Психолингвистика как наука о речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:35, реферат

Описание работы

Наука, которая занимается изучением и описанием особенностей порождения, понимания, функционирования и развития речи, называется психолингвистикой.

Содержание работы

1. Определение психолингвистики
2. Объект и предмет психолингвистики
3. Причины появления психолингвистики
4. Общая и частные психолингвистики
5. Резюме

Файлы: 1 файл

Психологические проблемы интенсификации обучения РКИ.1.2.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

  8. Эта теория составила фундамент того, что сейчас называют «школой Выготского», или «Московской школой » в психолингвистике.

  9. На первых порах – в 60-е 70-е годы – она практически полностью определяла круг проблем и теоретических достижений в изучении индивидуально - психических особенностей языковой личности.

10. Наряду со школой Выготского  в отечественной психолингвистики возникли и другие школы.

11. Общая психолингвистика включает в себя наиболее устоявшийся комплекс глобальных проблем и концепций, их разрешающих, которые следует считать методологической базой всех психолигвистических исследований.

12. К частным психолингвистикам относятся те области, которые в той или иной мере тяготеют к прикладным сферам знания. 

 

Задание 7. Согласитесь со следующими высказываниями или опровергните их. Объясните вашу точку зрения.

 

1. Именно языковая личность (т.е. человек в его способности совершать речевые действия) – стала  объектом многочисленных сфер науки о языке.

2. Предмет психолингвистики – коммуникативная компетенция человека, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте.

3. Существование различных «школ»  в отечественной психолингвистике  не мешало, а способствовало и  расширению проблематики этой  науки, и углублению получаемых  в ходе исследований результатов.

4. Цель общей психолингвистики – создание единой, по необходимости умозрительной, модели, объединяющей в себе фундаментальные научные представления о коммуникативной компетенции здоровой, взрослой личности.

5. Потому одним из источников получения материала для исследования становится наблюдение за реальной коммуникацией.

6. Именно эксперимент является  «душой» психолингвистического  исследования.

 

  Задание 8. Замените причастный оборот придаточным определительным предложением со словом «который». Глагол поставьте в нужной форме.

1. К числу наиболее авторитетных исследовательских группировок можно отнести круг ученых, развивавших идеи талантливого психолога и психолингвиста Николая Ивановича Жинкина.

2. Общая психолингвистика включает в себя наиболее устоявшийся комплекс глобальных проблем и концепций, их разрешающих, считающихся методологической базой всех психолигвистических исследований.

3.Цель общей психолингвистики – создание единой, по необходимости умозрительной, модели, объединяющей в себе фундаментальные научные представления о коммуникативной компетенции здоровой, взрослой личности.

4. К частным психолингвистикам относятся те области, тяготеющие  в той или иной мере к прикладным сферам знания.

5. Психолингвистов интересуют явления, происходящие в «живом» повседневном общении людей.

 

Задание 9. Прочитайте текст лекции. Разделите его на смысловые части. Озаглавьте каждую часть. В результате вы написали план текста.

 

Задание 10. Выразите содержание каждой части в 1-3 предложениях. Запишите их. Вы, таким образом, записали тезисы текста.


               Задание 11. Напишите конспект текста.   

 

 

 

 

                    

 

     Задание 12. Напишите аннотацию текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы  рефератов

1. Определение психолингвистики как науки.

       2. Объект и предмет психолингвистики.

       3. Причины появления психолингвистики.

       4. Уровни психолингвистики.

       5. Методы психолингвистики.

 

 

                       

 

 

   

 

 

 

 

ТЕСТ  1

 Выберите правильный  вариант ответа

1. Психолингвистика  – наука, изучающая

    а) психологию человеческой  души;

    б) особенности порождения, понимания, функционирования и развития речи;

    в) закономерности становления  функционирования и развития  общества;

2. Психолингвистика – это

   а) часть социолингвистики;

   б) часть языкознания;

  в) часть лингвистики;

3. Кому из ученых принадлежат следующие слова: «…нельзя ограничивать всю лингвистику описанием языковых форм»?

   а) Эмилю Бенвенисту;

   б) Фердинанду де Соссюру;

   в) А.А. Леонтьеву;

 

4. Что стоит  в центре интересов психолингвистики?

    а) объекты многочисленных  сфер науки о языке;

    б) языковая личность;

    в) коммуникативная компетенция человека;

 

5. Кто является основателем советской школы психолингвистики?

    а) Л.С. Выготский;

    б) А.Р. Лурия;

    в) А.А. Леонтьев;

 

6. Выделите основные  методы психолингвистики

    а) описательные;

    б) сравнительно-описательные;

    в) наблюдение, эксперимент;

 

7. Что было  положено в основу психолингвистики?

     а) теория коммуникативного общения;

     б) теория деятельности;

     в) теория межличностных  отношений;

 

8 .Какая теория лежит в основе «Московской школы» психолингвистики?

    а) теория коммуникативного  общения;

   б) теория деятельности;

    в) теория межличностных  отношений;

 

9. Что является « душой» психолингвистического исследования?

    а) описательные и сравнительно-описательные  подходы;

    б) наблюдение за реальной  коммуникацией;

    в) эксперимент;

10. В чьих работах  организация процесса производства  речи трактуется как мотивация  – мысль - внутреннее слово – реализация?

     а) Л.В. Щербы;

     б) Л.С. Выготского;

     в) А.А. Леонтьева

 

11. Кто из ученых  занимался семантикой и проблемами  связи языка и культуры, синтаксической  типологией, выдвигал критерии разграничения  уровней языка?

 а) Эмиль Бенвинист;

 б) Фердинанд Де Соссюр;

 в) И.Н. Бодуэн –де-Куртанэ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

   ЛИТЕРАТУРА

                 Учебники

1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. 5-е изд.- М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2008.- 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ) [«Психолингвистика»].

2. Горелов И. Н., Седов К. Ф. «Основы психолингвистики».— М., 1997.

3. Залевская А. А. «Введение в  психолингвистику». — М.,1999.

4. Леонтьев А. А. «Основы психолингвистики». — М., 1997.

5. Основы теории речевой деятельности.—  М., 1974.

6. Сахарный Л. В. «Введение в психолингвистику».— Л., 1989.

7.Сахарный Л. В. «Из истории психолингвистики». ([из книги «Введение в психолингвистику»])

8. Текст лекций «Введение в психолингвистику».— М., 1991. Ч.I, ч. II.

9. Ушакова Т. Н. «Психолингвистика». // Психология. Учебник для гуманитарных  специальностей. — СПб., 2000.

10. Фрумкина Р. М. «Психолингвистика». М., 2001.

11. Шахнарович А. М. «Проблемы психолингвистики».— М., 1987.

 Монографии

12. Белянин В. П. [| Основы психолингвистической диагностики: (Модели мира в литературе).]. / В надзаг. Российская Академия Наук, Институт языкознания. Фонд Чтения имени Н.А. Рубакина. - М.: Тривола, 2000.- 248 с. ISBN 5-88415-036-9

13. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. - М.: Генезис, 2006. - 320 с. ISBN 5-98563-071-4

14. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996.

15. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.— М., 1982.

16. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты текста.- М., 1985.

17. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития  психолингвистики.— М., 1987.

Коллективные монографии

18. Теория речевой деятельности.- М., 1968.

19. Основы теории речевой деятельности.- М., 1974.

 Статьи

20. Блумфилд Л. Употребление языка. // Звегинцев В. А. История языкознания ХIХ—ХХ веков в очерках и извлечениях.— М., 1965. .— Ч. II

21. Секерина И. «Психолингвистика». // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики.— М., 1997, с.231-260.

22. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ—ХХ веков в очерках и извлечениях.— М., 1965.

23. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании.// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.— М., 1974.

 Личности

24. Русские: Потебня А.А.,

25. Советские: Щерба Л. В., Жинкин Н. И., Выготский Л.С.

26. Российские: Леонтьев А. А., Шахнарович А. М., Сорокин Ю. А., Горелов И. Н., Сахарный 27. Л. В., Фрумкина Р. М., Василевич А. П., Уфимцева Н. В., Тарасов Е. Ф., Залевская А. А., Белянин В. П.

27. Иностранные: Горошко О. [[1]], Секерина И., Хомский Н., Стайнберг, Фромкин, Осгуд, Слобин, Грин Дж. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Интернет – ресурсы                               

                                                 

 

 

 

 

1. Залевская А.А. О Комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека //Сервер дистанционного обучения психолингвистике www.csa.ru

2. www.textology.ru

3. wwwp.psycho.ru

4.www www.vaal.ru

5. www.csa.ru/DistanceLearning/cours1/index.html

6. www.jiscmail.ac.uk/lllists/forensic-linguistics.html

7.psy-two.narod.ru

8.www.linguistlist.org

9.www.mpi.ni/world

10.www.psyc.memphis.edu/POL/POL.htm

11. http://azps.ru/handbook

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.  Речевая деятельность. Навык. Умение. Виды навыков

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

   1. Понятие речевой деятельности

   2. Навык. Умение. Виды навыков

   3.  Резюме

  • Основные термины и понятия
  • Вопросы для повторения и самопроверки
  • Задания для практических работ
  • Темы  для рефератов
  • Литература (основная, дополнительная)
  • Интернет-ресурсы

 

2.1. Деятельность может быть самой разнообразной, но однотипные психологические процессы определяют любой вид деятельности. Нас не удивляет, что существует «педагогическая деятельность», но в любой деятельности психологи стремятся найти резервы в ее организации, которые в большей степени соответствуют психологическим закономерностям этой  деятельности, ее психологическим особенностям. Мы знаем, что существует медицинская, судебная, юридическая психология, психология делового общения, и этот список можно продолжить. Уже стал привычным термин  «речевая деятельность».

   Психолингвистика изучает:

  • строение этой деятельности, выясняет, что в ней общего с другими видами деятельности;
  • формирование этой деятельности.

Иначе говоря, психолингвистика раскрывает психологическую природу процессов речи и закономерности овладения речью. Таким образом, психология, которая занимается строением речевой деятельности, называется психолингвистикой.

Отрасль психологии, изучающая формирование речи, предметом которой являются закономерности процесса обучения, усвоения языка (речи), формирование речевой деятельности,  называется психологией обучения иностранному языку.

Отрасль психологии, которая изучает психологические основы, психологические закономерности общения людей, называется психологией общения.

Основная теория, на основе которой формируются положения, выводы психолингвистики и психологии обучения – это теория деятельности.

 

    2.2. Речевая операция, выполнение которой доведено до степени совершенства, называется речевым навыком. Владеть иностранным языком – значит владеть системой речевых навыков. И родной, и иностранный язык существуют в психике человека в  форме таких навыков, которые в любой момент могут быть реализованы. Первой задачей обучения иностранному языку является доведение всех компонентов речи до степени сформированного навыка. Навыки нового языка могут быть трех видов:

Информация о работе Психолингвистика как наука о речевой деятельности