Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия формирования представлений о размере предметов у детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Измерение условной меркой может применяться  и для сравнения геометрических фигур. Детям можно предложить определить равенство или неравенство сторон квадрата, прямоугольника, других фигур, измерив их полоской бумаги, бруском, лентой и т. д. На этой основе вывод, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника - противоположные, звучит гораздо убедительнее, чем при простом зрительном восприятии. Взяв в качестве условной мерки клетку на клетчатой бумаге, можно точно установить, какая из фигур занимает большую площадь, какая - меньшую и на сколько [13, с. 220].

Наконец, содержание измерительной  деятельности отражается при составлении  и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.

Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе - тем кажется большим.

Дети старшего дошкольного возраста  познают величины через размеры, уделяется внимание раскрытию методики познания детьми размера предметов как свойства объектов.

Дети познают и используют длину {длиннее - короче, длинный - короткий), ширину, высоту предметов, их объем {больше - меньше, большой - маленький) и массу {тяжелее - легче, тяжелый - легкий). В содержание обучения детей старшего дошкольного возраста включена количественная оценка свойств предметов, таких как длина, объем жидкости и др. При этом мерой измерения является условная мерка, произвольно выбираемая детьми в каждой конкретной ситуации.

Размеры предметов дети познают преимущественно сенсорными способами в процессе обследования, сравнения и сопоставления, группировки, а величины - путем измерения объектов и использования чисел с целью количественной оценки [14].

В педагогическом исследовании Березиной Р.Л. раскрыты особенности познания детьми трехмерности объемных предметов [14].

Детям старшего дошкольного возраста предлагали посмотреть на коробки с ярко выраженными протяженностями (у одной - по высоте, у другой - по длине, у третьей - по ширине) и показать длину, ширину, высоту каждой из них. Дети допустили следующие ошибки:

•   высоту (длину, ширину) показывали и называли только длят тех коробок, у которых она особо выражена;

  • высоту показывали касанием рукой верхнего края коробки, а не движением руки снизу вверх;
  • ошибались в выделении длины и ширины, «заменяли» одну протяженность другой.

Самое меньшее количество ошибок дети допустили при показе и назывании длины, самое большее - ширины и высоты. Наиболее успешными в выполнении оказались дети седьмого года жизни. Большинство из них правильно показывали и называли 3 измерения в предметах (коробках).

В исследовании о необходимости целенаправленной упражняемости детей в дифференцировке протяженностей и осуществлении измерений, выделены уровни ориентировки детей старшего дошкольного возраста в величинах:

  • различение, называние протяженностей;
  • выделение значимой в ситуации протяженности;
  • выделение двух протяженностей в плоских предметах (длины и ширины, высоты и толщины);
  • выделение трехмерности в объемных объектах.

Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей.

В старшем дошкольном возрасте  дети составляют ряды величин не только в наглядно-образном плане, но и по представлению. Могут предварительно схематически зарисовать возможное расположение предметов в ряду, определить место какого-либо предмета в воображаемой последовательности, отыскать пропущенный предмет, продолжить ряд в двух направлениях, рассказать о способе расположения предметов в ряду.

Вывод: исходя из особенностей детских представлений о размере предметов, необходимо развивать у детей представление о размере как о свойстве предмета. В старшем дошкольном возрасте применяется и опосредованный способ сравнения, то есть оценка размеров воспринимаемых предметов в сравнении с хорошо известными, встречающимися в опыте ребенка ранее, измерение условной меркой. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением. Дети старшего дошкольного  должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой: «линейное» измерение; определение объема сыпучих веществ; измерение объема жидкостей. Дошкольники осваивают умение выделять данное свойство наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по размеру предметы, малыши устанавливают отношения «равенства - неравенства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Упражнения и задания для реализации задач формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов

 

Исходя из особенностей представлений  о размере предметов у детей  старшего дошкольного возраста, педагогическая работа строится в определенной последовательности [15].

Вначале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета, отмечает Тарунтаева Т.В.. Детей учат выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения «равенства - неравенства». Результаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т. д. Таким образом, первоначально предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку [15].

На этой основе продолжается дальнейшая работа, в процессе которой детей  учат при сравнении нескольких предметов  одним из них пользоваться как  образцом. Практические приемы приложения и наложения применяются для  составления упорядоченного (сериационного) ряда. Затем дети учатся создавать его по правилу. Располагая предметы (3-5 штук) в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте и другим признакам, они отражают это в речи: самая широкая, уже, еще ужа, самая узкая.

По мнению Фидлер М., при формировании представлений о величине предметов использует специальный дидактический материал [17].

Положительный эффект дает применение таких приемов обследования, как  показ длины, ширины и т. д., проведение пальцем по указанной протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.

Обследование дает возможность  установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия.

Дети узнают, что при показе длины  рука движется слева направо, вдоль  предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз, а  толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

В процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

Большое значение придается обучению старших дошкольников способам сравнения: приложению и наложению, как отмечает Михайлова З.А. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте [18].

Для упражнения детей в сравнении  предметов по величине можно давать такие, например, задания:

- из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;

- детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

- нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

- найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Так Метлина Л.С. отмечает, что к моменту перехода в подготовительную к школе группу дети старшего дошкольного возраста должны научиться выделять измерения (длину, ширину, высоту) и оценивать размер предметов с точки зрения 2-3 измерений. Для выделения данных величин используют упражнения в сопоставлении предметов. От сопоставления предметов, отличающихся одним измерением, дети переходят к сопоставлению предметов по 2-3 измерениям. («Какая дощечка длиннее (короче)? Какая шире (уже)? Какая толще (тоньше)?») [16].

Расширяется круг сопоставляемых предметов. Используют предметы, с которыми дети постоянно встречаются в различной  деятельности (ленты, шарфики, скакалки, шнурки, ремешки, лыжи, коробки и пр.). Сопоставление величин осуществляется не изолированно, а в системе рассмотрения других свойств предметов (их предназначение, части, цвет, материал и др.). Это имеет существенное значение для умственного развития детей.

Особенно полезны упражнения, включающие изменение размера предметов. Используют 2 вида таких упражнений: изменение  отдельных измерений объекта  при сохранении его общей массы  и уравнивание размеров предметов.

Производя изменение отдельных измерений, дети видят, что изменение одного из измерений при сохранении массы в целом ведет к изменению другого измерения. Например, столбик пластилина сделали длиннее (раскатали), зато он стал тоньше. Данное упражнение способствует развитию различения детьми отдельных измерений. Упражняя в уравнивании размеров предметов, предлагают подобрать, а позднее изготовить предмет, равный образцу. Например, подобрать полоску для ремонта книги (коробки), палочку для вертушки и пр. или сделать ленточки для игры в «пятнашки», изготовить прямоугольник (квадрат).

Задание подобрать предмет такого же размера дают детям вне занятий. Оно предпосылается упражнению в  изготовлении объекта, равного образцу, на занятии. Уравнивание размеров предметов производят по 1-2 измерениям. Объекты для уравнивания всегда подбирают большего или меньшего размера, чем образец, и выясняют, какой из них годится, а какой не годится, почему.

Детям старшего дошкольного возраста предлагается составить предмет, равный образцу, из 2 других. Например, предложить ребенку подобрать 2 дощечки, длина которых вместе равна длине палочки-мерки, в свою очередь равной длине крыши домика, и т. п. Если предметы непосредственно сопоставить нельзя, то вводится посредник - мерка. В качестве условной мерки используют разные предметы: полоску бумаги, кусок веревки, тесьму и пр. В этот период используют мерку большего размера, чем измеряемый предмет. На мерке отмечают части, занимаемые предметами.

Расстояние между отметками показывает, насколько один предмет длиннее (шире, выше) другого. Каждый предмет может быть измерен отдельной меркой. Сопоставление мерок позволяет уточнить разницу в размере предметов. Например, длина и ширина предмета могут быть сравнены с помощью 2 веревок, соответственно равных его длине и ширине. Научившись пользоваться меркой-посредником, дети могут сравнивать размеры предметов, которые непосредственно сопоставить нельзя. Например, с помощью планки сравнить длину 2 столов.

Особое место в старшей группе отводят упражнениям в группировке  и упорядочивании предметов по отдельным измерениям (по длине, ширине и др.). Группируя предметы по длине, дети помещают в одну группу все предметы одинаковой длины, несмотря на их различия в высоте и ширине. Выясняют, чем похожи и чем отличаются предметы, попавшие в одну группу, почему в одной группе оказались предметы разной высоты и т. п.

Старшие дошкольники видят, как изменяется место предмета среди других в зависимости от того, по какому признаку они сопоставляются и упорядочиваются в ряд. Например, коричневый ремешок был первым, когда ремешки раскладывали в ряд от самого длинного до самого короткого, а когда ремешки разложили в ряд от самого широкого до самого узкого, он оказался на 3 месте. Постепенно у детей формируется умение самостоятельно выделять признаки, по которым можно сравнить предметы. Они научаются последовательно сопоставлять предметы по выделенному признаку, не переключаясь на другие.

Еще до выполнения практического детям предлагается делать предположения (планировать действие). С этой целью надо ставить вопросы: «По какому признаку можно сгруппировать предметы? В каком порядке строить ряд предметов? Как выбирать нужный по порядку предмет?» Выполняя соответствующие действия, дети как бы проверяют верность предположений. Постепенно ребенок учится осознанно пользоваться правилом выбора следующего элемента при построении ряда. Выбирать надо каждый раз самый большой или самый маленький предмет среди всех оставшихся в зависимости от того, в каком порядке решили разместить предметы.

Усложнение упражнений в построении ряда величин в старшем дошкольном возрасте выражается в следующем: сопоставляют большее количество предметов ; включают упражнения в подборе и построении в ряд не отдельных предметов, а пар предметов; используют предметы, отличающиеся уже не только одним, но и 2-3 измерениями. Одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, цилиндры сначала расставляют в порядке возрастающей высоты, а затем в порядке возрастающей толщины).

Информация о работе Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов