Социальная ответственность организации как условие гармоничных отношений и социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит степень сформированности их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие, а также социальное партнерство.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Понятия «социальная ответственность» и «социальное партнерство» и их сущность……………………………………………………………………...4
Критерии и уровни социальной ответственности………………………...10
Социальная ответственность и имидж организации……………………...11
Благотворительность как форма социальной ответственности…….…….15
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников……………………………………….….22

Файлы: 1 файл

PR технологии +.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

4) Четвертая позиция представляет социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами. В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.

2. Критерии и уровни социальной ответственности  

 Современные теоретические  исследования социальной ответственности  много внимания уделяют позициям, которые может занимать организация,  принимая во внимание ее обязательства перед обществом. За основу берется общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью (улучшение благосостояния общества и качества жизни), положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе.

  

Первый уровень, нижний, базовый - обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может – таким образом, предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.    

 Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.     

 Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов. 

 Второй и третий уровни  – относятся к добровольной  составляющей социальной ответственности.  Эти две ступени отличаются  мотивами реализации социально ответственного поведения.

3. Социальная ответственность и имидж организации  

 В современном мире  все большее влияние на репутацию  и имидж организации оказывает  занимаемая ею социальная позиция.  Оценивая ее деятельность, общество  рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.  

 В основе механизма формирования  социальной зрелости субъектов  управления, лежит степень сформированности их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие.  

 Социальная ответственность  представляет собой реализацию  не только  
своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.  

 Существуют две различные  точки зрения на то, как следует  вести себя организациям в  отношении с их общественной  средой, чтобы считаться социально  ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.  

 Противоположные по  своему характеру выводы из  того, что следует понимать под  концепцией социальной ответственности,  порождены спорами о целях  организации. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботится только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая, таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

 

 

Подходы к социальной ответственности и управление ею 

 Социальная ответственность  может быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует. 

 Гриффин (1993) определяет  четыре позиции, которые может  занимать организация, принимая  во внимание ее обязательства  перед обществом. 

 Социальная обструкция: В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. 

 Когда они пересекают  юридическую или этическую границу,  которая отделяет приемлемую  практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий. 

 Социальные обязательства: Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более. 

 Такой подход совместим  с аргументами, используемыми против социальной ответственности, которые мы привели в предыдущем задании. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело - создавать прибыль.   

 Социальный отклик: Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований. 

 Она может добровольно  согласиться участвовать в социальных  программах, однако иногда юристы  компании должны убедить организацию  в том, что они заслуживают поддержки.  

 Кто-то должен обратиться  в компанию, сама она не проявляет  инициативы в поиске возможностей.  

 Социальный вклад: Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад. 

 Существует формальный и неформальный пути, которые организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности.  

 Формальные пути включают: 

Правовое соответствие: Это степень соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и банках. 

Этическое соответствие: Это степень, до которой служащие организации следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы и т.п. 

 Филантропические пожертвования: Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.  

 Данные пути описываются  как формальные, так как они  заранее планируются и являются инициативой со стороны организации.  

Неформальные пути включают: 

 Лидерство и культуру организации: Лидерство, практика и культура организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной ответственности, который выбрала организация. 

 Доносительство: Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы донести свою информацию, и могут даже быть уволены за их усилия.

 

 

 

Учет социальной ответственности  

 Учет социальной  ответственности связывается со  степенью, до которой финансовый  отдел определяет социальный  вклад организации. Информация по социальному учету позволяет выполнить целый ряд задач: 

- выявлять и измерять периодическую чистую социальную выгоду отдельной фирмы. Это включает социальные затраты и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние затраты и выгоды; 

- оказывать помощь в определении того, не противоречат ли стратегия и практика компании, непосредственно влияющие на относительные ресурсы и влиятельное положение основных участников компании социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям индивидуумов, с другой; 

- сделать доступной для ключевых социальных составляющих соответствующую информацию по целям компании, программам, показателям и вкладу в социальные задачи.

             4. Благотворительность как форма социальной ответственности 

 Не смотря на  все проблемы Российского предпринимательства,  всё же существует и благотворительная  сторона в нашей стране. 

 Понятие "благотворительности"  в сознательном аспекте имеет  чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания.  

 Одной из существенных  функций благотворительности является  созидательная. Под ней мы понимаем  строительство на средства благотворителей,  спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.  

 В обществе в  последнее время все большее  значение придается духовным  потребностям человека. Постепенно  происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного.   

 Каковы же причины,  мотивы, подталкивающие предпринимателей  к жертвованию части заработанного  состояния? В этой связи, в  первую очередь необходимо обратиться  к истории, к корням, во многом определяющим наше мироощущение сегодня. В этой связи также необходимо сказать, что сегодня в качестве образца для подражания предпочитают брать русских дореволюционных предпринимателей.  

 Одним из мотивов,  побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели,   является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет, это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу. 

Информация о работе Социальная ответственность организации как условие гармоничных отношений и социального партнерства