Психологические проблемы деловых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация возникла в обществе с целью обмена информацией для взаимопонимания и согласованного действия людей в различных областях человеческой деятельности. Без нее невозможно существование ни одной организации. Если ликвидировать каким-то образом потоки сообщений, циркулирующих в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, она является важным рабочим инструментом для интеграции организационных подразделений. Коммуникация является средством, с помощью которого повышается эффективность работы организации, реализуются поставленные работниками цели, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, клиентами.

Файлы: 1 файл

Проблемы деловых коммуникаций (3).docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Познав уровень собственной коммуникативной компетентности, человек начинает лучше понимать других. Коммуникативная компетентность имеет контекстуальное содержание, т.е. должна рассматриваться в контексте конкретной организации, коллектива, рабочего места. Повышение уровня коммуниктивной компетентности, умения эффективно коммуницировать способствуют методы социально – психологического обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы письменной деловой коммуникации

 

Сегодня деловой мир единодушен во мнении, что эффективная коммуникация является первостепенным фактором в достижении успеха. И хотя бизнесмены в своей ежедневной деятельности предпочитают пользоваться устными каналами коммуникации, наиболее сложные и важные сообщения реализуются через письменный канал. Такие сообщения требуют  длительного хранения, могут быть направлены на широкую аудиторию, часто географически удаленную, и не претендуют на немедленную реакцию адресата. Общепризнанными формами письменной деловой коммуникации являются письма, электронные сообщения, служебные записки, отчеты и бизнес-планы.

Отсутствие навыков составления этих документов на русском и английском языках может не только привести к непониманию между участниками коммуникации, но и явиться причиной межличностных, этических и юридических конфликтов.

Российский документационный менеджмент основное внимание уделяет стандартизации документов на основе, в большей степени,  внешних элементов и, в меньшей степени, стратегических и содержательных элементов. Рекомендации в этой области касаются в основном  использования языковых моделей, слов и этикетных форм официального письменного общения.

Зарубежные эксперты в области деловой коммуникации исходят из общего принципа подхода к составлению письменных сообщений любого вида как процессу и как к продукту.

Процесс написания деловых сообщений включает три основные стадии: (1) планирование, (2) организацию и написание и (3) редактирование. Каждая из стадий решает несколько обязательных задач. На первом этапе определяются общая и частная цели сообщения, анализируется получатель сообщения, производится адаптация сообщения к адресату, выбирается тип сообщения.

Анализ получателя сообщения включает вычленение основной и второстепенной аудитории, которая будет вовлечена в его прочтение и ответную реакцию. Важно учесть число и состав адресатов, уровень их знакомства с темой сообщения и уровень понимания этой темы а также определить возможную реакции на описываемые вопросы. При этом необходимо проанализировать информационные потребности  получателя, то есть уточнить, что именно он хочет узнать по описываемой теме, вычленить предполагаемые вопросы и предоставить всю существенную информацию. Нужно иметь в виду, что информация должна быть достоверной и представлять интерес для адресата.

Кроме информационных потребностей адреса, важно учесть и  его практические и мотивационные потребности. Некоторые типы сообщений преследуют цель убедить получателя предпринять какие-либо шаги, изменить свою точку зрения  или отношение к проблеме. Поэтому способ подачи информации чрезвычайно важен. В зарубежной деловой коммуникации принято, так называемое, «Вы отношение», описание ситуации с точки зрения желаний, интересов, надежд и предпочтений адресата. То есть вместо того, чтобы сообщить, что «мы не поставили вовремя заказанную партию товара», принято писать, что «вы получите заказанную партию через неделю». Или вместо «вы неправильно заполнили форму и не указали номер детали по каталогу» - «для того, чтобы ваш заказ был выполнен в кратчайший срок, укажите, пожалуйста, номер детали по каталогу». Таким образом, происходит не только прямое обращение к получателю, но и поддерживается позитивный тон сообщения.

Вежливость, внимательность по отношению к половой, расовой, этнической принадлежности, возрастной группе и физическому состоянию получателя – неотъемлемые моменты, принимаемые во внимание при планировании любого письменного сообщения.

Тип сообщения выбирается в зависимости от его содержания, цели, местонахождения адресата, скорости, с которой оно должно быть доставлено, и формальности ситуации общения.

На втором этапе письма сообщение структурируется и пишется. На этапе редактирования оно исправляется, переписывается и корректируется.   

Эффективная организация любого типа письменного делового сообщения достигается с помощью четкого определения основных идей, их группировки и последовательности, через выбор прямого (дедуктивного) или непрямого (индуктивного) подхода к изложению материала. Эти подходы используются при написании всех сообщений, как коротких (служебных записок и писем) так и длинных (отчетов, предложений, презентаций).

Прямой (дедуктивный) подход предполагает такую стратегию написания сообщения, при которой на первый план выдвигается главная идея, подтверждаемая доказательствами и фактами. Эта стратегия выбирается в том случае, если отправитель уверен, что получатель благоприятно или нейтрально воспримет данное сообщение. Такая стратегия уместна при сообщении хороших новостей, положительном ответе на приглашение, поздравлении, запросе информации, составлении заказа. Ключевая информация  размещается в самом начале сообщения и сразу же воспринимается адресатом.

При непрямом (индуктивном) подходе на первый план выдвигаются доказательства или факты, а за ними следует главная идея сообщения. Такая стратегия считается предпочтительной, если получателю неприятно получить новость, или он готов отвергнуть, или скептически отнестись к содержанию сообщения.  Считается, что при такой стратегии, отправитель сумеет сохранить хорошие взаимоотношения с получателем и убедить его в правильности предложенного в сообщении решения или действия. Такие сообщения требуют особой тщательности в их подготовке, так как существует опасность искажения информации или недостаточной мягкости в ее представлении.

Основное внимание в подобных сообщениях обращается на их начало и конец. Если сообщение начинается с отказа, расстроенный адресат не всегда станет читать его дальше, не будет анализировать причины отказа, составит неверное представление об отправителе и, возможно, «споткнется о тот же камень» еще раз, получив такой же отказ в будущем. Естественно, сообщаемые причины отказа должны быть истинными, а не изобретенными, и обоснованными.

Если заранее известно, что адресат с подозрением отнесется к предложению, приведение фактов, аргументов и доказательств до изложения сути самого предложения заставит адресата прочитать и проанализировать их и, возможно, пересмотреть свою точку зрения, когда он прочтет само предложение.

Сообщение, составленное с использованием непрямого подхода, как правило, начинается с, так называемого, «буфера», утверждения, которое разделяют как отправитель так и получатель сообщения. Например, «Благодарим Вас за письмо, в котором вы описываете инцидент с вашим телевизором. Мы рады, что ни Вы, ни Ваше имущество не пострадало». Подобное утверждение настраивает получателя на «положительную волну», и ему легче будет воспринять отрицательную суть письма.

Дружелюбное, положительное завершение сообщения сохранит у адресата если не положительное отношение к отправителю, то и не враждебное. Примером такого завершения может быть предложение: «Мы надеемся, что Вы проведете много приятных минут у Вашего телевизора».

Однако деловые сообщения могут вызвать и разочарование и гнев получателя. И это не всегда вина составителя сообщения. Но во всех случаях отправителю сообщения нужно попытаться встать на место получателя и проанализировать ситуацию с точки зрения последнего. Чем лучше отправитель будет знать и чувствовать реакцию получателя, тем вероятнее его успех в достижении цели коммуникации.

В связи с вышесказанным, становится очевидным, что в современных условиях глобализации бизнеса и борьбы за клиента обучение стадиям, задачам и стратегиям  написания разного вида письменных деловых сообщений  может оказаться востребованным не только при изучении правил их написания на английском языке, но и при овладении навыками составления документов в российской практике делопроизводства.

 

 

Заключение

 

Деловые коммуникации – это важная составляющая успешной деятельности любого предприятия, без учета, малый ли это бизнес или крупная корпорация. Деловые коммуникации – это то, без чего невозможно представить себе функционирование и существование всех типов организаций. От степени эффективности работы коммуникационных связей зависит будущее как предприятия, в качестве хозяйствующего субъекта, но также и личностей, трудящихся на данном предприятии, а в более широком плане и благосостояние всей страны в целом. Без отлаженных коммуникаций ни одна организация не сможет в достаточной степени полноценно осуществлять свою деятельность.

Нельзя недооценивать важность коммуникаций в современном обществе. Проблемы обучения стратегиям управления и технологиям деловой коммуникации являются крайне актуальными и трудноразрешимыми проблемами менеджмента.

Сейчас грани делового общения расширяются. Реклама, личностное общение становятся неотъемлемой частью деловых коммуникаций. Успех предприятия во многом зависит от возможности представить себя в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального клиента, создать благоприятный имидж.

Владение приемами деловой коммуникации несет в себе потенциал не только развития профессионализма отдельной личности, но и успешности всей организации.

Западный менеджмент уже давно осознал огромную роль коммуникаций в производственном процессе. Настоящие экономические и социальные условия ставят и перед российскими компаниями задачи повышения общего уровня компетентности, особенно в части делового общения.

Совершенно невозможно и неприемлемо недооценивать значение деловых коммуникаций. Важно развивать такие навыки у сотрудников, это кропотливая, трудоемкая, но одновременно и одна из первостепенных задач любой компании. 

 

 

 


Информация о работе Психологические проблемы деловых коммуникаций