Метод проектов в изучении математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но скрыты от учащихся, закамуфлированы. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.
Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Содержание работы

Введение
Понятие учебного проекта
Цели проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике
Сущность метода проектов
Этапы проектной деятельности
Типологические признаки

Файлы: 1 файл

Метод проетков.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Метод проектов в изучении математики»

 

 

                                                                             

                                                             Выполнил: студент 504-М гр.

физико-математического

факультета Агаханов М.Х.

 

Проверил(а):

Вахмянина О.А.

 

 

 

Оренбург

2014 г.

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие учебного проекта
  3. Цели проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике
  4. Сущность метода проектов
  5. Этапы проектной деятельности
  6. Типологические признаки

 

Введение.

 

 

  1. Понятие учебного проекта.

«Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.» (Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.).  
 
Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но скрыты от учащихся, закамуфлированы. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.  
Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. 
 
 
Учебный проект, с точки зрения учителя, — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. 
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. 
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы. 
Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла. 
На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов они называются специфическими (в отличие от житейских, общешкольных или предметных). Это проблематизации, целеполаганию, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения. 
В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний. 
Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сделать. 
 
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить. 
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы); 
— целеполаганию и планированию деятельности; 
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта); 
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; 
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; 
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; 
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; 
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; 
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). 
 
Два плана учебного проекта 
 
Видимый: 
— тема проекта; 
— название проекта; 
— проблема проекта; 
— задача проекта; 
— планирование — осуществление; 
— презентация. 
 
Невидимый:  
— тема учебного курса, урока;   
— цели и задачи обучения,   развития,  воспитания; 
— необходимый уровень  ЗУН;               
— необходимые специфические умения и навыки; 
— новое содержание; 
— обобщение; 
— обеспечение проекта;

—  организационные формы осуществления проекта. 
 
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. 
 
При работе над проектом наиболее правильным направлением считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. 
 
Например, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) - по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого. 
 
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей. 
 
Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг, привычного домашнего общения.

 

  1. Цели проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике.

Цели проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике:

1) Формирование  эмоционально-ценностного отношения  к изучаемой проблеме, творческой  деятельности учащихся, потребности  в ней {мотивационно-потребностнып аспект);

2) Овладение систематизированными  математическими знаниями, осознание  социальной и личной значимости  исследовательской деятельности  в сфере математики и прикладных  знаний, стремление и умение разрешать  проблемные ситуации {когнитивный аспект);

3) Развитие следующих  умений:

распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации из области математики, привлекая знания из разных областей науки;

Самостоятельно, рефлекторно (критически) мыслить; Прогнозировать результаты ; Устанавливать причинно-следственные связи;

Практически применять полученные знания, {деятельностно-практический аспект).

Гузеев В.В. (кафедра образовательных технологий института усовершенствования Министерства образования в г. Москве) дает следующую схему проектного метода:

1. Постановка цели: выявление  проблемы, противоречия, формулировка  гипотезы.

2. Обсуждение возможных  вариантов исследования, зыбор способов.

3. Самообразование при  помощи учителя.

4.  Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5. Исследование: решение  отдельных задач, компоновка.

6. Обобщение результатов, выводы.

7. Анализ успехов и  ошибок.

Для классификации проектов применимы следующие типологические признаки:

•    Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная. Например, исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, на практике чаще всего применим смешанный тип проектов.

•    Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

•    Количество участников проекта (индивидуальные, групповые, коллективные).

•    Продолжительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

•    Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

•    Форма продукта или защиты проектной деятельности (web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт).

 

 
  1. Сущность метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

  1. Этапы проектной деятельности.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог  помогает ребенку выбрать наиболее  актуальную и посильную для него на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта  – план деятельности по достижению  цели:

- к кому обратиться  за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках  можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами  научиться работать для достижения  цели.

3. Выполнение проекта  – практическая часть.

4. Подведение итогов –  определение задач для новых  проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

 

 

  1. Типологические признаки.

Типологические признаки:

  1. ирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

  1. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  1. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  1. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  1. Количество участников проекта.

  1. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие проекты.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции, пр.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, и пр.

Информация о работе Метод проектов в изучении математики