Формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- дать характеристику форм обучения детей математике вне занятий;
- определить специфику формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий;
- представить конспект развлечения для детей дошкольного возрастапо формированию математических представлений вне занятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Характеристика форм обучения детей математике вне занятий………..….4
2. Специфика формирования математических представлений у
детей дошкольного возраста вне занятий…………………………………..…..8
3. Конспект занятия……………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19
Приложения……………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

К.Р. ТиМ математического развития 2013.docx

— 215.74 Кб (Скачать файл)

При этом дети пользуются двумя  видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение  решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют  и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта  внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки  дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать».

В процессе решения задач  на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Из всего многообразия занимательного математического материала  в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость  детей в различении, выделении, назывании  множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических  играх есть возможность формировать  новые знания, знакомить детей  со способами действий. Каждая из игр  решает конкретную задачу совершенствования  математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий  как одно из средств реализации программных  задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений  определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в  качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В  младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено  в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия  с целью воспроизведения, закрепления  ранее изученного. Так, в средней  группе на занятия по формированию элементарных математических представлений  после ряда упражнений на закрепление  названий, основных свойств (наличие  сторон, углов) геометрических фигур  может быть использована игра.

В формировании у детей  математических представлений широко используются занимательные по форме  и содержанию разнообразные дидактические  игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и  упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения  ее от имени какого-либо литературного  сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные  элементы дидактической игры (дидактическая  задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей  с целью выработки умений, навыков.

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает  форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом. Так, в старшей группе с целью  упражнения детей в группировке  геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и  исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы, и  по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ  адресовать Чебурашке. Ошибка может  состоять в том, что в группе квадратов  находится треугольник, в группе фигур синего цвета - красная и т. д.

Таким образом, дидактические  игры и игровые упражнения математического  содержания - наиболее известные и  часто применяемые в современной  практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в  занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические  игры оправдывают себя в решении  задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

В комплексном подходе  к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным  развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется  значение занимательных задач в  умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением  вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей  лишь схемой и направлением анализа  занимательной задачи, приводящего  в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое  упражнение в решении задач таким  способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных  задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию  общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и  сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует  считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной  задачи, поисковых действий практического  и мыслительного характера. Догадка  в этом случае свидетельствует о  глубине понимания задачи, высоком  уровне поисковых действий, мобилизации  прошлого опыта, переносе усвоенных  способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная  задача, целенаправленно и к месту  использованная, выступает в роли проблемной. Здесь явно представлен  поиск хода решения выдвижением  гипотезы, проверкой ее, опровержением  неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством  воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к  логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

 

3. Конспект занятия

Конспект математического  досуга в подготовительной группе

«Винни-Пух и его друзья»

Учебно-игровые  задачи:

создать у детей радостное  настроение от общения со сказочными героями

восстановление и продолжение  числового ряда

упражнение в определении  состава чисел

решение кроссворда

закрепление количественного  счета

заполнение таблиц

воспитывать у детей умение слушать друг друга, желание прийти на помощь друг другу

Материал:

Герои сказки А.Милна «Винни-Пух  и все-все-все»

Раздаточный материал (приложение 1,2,3)

Рабочие листы

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вам  расскажу новую историю о Винни-Пухе и его друзьях. Итак, Винни-Пух  и Пятачок (на доске выставляются фигурки героев) отправились в  гости к ослику Иа-Иа. По дороге они  нарвали для ослика большой букет  ромашек (на доске выставляются ромашки  с разными серединками: 9 ромашек  с желтыми серединками, 3 ромашки  с оранжевыми серединками). Винни-Пух  очень любит желтый цвет, поэтому  он срывал ромашки с желтыми серединками, а Пятачок срывал ромашки с  оранжевыми серединками. Когда они  посчитали ромашки, то получилось, что  Пятачок срывал каждую третью ромашку. Раскрасьте на своих листочках серединку  каждой третьей ромашки оранжевым цветом, серединки остальных ромашек раскрасьте желтым цветом. (Приложение №1)

По дороге Винни-Пух и  Пятачок заглянули в гости  к Сове. (на доске выставляется Сова)

- Здравствуй, Сова. (Винни-Пух)

- Здравствуйте, мои дорогие друзья. (Сова)

- Сова, мы идем в гости  к ослику Иа-Иа и несем ему  букет ромашек. Хочешь, пойдем с нами? (Винни-Пух)

- Нет, я не могу. Но я хочу передать ему подарок.

На доске выставляется «упакованный» подарок.

- Ой, что это? (Пятачок)

- А вот, что это - вы угадайте. Для этого вы должны  правильно соединить цифры по порядку. (Сова)

- Мы не знаем цифр. (Пятачок)

- Ребята, давайте поможем Пятачку и Винни-Пуху. (Приложение №2).

- Да это же ваза для  наших цветочков. (Винни-Пух)

Винни-Пух и Пятачок  взяли подарок Совы и отправились  дальше к ослику Иа-Иа. А вот и  ослик. Только что-то он такой грустный?

- Здравствуй, Иа-Иа. (Винни-Пух)

- Здравствуй, Винни. (Иа-Иа)

- Ты почему такой грустный? Мы тебе принесли букет ромашек  и подарок от Совы. А ты грустишь.

- Я грустный, потому что  никак не могу сосчитать, сколько  разных продуктов я должен  купить для моих гостей, и сколько  мне понадобится для этого денег.

- Ребята, давайте поможем  ослику сосчитать все продукты  для его гостей.

 

На доске выставляются модели различных продуктов: яблоки, груши, помидоры, огурцы. Дети считают  продукты, воспитатель выставляет цену каждого продукта. После этого дети считают, сколько денег понадобится ослику.

Например: Насчитали четыре яблока. Каждое яблоко стоит два  рубля, значит, на яблоки ослик потратит восемь рублей. Груш насчитали пять, каждая груша стоит один рубль  – на груши ослик потратит пять рублей. Помидоров насчитали три  штуки по три рубля. На помидоры он потратит девять рублей. А на всю  покупку ему понадобится восемь плюс пять плюс девять рублей. Всего 22 рубля.

- Ой, спасибо, дорогие  ребята. У меня есть 30 рублей. Как  вы думаете, мне хватит на покупки? (да)

- А я хочу еще купить  всем моим друзьям по воздушному  шарику. Один шарик стоит один  рубль, а мне надо четыре  шарика (дети выясняют, что у ослика  останется 8 руб. сдачи, а на  шарики понадобится всего 4 рубля,  так что на шарики ему хватит  денег и еще останется 4 рубля). Количество продуктов и их  цену можно менять в зависимости  от подготовленности детей к арифметическим действиям.

И тут прилетела мудрая Сова.

- Здравствуй, Иа-Иа. Я задержалась  потому, что решала кроссворд.  Но так и не смогла его разгадать.

- Ребята, давайте поможем Сове решить кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

Сколько дней в неделе? (семь)

Два кольца, но без конца, в середине нет гвоздя, Если я  перевернусь, все равно не изменюсь. Какая я цифра? (восемь)

Я задумала число, отняла от него два. Получилось семь. Какое число я задумала? (девять)

Сколько получится, если от 7 отнять 7 (ноль)

 

 

 

Как называется первый месяц  осени? (сентябрь)


 

 

 

 

 

 

- Так вот, кто прислал  мне этот кроссворд? Сам не  смог решить, а меня озадачил. Спасибо, ребята, что выручили  меня. (Сова)

Винни-Пух предложил своим  друзьям прогуляться в лес  насобирать грибов и ягод для праздничного стола. И друзья все вместе отправились  в лес. Там они собирали грибы  и ягоды. На доске выставляется корзина  с грибами и лукошко с ягодами. В корзине лежат разные грибы, отличающиеся по размеру (большие и  маленькие), цвету (красные и коричневые), съедобные и не съедобные.

В корзине лежат следующие грибы:

два мухомора (маленькие, красные)

четыре больших боровика (коричневые, большие)

три подосиновика (маленькие, красные)

- Ребята, давайте сосчитаем,  сколько всего грибов нашли друзья? (9)

- давайте мы их разделим  на две группы: съедобные и не съедобные ( 2 и 7)

- теперь разделим и  на две группы по размеру (3 и 6)

- теперь разделим их  по цвету (5 и 4)

- Значит, число 9 можно  разделить на две части следующим  образом: 3 и 6, 4 и 5, 2 и 7. А как  еще можно разделить число 9 на две части?

На доске выставляется число девять и варианты его состава. (Приложение №3).

 

То же задание проводится и с ягодами. Ягод нужно взять  другое число, например 10. (черника и земляника). (Приложение №4).

Винни-Пух и его друзья очень устали и решили заглянуть  к Кролику в гости, чтобы отдохнуть. Кролик работал архитектором и проектировал дома для геометрических фигур. Винни-Пух  с друзьями попросил Кролика показать им хотя бы один проект дома. Кролик очень  гордился своей работой и, конечно, показал свои работы. Только фигуры там еще не заселились. Давайте  мы с вами поселим фигуры в их квартиры. (Приложение №5 и Приложение №6).

Дети самостоятельно рисуют геометрические фигуры в своих рабочих листах.

Вот такая история произошла  с Винни-Пухом и его друзьями. На прощание Винни-Пух попросил передать вам шарики.

Информация о работе Формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий