Специфика общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:07, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Объект исследования – общественное мнение.
Предмет исследования – изучение общественного мнения и его основных разновидностей.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие общественности и общественного мнения

Файлы: 1 файл

курса.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Введение

     Значение  общественного мнения в жизни  любого общества является чрезвычайно  важным. Общественное мнение - это некий  общественный позитив, регулирующий отношения  между людьми, формулирующий общественные представления о должном и  недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. 1 Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

     Важнейшим инструментом формирования общественного  мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

     Общественное  мнение может формироваться как  стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного  мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

     Все это говорит о том, что эта  тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается вопрос что  такое общественное мнение, что влияет на общественное мнение, общественное настроение

     Цель  работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.

     Объект  исследования – общественное мнение.

     Предмет исследования – изучение общественного  мнения и его основных                                  разновидностей.

     Задачи  работы рассмотреть следующие вопросы:

     Понятие общественности и общественного  мнения

     Содержание  общественного мнения и его структура

     Виды  общественного мнения

     Законы  общественного мнения

     Способы влияния на общественное мнение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Специфика общественного мнения

     1.1. Понятие общественности  и общественного  мнения

 

     Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

     Дело  в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как  оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

     Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:

     1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации,

     2) сформировать общественное мнение, когда его нет,

     3) усилить уже существующее мнение общественности.

     Общественность - это группа людей, во-первых, оказавшихся  в аналогичной неразрешенной  ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию2.

     Общественное  мнение - это такое состояние общественного  сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

     Общественное  мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это  консенсус.

     Сформированное  отношение человека к чему-либо проявляется  в форме мнения.

     Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса. Отношение определяется рядом факторов:

     1) личные - физические и эмоциональные  компонента индивидуума, включая  возраст, общественный статус, физическое состояние

     2) культурные - жизненный стиль конкретной  страны (Россия, США или Япония) или географического района (городского или периферийного). Политические кандидаты национального масштаба обычно апеллируют к культурным характеристикам конкретных регионов страны.

     3) образовательные - уровень и качество  образования человека. Апеллирование,  обращение к современной образованной  аудитории требует все более  сложных коммуникаций.

     4) семейные - учитывающие происхождение  людей. Дети часто приобретают  мировоззренческие особенности родителей еще в раннем возрасте и сохраняют их в дальнейшем.

     5) социальный класс - позиция в  обществе. Изменение социального  статуса людей влечет изменение  их отношений. Так, студенты  учебных заведений могут изменить  свое отношение к общественным явлениям после вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности.

     6) этническая принадлежность как  стиль жизни3.

     Научная традиция, связывающая существование  в обществе института общественного  мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в "Философии права": "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением"4. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

     Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием  буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы  жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

     В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

     Работа  организаций, - как крупных, так и  небольших в области общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:

     1) общественное мнение меняется - недостаточно  его однократно сформировать - с  ним надо работать постоянно,

     2) потенциальная направленность поведения  общественности определяется реальностями  действительности,

     3) не существует единой и унифицированной  широкой общественности в работе  с ней - влияние на общественное  мнение должно ориентироваться  на конкретные группы, или сегменты  общественности,

     4) общественное мнение обычно меняется  в большей степени событиями, чем словами,

     5) мнение общественности определяется  её интересами.

     Работа  организаций с общественным мнением  на пороге XXI века становится все более профессиональной. Знание эволюционного пути становления PR как области знаний и сферы деятельности даёт специалисту ориентиры в решении сегодняшних проблем. 
 

     1.2 Содержание и структура общественного мнения.

     Общественное  мнение является одной из центральных  категорий в социологии и психологии, позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

     Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее  явное или скрытое отношение  больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

           В социальной психологии под понятием «общественное мнение»  понимают  коллективное оценочное  суждение по поводу социально значимых проблем.

           В теории связей с  общественностью под общественным мнением понимают коллективное оценочное  суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение  к событиям и фактам, связанным  с деятельностью базисного субъекта PR.

     Исходя  из этого можно выделить особенности  общественного мнения с точки  зрения теории PR.

     Особенности общественного мнения:

     Его носителем являются группы общественности.

     Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

     Таким образом, основным сущностным признаком  общественного мнения в различных  теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и  факты. Данное обстоятельство позволяет  учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.

     Управление  общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально- психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

     Основу  содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают требованиям (критериям).

     Субъектами  общественного мнения в PR являются социальные группы. 

     А объектом общественного мнения являются события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны  с деятельностью субъектов PR.

     Рассмотрим  критерии включенности различных явлений  в объекты общественного мнения.

     Первый  критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием  объектом общественного мнения могут  стать лишь те явления, которые затрагивают  интересы личности или социальной группы.

     Второй  критерий связан с многозначностью  явлений. В соответствии с этим критерием  в объект общественного мнения  могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное  толкование.

Информация о работе Специфика общественного мнения