Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать взаимодействие понятий стереотип и межкультурный характер. В процессе работы предстоит решить следующие задачи: - определить понятие и сущность стереотипа; - исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры; - выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

Содержание работы

стр.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность стереотипа 6
Глава 2. Формирование и усвоение стереотипов 13
Глава 3. Функции стереотипов 17
Глава 4. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации 20
Заключение 24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации.docx

— 51.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                       стр.

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Понятие и сущность стереотипа                                                      6

Глава 2. Формирование и усвоение стереотипов                                        13

Глава 3. Функции стереотипов                                                                     17

Глава 4. Значение стереотипов  для межкультурной коммуникации        20

Заключение                                                                                                     24

Список использованной литературы                                                            26                             

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время культурологическое знание становится все более практическим. Повсеместно социальные и культурные переменные включаются в структуру  выработки и реализации решений, касающихся любого из значимых секторов общественной жизни.

Результаты изысканий  в области наук о культуре помогают человеку в принятии социально значимых решений тем, что позволяют понять, в каком обществе, в каком мире он живет, каковы его возможности  в отношениях с окружением. Как  показывает практика, знание культурных различий между людьми, странами, этническими  и профессиональными группами, и  умелое использование этих знаний, повышают эффективность действий более  осведомленной стороны.

Термины из области теории культуры, такие как «менталитет», «стереотип», «самоидентичность» сегодня стали достоянием обыденного сознания человека, ориентированного на научное или квазинаучное обоснование своего поведения. Сами по себе они отнюдь не показатель качества знаний о культуре. Большинство людей в этом отношении привыкло руководствоваться личным опытом, включая устный обмен информацией с ближайшим окружением и разрозненные сведения, передаваемые средствами массовых коммуникаций.

Именно здесь в условиях хаотичности информации на основе обобщения  личного опыта индивида и нередко  предвзятых представлений, распространенных в его среде, формируется такой  феномен как стереотип восприятия. Стереотипизация - неотъемлемая характеристика межгрупповых и межличностных контактов. Их изучение входит в проблемные поля целого спектра частных гуманитарных наук, таких как социология, психология, этика, история, педагогика и др. В наибольшей мере исследованы этнические стереотипы. Социальная культурология и социальная психология, социолингвистика, этнология общения, интеракционизм в коммуникации, этнометодология, в чем-то пересекаясь, а в чем-то дополняя друг друга, изучают то, как члены социума выражают и осознают культурные тождества и различия.

В широком смысле культурный стереотип как часть мировоззрения  может рассматриваться как носитель коллективных представлений, как отпечаток  властных отношений, как проявление имплицитных знаний, как составляющая мотивации к социальной практике. Его разностороннее изучение актуально, прежде всего, с позиции антропологической  версии культурологии, которая, изучая специфику субъекта культурной деятельности, нацелена на обеспечение его прагматическими, адаптационно-целесообразными знаниями.

Таким образом, актуальность работы не вызывает сомнений и вызвана  интересом исследователей к вопросам взаимодействия культур и психологии народов, а также их отдельных  членов при индивидуальном межкультурном  взаимодействии.

Феномен и понятие «стереотип»  привлекает большое внимание исследователей, многие ученые (У. Липпман, И.С.Кон, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.) занимаются изучением данной проблемы. Новизна исследования заключается в том, что феномен стереотипа будет рассматриваться в широком понимании – как понятие, включающее в себя представления одной нации о культуре другой нации в целом.

Цель работы – исследовать  взаимодействие понятий стереотип  и межкультурный характер.

В процессе работы предстоит  решить следующие задачи:

- определить понятие и  сущность стереотипа;

- исследовать вопрос взаимодействия  языковой картины мира и стереотипов  культуры;

- выявить роль стереотипов  в межкультурной коммуникации, изучить  влияние стереотипов на процесс  социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

 

 

Глава 1. Понятие и сущность стереотипа

 

Человек, воспринимая мир  в соответствии с представлениями, отношениями и ценностями, господствующими  в его родной культуре, ведет себя в соответствии с ними. Поэтому  представления людей о мире всегда относительны и разнообразны и зависят  от того, в какой культуре человек  родился и воспитывался. Чтобы  понять, почему представитель другой культуры ведет себя именно так в  определенном социокультурном контексте, следует, прежде всего, разобраться, как  он воспринимает этот мир, увидеть ситуацию его глазами, представить себе, как  работает его восприятие.

В процессе интерпретации  поведения представителей одной  культуры представителями другой содержание казуальной атрибуции во многом определяется стереотипными представлениями  каждой из сторон о другой — это  представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе  этнокультурных свойств того или  иного народа. Основу таких представлений  составляют  упрощенные ментальные репрезентации различных категорий  людей, преувеличивающие сходные качества между ними и игнорирующие различия.

Сравнение с другими народами помогает каждому из них почувствовать  свою собственную индивидуальность. Так, например, в глазах французов  бельгийцы выглядят лишенными юмора  простаками-тугодумами, швейцарцы —  ограниченными, скуповатыми и расчетливыми педантами, итальянцы — любителями приврать.

В перечне французских  этнических стереотипов грек представляется оборотистым человеком, турок —  физически сильным, поляк — не дураком выпить. Англичане нередко упрекаются в корыстолюбии и эгоизме, немцы вызывают опасение своей дисциплиной, организованностью, трудолюбием и агрессивностью. В русских французы ценят размах, широту, сердечность, выдержку и стойкость в беде, те качества, которых им самим не достает.

Стереотипные представления  человек обычно привлекает тогда, когда  он не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между представителями различных культур стереотипные представления занимают значительное место.

Встречаясь с представителями  других народов и культур, человек  обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций  своей культуры, «мерить их на свой аршин». При этом без умения быстро и правильно оценить собеседника  сложно ориентироваться в ином социальном и культурном окружении. Чаще всего  непонимание чужого языка, символики  жестов, мимики и других элементов  поведения ведет к искаженному  истолкованию смысла их действий, что  порождает такие негативные чувства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими  сформировать суждения, предположения  и оценки других людей.

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим  контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для  того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных  признаков и качеств они подразделяются на группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления  о типичных чертах, характерных для  какого-либо народа или его культуры.

В отечественной науке  есть несколько определений стереотипов которых отражается разное понимание их основных составляющих факторов и разный подход к определению сути стереотипа.

Для этих определений характерно рассмотрение стереотипа как продукта сознания, характерного для данного  социума. Кроме того, «под стереотипом  понимаются устойчивые, регулярно повторяющиеся  формы поведения. Это своего рода шаблоны, штампы, образцы поведения, принятые в той или иной культуре». Согласно другой точке зрения, стереотип  представляет собой психолингвистическую, динамичную, функциональную систему, призванную стабилизировать социально значимую деятельность субъекта. В иной интерпретации стереотип рассматривается как проявление группового сознания, которое выражается в виде стандарта поведения, образа группы или человека, предрассудка, идеологического клише и т.д.

Изучение стереотипов  в западной науке началось в 20-х  годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению: «Стереотипы — это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. Они маркируют определенные объекты, как знакомые, так и незнакомые, что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые — глубоко чуждыми». Данное понятие стереотипа опирается на восприятие и переработку информации о социальном мире, а как же на то, насколько эти процессы социально запечатлены (получают социальное закрепление). Стереотипы являются неким вымыслом, фикцией, помогающей объяснить окружающий мир. Причем под вымыслом и фикцией не подразумевается ложь; речь идет о репрезентативности окружающего мира, которая в той или иной степени создается самим человеком.

Такого рода общая негативная оценка стереотипов, впервые предложенная Липпманом, господствовала в западной науке вплоть до конца 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержание стереотипа может быть в той или иной степени истинным. В соответствии с этой гипотезой американский социальный психолог Т. Шибутани дал следующее определение стереотипа: «Стереотип — популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-либо легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей».

Согласно У. Квастхофф, стереотипом называют вербальное выражение определенного убеждения, направленного на какие – либо социальные группы или на отдельного индивида, как члена группы. Стереотип выражается в виде суждения, которое в необоснованной, упрощенной и обобщенной форме, с эмоционально – оценочным оттенком считает какие-либо способности или манеру поведения свойственными (или наоборот не свойственными) определенной группе людей.

Социальные психологи  Р. Берглер и Б. Сикс делают другой акцент при определении стереотипов. По их мнению, стереотипы представляют собой устойчивые, широко распространенные, ошибочные когнитивные формулы, которые играют ключевую роль в процессах облегчения решения повседневных задач.

С начала 70-х годов отношение  к стереотипу в американской науке  существенно меняется. Там усилилось  изучение конкретных форм и видов  стереотипов: социальных, этнических, возрастных и т.д. Современные исследования стереотипов в западной науке  направлены на изучение таких аспектов, как этнический компонент, символизация восприятия, информативное их содержание и т.д.

Однако, несмотря на разнообразие подходов и точек зрения на природу  и сущность стереотипов, в западных исследованиях доминирует мнение, что  стереотип является обобщением явлений  которые существуют в реальности, но которые в стереотипах не получают адекватного отражения. Большинство  западных авторов продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной  информации.

По нашему мнению, стереотипы являются формой коллективного сознания, поэтому их корни следует искать в объективных условиях жизни  людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных  ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных  схем и моделей мышления. Стереотипы формируются благодаря способности  человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных  образований. Выделяя определенные внешние признаки предметов на основе конкретных раздражителей, сознание вызывает к жизни готовый -стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, образах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

В соответствии с таким  пониманием природы стереотипов  мы согласны с точкой зрения тех  авторов, которые определяют стереотип  как «схематический, стандартизированный  образ или представление о  социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное  отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего  опыта» .

Информация о работе Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации