Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Психология личности стала экспериментальной наукой впервые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3
1. План работы ……………………………………………………………………………...4
2. Письменный вариант презентации ……………………………………………………..6
3. Разговорный вариант презентации ……………………………………………………19
Выводы ………………………………………………………………..……………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.деловые коммуникации.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА

Московский  государственный университет 

путей сообщения (МИИТ)

Институт транспортной техники и систем управления

(ИТТСУ)


Кафедра «Менеджмент»

 

 

курсовая  работа

по дисциплине

деловые коммуникации  

тема: «Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых»

 

 

 

 

                                                     Выполнил:   студент гр. ТУП-212

                                                                  Цубанова А.В  

                                                                       Принял:     ст. преп. Ярковская Т.В 

 

 

                                        МОСКВА 2013

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3

1. План работы ……………………………………………………………………………...4

2. Письменный вариант презентации ……………………………………………………..6

3. Разговорный вариант презентации ……………………………………………………19

Выводы ………………………………………………………………..……………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Психология личности стала  экспериментальной наукой впервые  десятилетия нашего века. Ее становление  связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в  истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом.

Проблеме структуры личности, уделяли внимание как отечественные, так и западные исследователи (Б.Г. Ананьев, 1968; К.А. Абульханова-Славская, 1991; А.А. Бодалев, 1995; С.Л. Рубинштейн, 2003; Р. Бернс, 1986; В. Джеймс, 2003; К. Роджерс, 1994; и др.). Исследование личности проводится в русле изучения ее свойств: установок, способностей, характера. К числу  важнейших относятся работы, направленные на прояснение причинно-следственной зависимости внешнего и внутреннего  проявления структуры личности, на основе целостности сознания, мотивационно-потребностной  и эмоциональной сфер личности.

Особую актуальность проблема формирования личности приобрела в  современных условиях, в частности, в России. Успешность осуществляемых в стране экономических реформ требует  решения целого комплекса проблем, при этом ключевой из них является проблема формирования личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПЛАН РАБОТЫ
    1. Приветствие

            Прежде всего, я хотела бы  сказать спасибо за то, что  Вы пришли послушать мой доклад. Меня зовут Цубанова Анна Викторовна. Я учусь в группе ТУП-212 Московского Государственного университета путей сообщения. Сегодня я представляю интересную, на мой взгляд, тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ».

Целью моей работы является изучение структуры личности.

 Аудитория - это важный элемент в моей презентации и т. к. именно для аудитории делается речь, нельзя не придавать анализу никакого значения и пропускать его, а наоборот именно анализу аудитории необходимо уделить большое значение.

Доклад будет представлен  на рассмотрение  студенческой аудитории  в количестве от 10 до 20 человек. Так  как данная тема не рассматривалась  на парах Деловые коммуникации, я  буду стараться объяснить ее на простом  языке, чтобы слушатели могли  ясно воспринимать информацию.

В презентацию  я включила следующие разделы:

  • Общее представление о личности, особенности формирования и развития личности;
  • Психологическая структура личности.

А так же, исходя из поставленной цели, я выделила следующие  задачи:

  • Проанализировать имеющие исследования в отечественной и зарубежной психологии по структуре личности;
  • Охарактеризовать понятие и компоненты структуры личности.

 

            Я предлагаю следующее – если  Вы согласны: я проведу краткий  обзор глав о том, о чем  буду рассказывать, а именно о современном представлении структуры личности в трудах отечественных и зарубежных ученых . Это займет примерно 10-15 минут. Я надеюсь, что Вы останетесь довольны. Как только я закончу свое выступление, Вы можете задать мне вопросы. Я с радостью отвечу на них.

    1. Теперь необходимо выстроить логику презентации

Для этого необходимо:

  • Определить все составляющие, которые необходимо включить, уточняя каждый пункт.
  • Далее необходимо рассортировать все возможные компоненты в колонки А, В и С: А – то, что должно быть включено (обычное начертание), В – то, что желательно включить (полужирное начертание), и С – то, что хорошо бы сказать, если для этого будет время (курсивное начертание).
    1. Структура моей презентации
  1. Я начну свою презентацию с вступления. В нем будет определено кто я, цели  и задачи моего доклада. Многое нужно понять и сделать в первые минуты выступления: необходимо определить настроение аудитории, интерес к моей теме, необходимо также подготовить людей к последующим действиям. Я буду использовать простой язык. Люди засыпают быстрее, если оратор говорит формальным языком, полным сложных конструкций и нагромождений. Поэтому я буду стараться объяснять свой доклад простым языком, чтоб у аудитории в голове появилась четкая картина того, что я буду рассказывать.
  2. Закончив с вступительной речью я расскажу о теоретических аспектах изучения структуры личности. Далее я объясню, что же такое личность: сущность, особенности, факторы их возникновения, так же расскажу про виды личностей. После окончания каждого раздела, я буду интересоваться, нет ли у аудитории вопросов и, если вопросы имеются, постараюсь ответить на них.
  3. В конце моей презентации я подведу итог всему сказанному. Изложу свое мнение по проблеме моей темы курсовой работы. Если у аудитории возникнут ко мне вопросы, я постараюсь ответить на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПИСЬМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ

2.1 Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

1.1 Общее представление  о личности, особенности формирования  и развития личности

Личность — научный  термин, обозначающий: 1) человеческого  индивида как субъекта отношений  и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или иного  общества или общности. Хотя эти  два понятия — лицо как целостность  человека (лат. persona) и личность как  его социальный и психологический  облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются  иногда как синонимы.[3]1

Проведение теоретических  исследований в области психологии личности началось очень давно, и  они имеют свою историю. По крайней  мере, можно выделить три периода  развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными  проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все  то, что есть в человеке и что  он может назвать своим, личным:

его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое  понимание личности отчасти сохранилось  и в более позднее время. Для  психологии, где существует множество  других, отличных от личности понятий  и научных категорий, наполненных  конкретным содержанием, данное определение  является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические  наблюдения за личностью больного в  клинических условиях, изучать историю  его жизни для того, чтобы лучше  попять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки  проникновения в сущность данного  феномена. Лишь в первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным  образом занимались исследованием  познавательных процессов и состояний  человека. Поскольку начало XX в. характеризовалось  бурным развитием экспериментальных  исследований в психологии, была предпринята  попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения  достоверных фактов. В связи с  этим первоочередной задачей для  психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов  исследования нормальной личности. [16]

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

К психодинамическим относятся  теории, описывающие личность и объясняющие  поведение человека исходя из его  психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических  теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного  типа не придается существенного  значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и  внешних факторов в управлении актуальными  действиями человека. [16]

Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает  влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в  тот период исследования личности, который был определен нами как  клинический. Создателем этой теории является 3. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма  возник целый ряд теорий, которые  могут быть условно объединены в  группу теорий неофрейдизма.

Метод психоанализа состоит  в том, что путем длительных бесед  с больным до его сознания доводится  истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению  Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд 23распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую  деятельность человека: либидозную и  агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего  мира, они вытесняются, образуя область  бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру»  сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности  их удовлетворения, Фрейд в структуре  личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Ид является именно той ареной, где  властвуют вытесненные в область  бессознательного инстинкты. Эго, с  одной стороны, следует бессознательным  инстинктам, а с другой — подчиняется  нормативам и требованиям реальности. Сунер-эго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет  роль «цензора». Таким образом, это  находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому  эго постоянно прибегает к  защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается  неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в  область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в  виде деятельности, которая приемлема  для «цензора».

По мнению Фрейда, для  осуществления разнообразных функций  и форм деятельности существует целая  система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как  сложная энергетическая система, управляемая  законом сохранения энергии. Поэтому  если либидо остановлено в одном  из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эсрфекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, конфликт между  ид и супер-эго приобретает обостренный  характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное  либидо находит свое выражение в  различных болезненных симптомах.

Информация о работе Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых