хотя бы

для одной пары,  то план не оптимален.

 

3. Аналитическое решение задачи.

3.1 Решение в табличном процессоре MS Excel.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Ручной расчет.

    3.2.1 Метод северо-западного угла.

 

Дано:

 

Пункты

Запасы

12

14

32

20

3

54

8

10

12

24

12

32

6

8

12

24

18

85

10

18

4

8

9

162

Потребности

100

70

30

45

50

 

 

Запасы: 54+32+85+162=333

Потребности: 100+70+30+45+50=295

Запасы меньше потребностей, значит, добавляем столбец с разностью запасов и потребностей. Уравниваем:

 

Пункты

Запасы

12

14

32

20

3

0

54

8

10

12

24

12

0

32

6

8

12

24

18

0

85

10

18

4

8

9

0

162

Потребности

100

70

30

45

50

38

 

 

Вычисляем:

 

Пункты

Запасы

54

0

0

0

0

0

0

32

0

0

0

0

0

0

14

70

1

0

0

0

0

0

0

29

45

50

38

0

Потребности

0

0

0

0

0

0

 

 

F(x) =

 

 

F(x) = 12*54+8*32+6*14+70*8+12*1+4*29+8*45+9*50+)*38 =

= 648+256+84+560+12+116+360+450 = 2486

Ответ: F(x) = 2486.  

                                                           

 

3.2.1 Метод минимального элемента.

 

Дано:

 

Пункты

Запасы

12

14

32

20

3

54

8

10

12

24

12

32

6

8

12

24

18

85

10

18

4

8

9

162

Потребности

100

70

30

45

50

 

 

Запасы: 54+32+85+162=333

Потребности: 100+70+30+45+50=295

Запасы меньше потребностей, значит, добавляем столбец с разностью запасов и потребностей. Уравниваем:

 

Пункты

Запасы

12

14

32

20

3

0

54

8

10

12

24

12

0

32

6

8

12

24

18

0

85

10

18

4

8

9

0

162

Потребности

100

70

30

45

50

38

 

 

Решение:

 

Пункты

Запасы

0

0

0

0

16

38

0

15

17

0

0

0

0

0

85

0

0

0

0

0

0

0

53

30

45

34

0

0

Потребности

0

0

0

0

0

0

 

 

F(x) =

 

F(x) = 8*15+6*85+10*17+18*53+4*30+8*45+3*16+9*34+0*38 =

= 120+510+170+954+120+360+48+306 = 2588

 

Ответ: F(x) = 2588.

 

4.Заключение.

 

В результате выполнения курсового проекта был разработан алгоритм и написана программа для  решения транспортных задач с  использованием среды программирования C++ Builder 6.

 

 

5. Список литературы

  

5.1. Основная литература

5.1.1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Математические методы. Гриф УМО МО РФ, 2009. – Изд-во: Форум. Серия: Профессиональное образование – 464 с.: ил.

5.1.2. Стрикалов А.И., Печенежская  И.А. экономико-математические методы  и модели: пособие к решению  задач. – Изд-во: Феникс, 2008 – 348 с.: ил.

5.1.3. Макаров С.И., Севастьянова  С.А. и др. Экономико-математические  методы и модели. Гриф УМО МО  РФ. Учебное пособие, 2009. – Изд-во: КноРус, 240 с.: ил.

5.1.4. Макаров С.И., Севастьянова  С.А. и др. Экономико-математические  методы и модели. Задачник.  Гриф УМО МО РФ., 2009. – Изд-во: КноРус, 202 с.: ил.

Информация о работе Методы решения транспортных задач