Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
В соответствии с целью, объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Сущность и содержание конфликта……………………..
Понятие конфликта, его структура и причины возникновения.
Виды конфликта……………………………………………...
Глава 2. Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации…..
2.1. Участники конфликта. Понятие конфликтной личности……..
2.2. Стратегии и тактики поведения участников конфликта……….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.00 Кб (Скачать файл)

- оппонентов может устроить  временное решение, так как  нет времени для выработки  другого, или же другие подходы  к решению проблемы оказались  неэффективными;

- компромисс позволит  оппонентам хоть что-то получить.

Тактические действия:

- торгуется, любит людей,  которые умеют торговаться;

- использует обман, лесть  для подчеркивания не очень  выраженных качеств у противника;

- ориентирована на равенство  в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».

Качества личности:

    • предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
    • настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
    • ожидание мягких формулировок, красивых слов;
    • желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

4. Уступчивость, приспособление. При таком стиле действия человека направлены прежде всего на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения, чем отстаивать свои собственные интересы, или у индивида мало шансов на победу.

Стиль приспособления означает, что одна стороны совместно с  другой стороной и при этом не пытается отстаивать собственные интересы в  целях сглаживания атмосферы  и восстановления нормальной рабочей  атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно  важен для противоположной стороны  и не очень существен для данного  оппонента или когда жертвует собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может  быть применен, когда:

- важнейшая задача –  восстановление спокойствия и  стабильности, а не разрешение  конфликта;

- предмет разногласия  не важен;

- лучше сохранить добрые  отношения с другими людьми, чем  отстаивать собственную точку  зрения;

-  оппонент осознает, что правда не на его стороне;

- оппонент чувствует,  что у него недостаточно власти  или шансов победить.

5. Уклонение (избегание,  уход). Данная форма поведения  выбирается тогда, когда человек  не хочет отстаивать свои права,  сотрудничать для выработки решения,  воздерживается от высказывания  своей позиции, уклоняется от  спора, чтобы избежать ответственности  за принятые решения. Такое  поведение возможно, если исход  конфликта для индивида не  особенно важен, либо, если ситуация  слишком сложна и разрешение  конфликта потребует много сил  у его участников, либо у индивида  не хватает власти для решения  конфликта в свою пользу.

Стиль уклонения рекомендуют  к применению в следующих ситуациях:

- источник разногласий  тривиален и несущественен по  сравнению с другими более  важными задачами, а потому не  стоит тратить на него силы;

- оппонент знает, что  не может решить вопрос в  свою пользу;

- у оппонента мало власти  для решения проблемы желательным  для него способом;

- оппонент хочет выиграть  время, чтобы изучить ситуацию  и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо  решение;

- немедленно пытаться  решить проблему опасно, так как  вскрытие и открытое обсуждение  конфликта могут только ухудшить  ситуацию;

- у оппонента был трудный  день, а решение этой проблемы  может принести дополнительные  неприятности.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования  конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве, наоборот, конфронтация является необходимым  условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует  данную задачу полностью. При избегании  и уступчивости решение конфликта  откладывается, а сам конфликт переводится  в скрытую форму. Компромисс может  принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как  причины его не устранены.

Тактические действия:

- постоянное соглашательство  с требованиями противника, т.е.  делает максимальные уступки;

- постоянная демонстрация  непритязания на победу или серьезное сопротивление;

- потакает противнику, льстит.

Качества личности:

    • бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
    • желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
    • идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
    • преобладает тенденция отвлекается при участии в беседе.

 

Введение

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с  изучением конфликтов, имеет право  на существование. К проблемам возникновения  и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес  не только профессиональные психологи  и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени  связан и с ростом напряженности  в разных сферах социального взаимодействия, и острой потребностью различных  общественных структур, и отдельных  людей в практической помощи в  разрешении конфликтов.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях  общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость  создания механизмов и институтов регулирования  конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как  никогда велика потребность людей  в помощи психологов по самым разнообразным  вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской  и практической работы в области  конфликтов. Конфликт стал реальностью  нашей жизни, он порождает проблему его эффективного управления во всех областях проявления.

Для развития конфликта важными  являются такие психологические  моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Поэтому  одним из центральных вопросов, требующих  своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение  конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения  людей в конфликтных ситуациях. Сложность изучения данного вопроса  состоит в том, что трудно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.

Сегодня каждому человеку важно знать свой собственный  стиль поведения, стиль других вовлеченных  в конфликт людей, а также природу  самого конфликта, чтобы не допустить  возникновение конфликта, успешно  его разрешать.

Цель исследования: исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.

Объект исследования - конфликтные  ситуации.

Предмет исследования –  типы поведения людей разного  уровня конфликтности.

В соответствии с целью, объектом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность  и содержание конфликта;

2. Проанализировать поведение  личности в конфликтной ситуации.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение

В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что  не существует единой универсальной  теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.

Анализ причин поведения  сторон в конфликте показывает, что  они сводятся к стремлению удовлетворить  свои интересы, отстаивать ценности в  конфликте, реализовать свои цели и  потребности. Далеко не всегда цели полностью  осознаются участниками ситуации и  тем более формулируются в  терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта  становится регулятором конкретных действий участни¬ков конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.

Универсальной реакцией каждого  человека на возникающие противоречия, конфликты, дезинтеграцию является стремление преодолеть эту дисгармонию. Установка на определенные формы  поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению  к конфликту рассматриваются  как стратегии поведения в  конфликте. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.

 

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология – М., 2008.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причина, последствия и контроль. СПб.: 2008
  3. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПбю: 2007
  4. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Под ред. С. Кургиняна. М.:ЭТЦ, 2011.
  5. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Уч. пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2008.
  6. http://www.elitarium.ru/

 


Информация о работе Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации