Контрольная работа по методиче развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности . Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей.

Содержание работы

Введение …………………………………….…………………………….. 3
1. Занятия - основная форма развития элементарных математических представлений в детском саду ……………….…………………………… 4
2. Особенности организации занятий по развитию элементарных математических представлений в разных возрастных группах: структура занятий и их продолжительность; усложнение программного содержания; своеобразие приемов обучения; дидактический наглядный материал и его использование; смена деятельности детей; постепенное повышение требований к ответам детей; руководящая роль воспитателя; роль и место игровых приемов………………………………………………6
3. Специфика построения учебного процесса в подготовительной к школе группе…………………………………..………………………………..…....12
4. Индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятиях……………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………..19
Список используемой литературы …………………………………………22
Практическое задание ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Контрольная ПО МАТЕМАТИКЕ.docx

— 3.53 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа

 

ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

студентки заочного отделения

Мезенского  педагогического колледжа

 

группа 41

вариант 3

 

Кузиной Светланы Андреевны

 

 

 

Преподаватель:           

 Ильинская  Ирина Николаевна

 

 

Адрес:

Орловская область  г. Мценск

ул. Стрелецкая слобода 4-3

 

 

 

 

 

г. Орел 2013

 

             Содержание

 

Введение …………………………………….……………………………..  3

1. Занятия - основная форма  развития элементарных математических  представлений в детском саду  ……………….…………………………… 4

2. Особенности организации  занятий по развитию элементарных  математических представлений в  разных возрастных группах:            структура занятий и их продолжительность; усложнение программного содержания; своеобразие приемов обучения; дидактический наглядный материал и его использование; смена деятельности детей; постепенное повышение требований к ответам детей; руководящая роль воспитателя; роль и место игровых приемов………………………………………………6

3. Специфика построения учебного процесса в подготовительной к школе группе…………………………………..………………………………..…....12

4. Индивидуально – дифференцированный  подход  к  детям  на  занятиях……………………………………………………………………….17

Заключение …………………………………………………………………..19

Список используемой литературы …………………………………………22

Практическое задание ……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

 Ребенок очень много может  усвоить в первые годы жизни.  Период дошкольного детства относительно  всей жизни человека недолог,  но очень насыщен познанием.  Велик поток информации, который  обрушивает на маленького человека  окружающая жизнь. На многие  вопросы он находит ответ, идя  путем проб и ошибок, постигая  закономерности .  Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей . Источником познания дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт. Но следует отметить, что такой опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому потребности нынешнего времени требуют от воспитателя перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенности нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии . 

Методика формирования элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др .  Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.   Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области . Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений зачастую, хочется желать лучшего.

  1. Занятия - основная форма развития элементарных математических представлений в детском саду.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель  продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском  саду и дома. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного  и математического развития ребенка  и подготовки его к школе. С  помощью занятий удается вооружить  детей знаниями второй категории (по определению А.П. Усовой), повышенной трудности, достаточно обобщенными, лежащими в "зоне ближайшего развития". Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически  все программные требования: осуществление  образовательных, воспитательных и  развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются  и развиваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений у  детей, или занятия по математике в детском саду (как они названы  в последних программных документах), строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6-8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе. Количество занятий определено в так называемом "Перечне занятий на неделю", содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю. С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25-30 минут в подготовительной к школе группе. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе  занятий по изучению данной программной  задачи, темы, раздела, способствуя  усвоению программы развития элементарных математических представлений в  полном объеме и всеми детьми. В  работе с дошкольниками новые  знания даются небольшими частями, строго дозированными "порциями". Поэтому  общую программную задачу или  тему обычно делят на ряд более  мелких задач - "шагов" и последовательно  реализуют их на протяжении нескольких занятий. Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы  они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания  длинной и короткой полосок путем  их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок  разной длины такая, которая соответствует  предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная  полоска на глазах самого ребенка  становится более короткой по сравнению  с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий. Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой. Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года. Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности. В летние месяцы (V квартал) занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т.д. Нарушение принципа системности и последовательности в работе по развитию математических представлений недопустимо. Н.К. Крупская говорила: "...математика - это цепь понятий: выпадает одно звенышко - и непонятно будет дальнейшее".

На основе программы формирования элементарных математических представлений  с учетом особенностей детей и  уровня их развития воспитатель определяет содержание каждого конкретного  занятия, четко и лаконично формулирует  его задачи, например: "Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами по длине и раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания длины, ориентируясь на образец; обозначать соотношения по длине словами самый длинный, самый короткий, длиннее, короче; закрепить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них; упражнять в счете в пределах б". На занятиях, кроме "чисто" образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

  1. Особенности организации занятий по развитию элементарных     математических представлений в разных возрастных группах.

Программное содержание занятия обусловливает  его структуру. В структуре занятия  выделяются отдельные части: от одной  до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач  и возраста детей. Часть занятия  как его структурная единица  включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны  и вместе с тем связаны друг с другом.

Структура занятия обеспечивает сочетание  и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем  необходимости физкультминутки  является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д. В физкультминутку рекомендуется  включать 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).

Наибольшее эмоциональное воздействие  на ребят оказывают физкультурные  минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую.

Дидактические игры разной степени  подвижности также могут успешно  выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились  следующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических  игр;

2) занятия в форме дидактических  упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит  от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический  материал и деятельность с ним  или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель  активно руководит процессом  усвоения детьми знаний и навыков.

Занятия в форме дидактических  игр широко применяются в младших  группах. В этом случае обучение носит  незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель  пользуется в основном методами и  приемами Опосредованного педагогического  воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает  игровые ситуации на протяжении всего  занятия, в игровой форме его  заканчивает. Упражнения, с дидактическим  материалом хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических  игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов  и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма  не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных  математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических  упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает  практический характер. Выполнение разнообразных  упражнений с демонстрационным и  раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих  им математических представлений. Воспитатель  применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. В  младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу  по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте - практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину,, высоту предметов и т. д.).

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с  целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Информация о работе Контрольная работа по методиче развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста