Сущность межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 18:44, реферат

Описание работы

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.

Файлы: 1 файл

Сущность межличностных отношений.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

Сущность межличностных отношений

 

  
     Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. 
     Межличностные отношения включают: 
     1) восприятие и понимание людьми  друг друга; 
     2) межличностную привлекательность  (притяжение и симпатия); 
     3) взаимодействие и поведение (в  частности, ролевое).  
     Компоненты  межличностных отношений: 
     1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: 
     а) адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности; 
     б) идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью  другого индивида; 
     2) эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: 
     а) симпатии или антипатии; 
     б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.; 
     в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в  виде сопереживания (переживания тех  чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения  к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием); 
     3) поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды  межличностных отношений

 

  
     1) производственные  отношения — складываются между  сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения: 
     а) по вертикали — между руководителями и подчиненными; 
     б) по горизонтали — отношения между  сотрудниками, имеющими одинаковый статус; 
     в) по диагонали — отношения между  руководителями одного производственного  подразделения с рядовыми сотрудниками другого; 
     2) бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 
     3) формальные (официальные) отношения  — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах; 
     4) неформальные (неофициальные) отношения  — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д. 
     На  характер межличностных отношений  оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений: 
     1) этап знакомства — первый этап  — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки  людьми друг друга, что во  многом обусловливает и характер  взаимоотношений между ними; 
     2) этап приятельских отношений  — возникновение межличностных  отношений, формирование внутреннего  отношения людей друг к другу  на рациональном (осознание взаимодействующими  людьми достоинств и недостатков  друг друга) и эмоциональном  уровнях (возникновение соответствующих  переживаний, эмоционального отклика  и т.д.); 
     3) товарищеские отношения — сближение  взглядов и оказание поддержки  друг другу; характеризуются доверием.

Сущность общения

 

  
     Межличностное общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего  психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки. 
     Сущность  межличностного общения заключается  во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. 
     Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют  свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией  и пр. Например, обсуждение двумя  прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при  знакомстве молодых людей друг с  другом. 
     В подавляющем большинстве случаев  межличностное общение почти  всегда оказывается вплетенным в  ту или иную деятельность и выступает  как условие ее выполнения. 
     Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего  формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых  выражается отношение человека к  другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в  людях под давлением развертывающегося  общения, воздействуют в той или  иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется  ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

Структура общения

 

  
     В структуре общения различают:  
 
     1) коммуникативную сторону; 
     2) интерактивную сторону; 
     3) перцептивную сторону.  
 
     Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми. 
     Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения: 
     1) происходит не только передача  информации, но и ее формирование, уточнение и развитие; 
     2) обмен информацией сочетается  с отношением людей друг к  другу; 
     3) происходит взаимное влияние  и воздействие людей друг на  друга; 
     4) коммуникативное влияние людей  друг на друга возможно только  при совпадении систем кодификации  у коммуникатора (отправителя)  и реципиента (принимающего); 
     5) возможно возникновение специфических  коммуникативных барьеров социального  и психологического характера.  Структурные компоненты общения  как коммуникативной деятельности: 
     1) субъект общения — коммуникатор; 
     2) объект общения — реципиент; 
     3) предмет общения — содержательная  часть отправляемой информации; 
     4) действия общения—единицы коммуникативной  активности; 
     5) средства общения — операции, с помощью которых осуществляются  действия общения; 
     6) продукт общения — образование  материального и духовного характера  как итог общения. 
     Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия: 
     1) положительные—взаимодействия, направленные  на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;  
     2) отрицательные — взаимодействия, направленные на нарушение совместной  деятельности, создание для нее  препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы,  влияющие на тип взаимодействия: 
     1) степень единства подходов к  решению проблем; 
     2) понимание обязанностей и прав; 
     3) способы решения возникающих  проблем и др. 
     Перцептивная  сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга. 
     Структурные элементы социальной перцепции: 
     1) субъект межличностного восприятия  — тот, кто воспринимает (изучает)  в процессе общения; 
     2) объект восприятия — тот, кого  воспринимают (познают) в процессе  общения; 
     3) процесс познания — включает  познание, обратную связь, элементы  коммуникации. 
     В процессе общения человек выступает  сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания. 
     Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия: 
     1)особенности  субъекта: половые различия (женщины  точнее идентифицируют эмоциональные  состояния, достоинства и недостатки  личности, мужчины—уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты  точнее воспринимают, интроверты  — оценивают); социальный интеллект  (чем выше уровень социальных  и общих знаний, тем точнее  оценка при восприятии); психическое  состояние; состояние здоровья; установки—предшествующая  оценка объектов восприятия; ценностные  ориентации; уровень социально-психологической  компетентности и т.д. 
     2) особенности объекта: физический  облик (антропологические — рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхание, кровообращение, функциональные — осанка, поза  и походка и паралингвистические  — мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная  роль, внешний облик, проксемические  особенности общения (расстояние  и расположение общающихся), речевые  и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности; 
     3) отношения между субъектом и  объектом восприятия; 
     4) ситуация, в которой происходит  перцепция.

Функции и средства общения

 

  
     Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека: 
     1) информационно-коммуникативная функция  состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем; 
     2) побудительная функция—стимуляция активности партнеров для организации совместных действий; 
     3) интегративная функция — функция объединения людей; 
     4) функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам; 
     5) координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания—адекватное восприятие и понимание информации; 
     7) регуляционно-коммуникативиая (интерактивная)  функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия; 
     8) аффективно-коммуникативная функция  общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.  
     Вербальные  средства общения—слова с закрепленными  за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на: 
     1) диалогическую речь, в которой  принимают участие два собеседника; 
     2) монологическую речь — речь, которую  произносит один человек. 
     Письменная  речь применяется при невозможности  устного общения или когда  необходима точность, выверенность каждого  слова  
 
     Невербальные  средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся: 
     1) визуальные средства: 
     а) кинестетические средства—это зрительно  воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке; 
     б) направление взгляда и визуальный контакт; 
     в) выражение лица; 
     г) выражение глаз; 
     д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрещенные руки, ноги и т.д.); 
     е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); 
     ж) кожные реакции (покраснение, испарина); 
     з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.); 
     2) акустические (звуковые): 
     а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые  паузы и их локализация в тексте); 6) не связанные с речью (смех, скрежет  зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.); 
     3) тактильные — связанные с прикосновением: 
     а) физическое воздействие (ведение слепого  за руку и др.); 
б) такевика (пожатие  руки, хлопание по плечу).

Взаимосвязь общения и отношения

 

  
     В психологической науке выполняется  очень много исследований, в которых  тот или иной более простой  или более сложный феномен  освещается сам по себе, не в связи  с другими явлениями, а это  всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями. 
     Сказанное полностью приложимо к состоянию  изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а  также такого личностного образования, как отношение.  
     Когда говорят об общении, то обычно имеют  в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств  речевого и неречевого воздействия  и преследующее цель достижения изменений  в познавательной, мотивационно-эмоциональной  и поведенческой сферах участвующих  в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический  феномен, сутью которого является возникновение  у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек  или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих  ответов на него. 
     Самой важной психической составляющей отношения  оказывается мотивационно-эмоциональный  компонент, который сигнализирует  о валентности отношения —  положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной. 
     Когда один человек вступает в общение  с другим, то оба они фиксируют  особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем  или иным образом поведение, так  или иначе расшифровывают цели и  мотивы этого поведения. И внешний  облик, и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и  мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости  от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. 
     Особой  проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера  и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и  характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных  этнических общностей, важно иметь  в виду, что даже в границах одной  этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику. 
     Формой  выражения отношения могут стать  и действие, и поступок. 
     Межличностное общение отличается от общения межролевого, что участники такого общения  стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего  отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно  добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму  выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью  которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых.

Заключение

 

  
     Рассматривая  межличностные отношения можно  сделать вывод, что межличностные  отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся  в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.  
     Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых  основывается общение людей. при  этом возможно рассогласование субъективно  переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.  
     Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную  иерархическую структуру, которая  развивается по мере включения его  в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных  отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных  методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности. Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.  
     Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются  три стороны: коммуникативная, интерактивная  и перцептивная. Основными механизмами  познания другого человека являются идентификация и рефлексия.  
     Самой важной психической составляющей отношения  оказывается мотивационно-эмоциональный  компонент, который сигнализирует  о валентности отношения –  положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.  
     Особой  проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера  и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.   
  
  
 
  

Литература

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002.  
2 Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2000. 
3 Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. - М.: АСТ: Астрель, 2006.  
4 Бодалев А.А. психология межличностного общения. Рязань, 1994.  
5     Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.  
8 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 376 с.  
10 Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Информация о работе Сущность межличностных отношений