Вербальные и невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:08, реферат

Описание работы

Манипулирование - это вид скрытого сознательного коммуникативного воздействия одного человека на другого (на его знания, отношения, намерения) с целью изменить их в нужном для манипулирующего направлении, причем, как правило, адресат манипулятивной коммуникации при этом вводится в заблуждение. Скрытое воздействие - означает неосознаваемое манипулируемым. Введение в заблуждение означает, что у адресата формируется неверное представление о мире, основанное на интерпретации информации, сообщенной адресантом, причем адресант применил коммуникативные приемы, провоцирующие это неверное представление.1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Вербальные и невербальные средства общения………………………......5
II. Методы воздействия на аудиторию……………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Один из способов вызвать доверие у аудитории – начать высказывать суждения, с которыми аудитория согласна, благодаря чему выглядеть разумным. Другой способ – быть представленным в качестве человека, осведомленного в данном вопросе. Стиль речи коммуникатора также влияет на то, воспринимается ли он как заслуживающий доверия. Положительно воздействует уверенность и быстрота речи, прямой взгляд, отстаивание чего-либо, нарушая при этом свои интересы.

Большинство людей отрицают, что  отзывы знаменитых людей имеют на них воздействие. Ведь каждый понимает, что звезда не эксперт. Здесь вступает в силу  привлекательность. Зачастую чем-то похожий на аудиторию или  как кумир, объект для подражания, обаятельный коммуникатор  очаровывает аудиторию. Привлекательность имеет несколько аспектов. Это   физическое обаяние (аргументы, особенно эмоциональные, зачастую более действенны, когда высказываются красивыми людьми)  и подобие (мы склонны симпатизировать людям, похожим на нас).

Что важнее - подобие или кредитность (авторитетность)  -  зависит от того, затрагивает ли тема сообщения субъективные предпочтения или объективную реальность. Тимоти Брок  обнаружил, что на покупателей краски сильнее влияют отзывы обычного человека, который недавно купил эту краску, но в вопросах гигиены полости рта эксперт по стоматологии оказался более убедительным.

Содержание сообщения.

Важно не только то, кто говорит, но и то, что именно он говорит. Что более убедительно - тщательно обоснованное  сообщение или сообщение, возбуждающее определенные эмоции, зависит  от аудитории. Думающая, заинтересованная аудитория  поддается прямому убеждению, она наиболее восприимчива к рассудочным аргументам. Невнимательная аудитория оказывается под воздействием косвенных намеков, больше  всего на нее влияет то, нравится ли ей коммутатор.

Эффект хорошего настроения.21

Сообщения также становятся более  убедительными, если они ассоциируются с позитивными чувствами. Ирвинг Джейнис с коллегами обнаружил, что сообщение более убедительно для студентов Йеля, если они читают его, лакомясь арахисом с пепси-колой. Хорошее настроение повышает убедительность  -  частично  за счет того, что стимулирует позитивное мышление (когда требуется, чтобы аудитория рассуждала), а частично за счет ассоциативной связи, возникающей между хорошим настроением и предлагаемым сообщением. Люди в хорошем настроении видят мир сквозь розовые очки, принимают более поспешные, импульсивные решения, больше полагаются на косвенные намеки.

Эффект активации страха.22

Иногда сообщение может оказаться убедительным, если оно апеллирует к негативным эмоциям. Сообщения, касающиеся здоровья, имеют больше воздействия при возбуждении страха (перед негативными последствиями). Главное, не переборщить, загнав  в тупик, вызвав отторжение или вытеснение информации. Этого можно избежать,  предложив эффективную стратегию защиты. Уместная (не отвлекающая) и выразительная картинка может заменить десятки слов.

Расхождение мнений.23

Если коммуникатор  является кредитным источником и аудитория не очень заинтересована данной проблемой, он может представить крайнюю, экстремистскую точку зрения. Разногласия приводят к дискомфорту, а ощущение дискомфорта подталкивает человека изменить свое мнение. Таким образом, чем больше разногласий, тем больше вероятность изменения первоначальной позиции. Если коммуникатор  не является кредитным источником, то, представив неприятное сообщение, он может вовсе лишиться доверия, показаться пристрастным и необъективным. Также, если аудиторию волнует затронутая проблема, то слегка отличающееся мнение может показаться им радикальным, особенно если оно основано на противоположной точке зрения, а не является крайним выражением взглядов, которые они разделяют.

Эффект первичности и вторичности.

Информация, поступившая первой, более убедительна. Последняя информация лучше запоминается. Эффект вторичности встречается реже. Забывание создает эффект вторичности в тех случаях, когда:

1)два сообщения разделяет достаточно  длительное время; 2)аудитория принимает  решение вскоре после второго  сообщения. Если оба сообщения следуют одно за другим, а потом проходит какое-то время, обычно имеет место эффект первичности.

Канал коммуникации.24

Канал коммуникации – способ, которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно,  или каким-либо другим способом). Психология здравого смысла сохраняет веру в силу печатного слова. Простым повторением можно добиться кредитности. Демагогия способна восторжествовать над рассудком. Люди считают утверждения более истинными, если они его уже читали и оценивали их неделей раньше. Однако, пассивно усвоенные лозунги иногда эффективны, а иногда нет. Существует простое правило: убедительность снижается при повышении важности проблемы и степени знакомства с ней. В незначительных вопросах, таких, например, как выбор аспирина, власть средств массовой коммуникации демонстрируется легко. В тех  же случаях, когда обсуждаются более актуальные и важные вопросы, такие как расовые установки в городах с острыми расовыми проблемами, убедить людей гораздо сложнее. Чем образнее подача информации, тем, тем убедительнее предлагаемые сообщения. Сообщения, легкие для понимания, наиболее убедительны в форме видеозаписи. Печатные сообщения обеспечивают  наилучшую включенность и запоминание и являются более убедительными для трудных для понимания сообщений. Убедительность определяется соответствием сложности сообщения и избранной разновидности средств коммуникации.25

Исследования убедительности показывают, что наибольшее влияние на людей оказывает  не опосредованная информация, а личный контакт с людьми. Но средства массовой информации и личные взгляды взаимозависимы, так как формируются под воздействием СМИ. Воздействие СМИ происходит в двухступенчатом коммуникационном потоке: от СМИ  -  к человеку, от человека – массе.

Аудитория.26

Многое зависит от того, на какую аудиторию направлено сообщение. Возраст.

 На сегодняшний день наблюдается  тенденция к дифференциации социальных  и политических установок в  зависимости от возраста. Это  объясняется двумя факторами: 1) с  возрастом установки меняются  в соответствии с известными жизненными циклами (например, становятся консервативнее); 2) установки пожилых людей, усвоенные ими в юности, в основном не изменяются, разрыв между поколениями возникает из-за отличия  установок. Формирующая сила опыта, приобретенного в юности и в начале взросления, частично объясняется тем, что он связан с более  глубокими и устойчивыми впечатлениями. Исследования, проводившие различные опросы  и затем, через какое-то время повторявшие их, обнаружили, что установки  молодых людей менее стабильны.

Реакция аудитории на сообщение.

При прямом способе убеждения решающим является не само по себе  содержание сообщения, а реакция, которую  оно вызывает в умах людей. Если сообщение вызывает подходящие мысли, оно убеждает. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, сложнее изменить прежнее мнение. Предупреждение о том, что сейчас поступит спорное  сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность. Если удается отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможные возражения, убедительность  спорного сообщения возрастает

Стимуляция  мышления делает сильное сообщение более убедительным, а слабое (из-за контраргументации)  -  менее убедительным. Используются следующие способы стимулирования мыслительных процессов: риторические вопросы; ряды коммуникаторов (последовательное выступление трех ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента); провоцирование чувства ответственности  за оценку сообщения  или невнимания к нему; использование оратором непринужденных поз, многократных повторений и методов привлечения нерассеянного внимания аудитории.

Психологические методы воздействия на массовую аудиторию.

Влияние массовых коммуникаций направлено на формирование, изменение или усиление существующих у аудитории установок и стереотипов и проявляется во всех видах массово-коммуникативных действий, включая рекламу и паблик рилейшнз, т.е. связи с общественностью. Реклама опирается на существующую у людей потребность в определенном товаре. Однако с целью оптимизации в достижении этой цели потребности могут создаваться искусственно. Этому способствует многократно повторенная по каналам СМК, особенно телевидения, искусно составленная реклама, учитывающая психологические особенности той целевой аудитории, на которую она направлена, и методично внушающая человеку, что без рекламируемого товара его жизнь не сможет быть полноценной. Новые потребности требуют своего удовлетворения, что стимулирует, в конечном счете, развитие производства. Таким образом, реклама является важным элементом экономической сферы общества.

Ориентированная на потребление система ценностей, взятая в масштабах всего общества, приводит к формированию комплекса неполноценности у тех групп населения, которые по финансовым причинам не могут воспользоваться рекламируемыми товарами. Особенно это касается молодежи и подростков, психика которых еще не является достаточно устойчивой. Следствием рекламы дорогостоящих товаров и услуг и односторонней пропаганды соответствующего образа жизни является формирование культа денег, что приводит людей к стремлению обладать этими деньгами любым способом. И хотя пропаганда образа жизни обеспеченного человека сама по себе ничего плохого не несет, в ней присутствует отрицательный момент. Он заключается в том, что способы достижения благосостояния и связанный с этим труд остаются как бы «за кадром», создавая впечатление, что наличие богатства является лишь вопросом желания. Иными словами, пропагандируется результат, а процесс его достижения никак не акцентируется. В итоге появляются определенные группы людей, которые находятся в состоянии психологической готовности к совершению несанкционированных действий, подразумевающих любые способы обогащения – от мелкого карманного воровства до присвоения государственной собственности. Подобная система ценностей и соответствующих ей действий, возведенная средствами массовой информации посредством формирования установок и стереотипов в социальную норму, ведет к разрушению нравственности, к обесцениванию человеческой жизни и как следствие – к игнорированию законодательных правовых норм, что способствует прогрессирующей криминализации общества.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы определить способы защиты от внешнего негативного воздействия на личность – выход при этом видится только один: актуализация процессов осознания, позволяющих человеку трезво оценивать давление окружающего мира и свое место в нем. К последнему относится укрепление социальных связей человека в обществе, а также достижение субъектом состояния истинной внутренней свободы, когда он не является рабом своих собственных страстей и фобий, идя на поводу у которых, он и отказывается от трезвого осмысления действительности, понижая свой уровень психического состояния до реактивного, подсознательного восприятия.

В деятельности современных массовых коммуникаций, во-первых, сохраняются все прежние методы психологического воздействия на массовое сознание, приобретая под влиянием новых социальных реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни, во-вторых, распространяется применение новых методов, учитывающих прогрессирующие изменения в состояниях массового сознания, вызванные изменениями социальных процессов и явлений.

 

 

 

Список литературы

  1. Ночевник М. Н. “Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986
  2. Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991
  3. Сопер П. “Основы искусства речи”, М, 1995
  4. Мескон. М., Альберт М. “Основы менеджмента”. М.: ДЕЛО, 1998
  5. “Этика деловых отношений: Учебник “ под ред. А.Я. Кибанова. 2002    
  6. Доценко Е.Л.”Психология манипуляции”. - М., 1996
  7. Журавлев А.П.”Фонетическое значение”. - М., 1994
  8. Журавлев А.П.“Звук и смысл”. - М., 1998
  9. Кара-Мурза С.Г.”Манипуляция сознанием”. - М., 2000
  10. Киселева Л.А. “Вопросы теории речевого воздействия”. - СПб., 1997
  11. Назаров М.М. “Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований”. - М., 2000
  12. Почепцов Г.Г.”Теория и практика коммуникации”. - М., 1998
  13. Кабаченко Т.С.”Методы психологического воздействия: Учебное пособие”. – М.: Педагогическое общество России, 2000    
  14. Почепцов, Г. Г.“Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств”. Калинин, 1999

Теория и практика связей с общественностью: методические указания / сост. Э.В. Бикбаева. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2011. - 20 с.

1 Кара-Мурза С.Г.”Манипуляция сознанием”. - М., 2000,стр.78

 

2 Сопер П. “Основы искусства речи”, М, 1995,стр.98

 

3 Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991,стр.134

 

4 Ночевник М. Н. “Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986,стр.67

 

5 Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991,стр.54

 

6 Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991,стр.55

 

7 “Этика деловых отношений: Учебник” под ред. А.Я. Кибанова. 2002,стр.90    

 

 

8 Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991,стр.59

 

9 Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991,стр.56

 

10“Этика деловых отношений: Учебник” под ред. А.Я. Кибанова. 2002,стр.89    

 

 

11 Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1999,стр.52

12 Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 2001,стр.34

13 Журавлев А.П.” Фонетическое значение”. - М., 1994,стр.32

 

14 Журавлев А.П. “Звук и смысл”. - М., 1998,стр.38

 

 

15 Киселева Л.А.” Вопросы теории речевого воздействия”. – СПб., 1997,стр.66

 

16 Кабаченко Т.С. “Методы психологического воздействия”: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000, стр.544

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения