Основы полемического мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:10, реферат

Описание работы

Словесное противоборство известно еще с давних времен, к нему относятся имена многих известных личностей, оставивших немалый вклад в истории. В этом списке первыми должны быть названы диалоги Платона, главный герой которых – Сократ, виртуозно владеющий мыслью и словом, последовательно побеждает своих многоумных соперников, вынуждая их приблизиться к умопостигаемой истине. Многочисленные примеры содержательных, остроумных споров в литературных произведениях Данте, Шекспира, Рабле, Бальзака, Гюго, Достоевского, Тургенева, этот список можно продолжать и дальше.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

    Всякий спор будет успешным лишь в том случае, если четко выделен его предмет. Предмет спора – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений.

    Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе дискуссии, а иногда может появиться и во время обсуждения проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой.

    Полемистам необходимо соблюдать еще одно важное правило – не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждений, для этого необходимо хорошо знать предмет спора.

    Успех полемического обсуждения во многом зависит от умения его участников правильно оперировать в споре понятиями и терминами.

Необходимо уметь выделить основные, опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать термины, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы.

    Многозначность слов таит в себе возможность разных его пониманий. Это требует правильного употребления многозначных слов в споре.

    Таким образом, неточное употребление участниками спора, терминов, многозначных слов может затруднить общение, помещать обсуждению спорной проблемы, стать причиной заблуждений.

    Поведение в споре зависит от того, с каким противником приходиться иметь дело. Если это сильный противник, то есть человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, то мы более собраны, напряжены, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы ведем себя по-иному. Требуем пояснений, что бы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнения его высказывания. Чувствуем в себе больше уверенности, независимости, решительности.

    Одним из важных требований культуры спора является уважение оппонентов друг к другу. К сожалению, это требование часто нарушается. Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.

     Стремление понять своего оппонента, уважительное отношение его к убеждениям позволяют добиться положительного результата, помогают в поисках истины, а так же являются необходимыми условиями плодотворного публичного спора.

    Требованием культуры спора так же является выдержка и самообладание в споре. Не рекомендуется горячиться в споре. У хладнокровного человека явные преимущества: его мысль работает ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позицию оппонента, подбирать нужные доводы. Умение сохранять спокойствие – важное качество полемиста. Нельзя допускать, что бы спор превращался в перепалку.

 

Дискуссия как вид спора

     Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Дискуссия - один из видов спора.

     Стремление занять собственную позицию - сильная потребность человека, связанная с самоутверждением. В обстановке спора максимально проявляются такие личностные свойства, как самостоятельность и нонконформизм. Поэтому споры интересны и эмоционально притягательны, поэтому они постоянно сопутствуют жизни отдельных людей и коллективов.     Там, где господствует авторитарная система мышления, отсутствует плюрализм мнений, не могут успешно решаться трудовые задачи. Поэтому руководитель должен владеть искусством спора. В деловом общении дискуссию специально организуют на собраниях, а также используют как метод исследования рынка. При этом группа потребителей обсуждает под руководством ведущего темы, интересующие фирму. Например, такая дискуссия позволяет узнать реакцию покупателей (клиентов) на производимый товар (оказываемую услугу).

 

Что такое «Дебаты»

    Когда вы убеждаете маму разрешить вам прийти домой поздно, это тоже дебаты. Когда у людей разные взгляды на вещи - это и есть дебаты.

Дебаты в повседневной жизни - это неформальные дебаты. Формальные дебаты, имеют особую структуру, правила и ограничения. К примеру, если с мамой можно спорить до утра, то в формальных дебатах каждому из вас будет предоставлено только десять минут, чтобы предоставить свои аргументы. В формальных дебатах судья или команда судей решает, кто победил, тогда, как в жизни обычно мама решает, когда вам приходить домой: при этом она и участник дебатов и судья!

    Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные дебаты, происходящие в повседневной жизни. Формальные дебаты начинаются с темы, представляющей собой краткую формулировку темы дебатов. Каждая команда (утверждающая команда и отрицающая команда) пытаются убедить нейтрального судью. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов.

    Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Нужно не просто выступить с речами, но и парировать аргументы другой стороны, сравнить свою позицию с позицией оппонентов и, таким образом, убедить судью в своем превосходстве.

 

Три принципа дебатов

 Принцип первый: дебаты учат многому.

    Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов - обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.

Почему обучение важнее, чем победа? Во-первых, желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приемы. А если вы не будете пытаться использовать недозволенные приемы, вы проявите свой характер и приобретете уважение окружающих.

Во-вторых, когда участники дебатов ставят перед собой цель выиграть, они часто выходят за рамки правил соревнования. Много времени уходит на то, чтобы навести порядок. Если единственная цель - победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

 Принцип второй: обязательство честности.

    Если вы приняли первый принцип, второй принцип – честность - вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.

Честность - стержень дебатов. Дебаты возникли из-за врожденного человеческого любопытства. Мы всегда хотим знать правду. Ваша задача, как участника дебатов - быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в период перекрестных вопросов. Иногда “быть честным” - значит, признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ "Я не знаю" на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции. Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку впоследствии вы, благодаря своей честности, больше узнаете и лучше разовьете свои способности. Вас будут уважать и судья, и ваш оппонент. В конце концов, вы поможете другим, которые тоже ищут истину.

 Принцип третий: уважение.

    Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны "нападать" на аргументы, рассуждения и свидетельства - но не на оппонента.

 

Правила ведения спора

1. Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение собеседника действительно противоречит вашему мнению.

2. Вначале приводите только сильные доводы, а о слабых говорите после и как бы вскользь.

3. Опровергайте фактами, показом того, что тезис противоположной стороны не вытекает из аргументов или что выдвинутый оппонентом тезис не доказан. Можно показать ложность высказанной мысли или аргументов, опираясь на то, что, следствия, вытекающие из них, противоречат действительности. Не упорствуйте в отрицании доводов оппонента, если они ясны и очевидны.

4. Следите за тем, чтобы в ваших рассуждениях не было логических ошибок.

5. В процессе спора старайтесь убедить, а не уязвить оппонента. Исследователь спора С. И. Поварнин замечал: «Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума»

6. Умейте сохранить спокойствие и самообладание в споре, постарайтесь найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что полемика имела и будет иметь важное значение во все времена. Во многих случаях, благодаря спору, рождаются правильные ответы на поставленные вопросы. Ведь основная цель полемики – это достижение истины. И давно известная фраза «В споре рождается истина» очередной раз доказывает значимость и актуальность полемического искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 Введенская М.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Р/Д. «Феникс» 1995

  1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: 1986
  2. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М.: Моск. Ун-тет. 1992
  3. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. М.: 1990 
  4. Павлова Л.Г. Обучение полемическому мастерству. М.: «Знание» 1988
  5. Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? М.:1985

 


Информация о работе Основы полемического мастерства