Региональная социально-экономическая асимметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить причины экономической асимметрии в региональном развитии Приволжского федерального округа и выдвинуть способы ее преодоления.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
Рассмотреть сущность асимметрии развития регионов;
Изучить механизмы регионального регулирования экономики;
Рассмотреть методы оценки региональной асимметрии
Рассмотреть причины асимметричного развития регионов;
Дать общую характеристику регионов Приволжского федерального округа;
Рассмотреть основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы региональной социально-экономической асимметрии………………………………………………………………………
5
1.1.Сущность асимметрии развития регионов………………………………… 5
1.2. Механизмы регионального регулирования экономики 7
1.3. Методы оценки региональной асимметрии……………………………… 12
1.4. Причины асимметричного развития регионов…………………………… 14
Глава 2. Экономическая асимметрия развития регионов Приволжского
федерального округа: современные тенденции и перспективы……………...
16
2.1.Общая характеристика регионов Приволжского федерального округа… 16
2.2. Основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа……………………………………………………………
17
2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа…………………………………………..
27
Заключение ……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

курсовая региональная соц экон ассиметрия.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа

 

Правовая  асимметрия субъектов Российской Федерации  является наиболее сложным вопросом, вызывающим много споров и дискуссий, а следовательно, и различные  точки зрения на способы и пути решения этой проблемы. Изначально некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов Федерации были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 года в период «парада суверенитетов» и содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству. Для исправления этой ситуации был принят Указ Президента РФ от 10.08.2000 года по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Только в Приволжском федеральном округе за это время было оспорено 379 законов и 278 подзаконных правовых актов, 635 из которых приведены в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательства [7]. Правовая асимметрия служит предпосылкой для существования бюджетной асимметрии.

Бюджетную асимметрию во многом порождают различия в уровне экономического развития и состоянии  экономики, которые, естественно, приводят к различиям (как абсолютным, так  и душевым) в налогооблагаемой базе регионов. При сложившейся системе распределения налогов между федеральным, региональным и местным уровнями большое число регионов и муниципалитетов собирают недостаточно налогов для выполнения возложенных на них функций и зависят от поступлений средств от вышестоящего уровня. В исключительных случаях, например, инвестиции в основные фонды субъекта Федерации формируются более чем на 80% со стороны вышестоящего бюджета [5 – с.71].

В Приволжском федеральном округе максимальная доля инвестиций в основные фонды, выделенных из федерального бюджета, наблюдалась в Республике Башкортостан в 2010 году и составила 18,8% (рисунок 2).  

 

Рисунок  2. Динамика инвестиций в основные фонды регионов Приволжского федерального округа из федерального бюджета в 2006-2010 гг., в % от общего объема

 

По сравнению  с 2006 годом доля федеральных инвестиций в основные фонды Республике Башкортостан  увеличилась в 3 раза: в 2010 году 15% инвестиций в основные фонды области поступали из федерального бюджета. Пик финансирования пришелся на 2006 год, когда более 18% всех инвестиций Республике Башкортостан  предоставлялись из федерального бюджета.

Инвестиции  в основные фонды Республика Татарстан и Республика Мордовия находятся на одинаковом уровне: 6% и 5,4% приходились в 2010 году на долю федерального бюджета соответственно. За 2006 - 2010 годы доля инвестиций из федерального бюджета в Республике Татарстан увеличилась на 2,5%, стартовав с 3,5% в 2006 году. Рост доли федеральных инвестиций в основные фонды Республики Мордовия  за 2006- 2010 годы не столь значителен: 0,5% с 2006 года.

Финансирование  инвестиций в основные фонды  ПрФО из федерального бюджета незначительно: 0,1 – 0,2% в 2010 году. Тем не менее, еще в 2006 году доля федеральных инвестиций в основные фонды Республики Мордовия – 2,9%, Республики Башкортостан – 0,2% от общего объема инвестиций [5, 168 – 171 с.].

Социальная  асимметрия отчетливо проявляется  в больших отличиях среднедушевых  денежных доходов, уровня безработицы  между регионами страны и Приволжского федерального округа.

Дифференциация  среднедушевых денежных доходов в Приволжском федеральном округе значительная: В 2010 году максимальные среднедушевые денежные доходы на человека в месяц (13388 руб.) наблюдались в Республике Мордовия. С 2006 года среднедушевые денежные доходы населения в Республике Мордовия увеличились в 3,9 раза с 3394 руб. на человека. В то же время среднедушевые денежные доходы населения в Республике Татарстан увеличились в 4,8 раза (с 823 руб. на человека в 2006 году до 3918 руб. на человека в 2010 году). Это является максимальным ростом среди остальных регионов Приволжского федерального округа. Наименьшие среднедушевые денежные доходы населения в ПрФО наблюдаются в Республике Башкортостан: 2315 руб. на человека в месяц в 2010 году [5, 110 – 111 с]. Это примерно в 6 раз меньше, чем в регионе-лидере – Республика Татарстан.

Еще более  разительны дифференциальные отличия  по качеству предоставления уровня услуг  в области образования, здравоохранения  и других сферах. В результате наиболее мобильная часть населения предпочитает мигрировать в регионы с более высоким жизненным уровнем населения.

Существующие  десятикратные различия между наиболее обеспеченными и наиболее бедными  регионами округа по показателю ВРП  на душу населения свидетельствуют  об огромной асимметрии экономического развития.

 Основные  тенденции в экономической асимметрии  регионов Приволжского федерального округа схожи с ситуацией в социальной асимметрии. Регионом с наибольшим размером ВРП на душу населения в 2010 являлась Республика Татарстан–   здесь показатель достиг 544128,6 руб. на человека. Это в 18 раз больше, чем ВРП на душу населения в Республике Башкортостан (30205,3 руб.). Самый большой рост ВРП на душу населения в 2006-2010 годах наблюдается в Республике Мордовия: в 2010 году ВРП на душу населения (50874,2 руб.) увеличился в 4 раза по сравнению с 2006 годом (12715,2 руб.) [5, 293 – 294 с.]. Подсчет ВРП автономных округов до 2008 года не велся, поэтому сравнение невозможно.

В целом можно  отметить, что все виды асимметрий негативно влияют на функционирование регионов. Правовая асимметрия на законодательном уровне создает предпосылки для неравномерного распределения региональных полномочий и ресурсов: это вызывает бюджетную асимметрию, которая усиливает асимметрию экономического развития регионов и асимметрию социальную.

Для анализа  асимметрии регионов нами проведено  исследование социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа за период 2006 – 2010 гг. Наибольшее внимание уделено социальной, бюджетной и экономической асимметриям, при этом были использованы свои уникальные показатели. Так, анализ социальной асимметрии проведен нами на основе сравнения среднедушевых денежных доходов населения. Состояние экономической асимметрии проанализировано на основе валового регионального продукта (ВРП) на душу населения.

Бюджетная асимметрия исследуется по показателю дохода консолидированного бюджета на душу населения. Для статистической оценки асимметрии социально-экономического развития регионов ПрФО используются показатели, тесно связанные с мерами центральной тенденции: размах, дисперсия, стандартное квадратичное отклонение, размах асимметрии и коэффициент асимметрии. Основное внимание в исследовании уделено наиболее ярким показателям центральной тенденции: коэффициенту асимметрии и размаху асимметрии, которые позволяют судить о разбросе показателей внутри выборки и экстремальных значениях соответственно. Для целей сравнения глубины региональной асимметрии анализ проводился для 6 регионов ПрФО, из 14 регионов.

Общее представление  о социально-экономическом положении субъектов, входящих в состав Приволжского федерального округа, дает таблица 2.

Таблица 2. Структурная характеристика регионов Приволжского федерального округа

Субъект

Площадь территории, тыс. кв. км.

Население, в % от населения 

 
ВРП, в % от ВРП округа

   

округа 

2006

2007

2008

2009

2010

Республика Башкортостан

71,5

8,5

2,9

2,7

2,1

2,2

2,3

Кировская область

195,0

36,2

23,1

21,4

17,7

17,5

17,3

Республика Марий Эл

149,4

10,7

60,2

61,0

5,4

6,2

7,0

Республика Мордовия

534,8

11,6

0,0

0,0

46,8

44,6

40,9

Татарстан

751

4,1

0,0

0,0

13,5

16,8

19,7

Удмуртская Республика

87,9

28,9

13,8

14,9

14,4

12,6

12,9


 

 

Локомотивами экономики ПрФО является Республика Мордовия Республики Татарстан. В 2010 году их доля в совокупном валовом региональном продукте составила 40,9% для Республики Мордовия  и 19,7% для Республики Татарстан. Хотелось бы отметить прогрессивное развитие Республики Татарстан, доля которого в ВРП округа возросла за 2008-10 годы на 6,2%. Обладая большими площадями территории при относительно небольшой численности населения, округам удается на протяжении долгого времени быть лидерами экономики ПрФО, что, безусловно, определяется сырьевой направленностью экономики регионов. Доля топливной промышленности в структуре промышленного производства Республика Мордовия, Республики Татарстан и Республика Башкортостан составляла в 2010 году 91,4%, 93,8% и 88,5% соответственно. По сравнению с 2006 годом доля топливной промышленности возросла в общей структуре промышленного производства Республики Мордовия  на 4,8%; Республики Татарстан – на 5,9%; Республика Башкортостан– 3,5% [4, С. 418].

Незначительно возросла за 2006-2010 годы доля электроэнергетики в регионах ПрФО, экономика которых в целом носит однонаправленный характер с преобладанием топливных отраслей. Подсчет ВРП округов до 2008 года вообще не проводился.

Экономически  отсталым регионом является Республика Марий Эл, доля которой в ВРП округа за 2006-2010 годы уменьшилась на 0,6% – до 2,3% окружного ВРП. Отраслевая структура Республика Марий Эл диверсифицирована: доля промышленности за 2006-2010 годы возросла на 4,3% – до 51,2% промышленного производства области в 2010 году. Кроме того, значительная часть производства области сконцентрирована в сельском хозяйстве, доля которой находится на постоянном уровне в 27% [4, С. 465]. Это позволяет говорить об экономике Республика Марий Эл  как о разнонаправленной. Наиболее значительное снижение доли в окружном ВРП за 2006-2010 годы наблюдается в Республике Татарстан: снижение составило 5,8% от уровня 2006 года до 17,3% в 2010 году.

Несмотря  на то, что регионы ПрФО изначально находятся в разных «весовых» категориях, мы склонны расценивать эти диспропорции, как скрытый потенциал для дальнейшего развития экономики всего округа. Производственные мощности Республике Мордовия, Республики Татарстан и Республика Марий Эл могут быть использованы для удовлетворения потребностей регионов ПрФО в замене основного капитала. Результаты анализа социально-экономической асимметрии представлены в таблице 3.

Таблица 3.Показатели социально-экономической асимметрии регионов Приволжского федерального округа за 2006- 2010 годы

Вид асимметрии/

Коэффициент асимметрии

регион 

2006

2007

2008

2009

2010

 

Экономическая асимметрия

ПрФО

1,4

1,4

0,76

0,7

0,81

РФ 

7

6,7

4,1

4

4,3

 

Бюджетная асимметрия

ПрФО

0,9

0,6

0,7

0,7

0,86

РФ 

3,8

2,8

3,3

3

3,4

 

Социальная асимметрия

ПрФО

0,3

0,31

0,24

0,21

0,28

РФ 

3

3,2

3,2

2,8

2,6


Показатели  социально-экономической асимметрии регионов Приволжского федерального округа по сравнению с общероссийскими показателями имеют заметные отличия. Экономическая асимметрия проявляется в больших отличиях ВРП на душу населения. Несмотря на наличие экономической асимметрии в Приволжском федеральном округе, ее масштабы ниже общероссийских. За период 2006-2010 годов коэффициент экономической асимметрии снизился в округе на 57%, т.е. до 0,81 в 2010 году.

Вместе с  тем размах асимметрии незначителен: разрыв экстремальных значений показателей (а это показатели Республики Мордовия и Республика Марий Эл) вырос с 16,8 до 18 раз. В общероссийском масштабе этот же показатель размаха асимметрии увеличился к 2010 году до 66 раз: именно во столько отличался валовый региональный продукт на душу населения в 2010 году у Республики Мордовия  и Республики Башкортостан [5, 293 – 294 с]. Несмотря на снижение коэффициента экономической асимметрии в 2006-2010 годах, характеризующего всю совокупность выборки как в  ПрФО, так и по стране, размах экстремальных значений показателей увеличивается.

Схожая ситуация наблюдается при сравнении показателей  бюджетной асимметрии. Коэффициент  бюджетной асимметрии уменьшается: по ПрФО лишь на 5% – до 0,86 в 2010 году; по стране – на 10%, соответственно до 3,4 в 2010 году. В то же время размах экстремальных значений увеличился лишь в Приволжском федеральном округе до 12,8 раза в 2010 году. Именно во столько отличались доходы консолидированного бюджета на душу населения в 2010 году у Республики Мордовия  и Республики Татарстан [5, 731 – 732 с.]. Это говорит о диспропорциональном распределении бюджетных средств между регионами ПрФО.

Несколько иная ситуация наблюдается в социальной сфере: снижается не только коэффициент  асимметрии, но и размах социальной асимметрии. За 2006-2010 годы коэффициент социальной асимметрии снизился как в ПрФО на 6%, дойдя до уровня 0,28, так и в целом по стране на 14% (до 2,6 в 2010 году). Размах социальной асимметрии за анализируемый период снизился как в ПрФО, так и по стране. Среднедушевые денежные доходы по Приволжского федеральному округу в 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличились в 4,2 раза, по стране – лишь в 3,9 раза [5, 110 – 111 с.].

Большое значение для исследования имеет тип асимметрии социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа, так как это позволяет проводить идентичные мероприятия для регионов с одинаковым видом/видами асимметрий. Полученная нами типология асимметрии социально-экономического развития представлена в таблице 4.

Таблица 4. Тип асимметрии социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа

Информация о работе Региональная социально-экономическая асимметрия