Основы деловой риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны

Содержание работы

Введение 3
1.Общие сведения о риторике 4
1.1. Предмет и задачи риторики 5
2. Понятие «Деловая риторика» 10
3.Основы деловой риторики 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.48 Кб (Скачать файл)

Владение деловой риторикой  не на должном уровне – одна из существенных причин многих неудач руководителей  и специалистов, их низкого личного  рейтинга в трудовых коллективах. В  этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного  воздействия, как убеждение, внушение и подражание.

Красноречие – важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя.

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены "Генеральным регламентом" Петра I (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в  себя две группы правил:

1) нормы, действующие в  сфере общения между равными  по статусу, членами одного  коллектива (горизонтальные);

2) установления, определяющие  характер контакта руководителя  и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается  приветливое и предупредительное  отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Главным средством  официального общения выступает  русский литературный язык. Обязательно  соблюдение речевого этикета – разработанных  обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих  организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Устные виды делового общения  подразделяются на монологические и  диалогические. К монологическим относятся:

  • приветственная речь;
  • информационная речь;
  • доклад (на заседании, собрании).
  • торговая речь (реклама);

Жанры, основанные на диалоге, – это:

  • разговор;
  • беседы;
  • интервью;
  • переговоры;
  • дискуссия;
  • совещание (собрание);
  • пресс–конференция.

Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие. 

3.Основы деловой риторики

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия:

  • доступность;
  • ассоциативность;
  • сенсорность;
  • экспрессивность;
  • интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Сенсорностъ предусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней.

Например, темп выступления на совете организации и на уличном митинге, естественно, разный. Поэтому выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при разумном использовании риторического инструментария.

Его практическое назначение – так провести коммуникационное общение, чтобы оно оказало оптимальное воздействие на мысли, и чувства людей. Данный риторический инструментарий включает следующий набор коммуникационных эффектов:

  • визуального имиджа;
  • первых фраз;
  • аргументации;
  • квантового выброса информации;
  • интонации и паузы;
  • художественной выразительности;
  • релаксации;
  • дисперсии.

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация.

Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.

Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика – это внутренняя организация речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация.

К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической – конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации и паузы – весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10-15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий.

Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности связан с умением «воплощать» мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять замысел выступления, то его словесная форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%.

Таким образом, коммуникационный процесс – это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа обязательны для профессиональной пригодности современного руководителя. Для этого можно воспользоваться учебными пособиями и научной литературой, которые содержат необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дюбуа, Ж. «Общая риторика» / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.- М. Клинкенберг. - М.: КомКнига, 2006. – 360 с.
  2. Перельман, Х., «Новая риторика. Трактат по аргументации. 1958 г. Язык и моделирование социального взаимодействия.» / X. Перельман, Л. Ольбрехт-Тытека. –. М., 1987. cc. 207 - 264.
  3. Граудина, Л. К. «Теория и практика русского красноречия» / Л. К. Граудина, Г.И. Миськевич, М.: Либроком, 2009. – 240 c.
  4. Топоров, В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. – В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
  5. Мельникова, С. В. «Деловая риторика (речевая культура делового общения)»: Уч. пос. / С. В. Мельникова – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
  6. Ножин, Е. А. "Мастерство устного выступления" / Е. А. Ножин – М.: Политиздат, 1989. – 225 с.
  7. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка: Ок. 57000 слов» – Екатеринбург: Урал – Советы («Весть»), 1994. – 800 с.
  8. Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие/ Л.Г. Павлова / под ред. Л.А.Введенской/-Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс,2009. - 311с.
  9. Введенская, Л.А., Деловая риторика: Уч. пос. для вузов./ Л.А.Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д: «Март», 2002. - 512 с.
  10. Гойхман, О.Я., Речевая коммуникация. / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина -М.: ИНФРА-М,2006. -272 с.
  11. Иссерс О.С., Коммуникативные стратегии и тактики русской речи /О.С. Иссерс. -Изд.4-е, стереотипное. -С.: Комкнига,2006. - 288 с.

Информация о работе Основы деловой риторики