Конфликтологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:38, доклад

Описание работы

Конфликтологическая культура – это интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Конфликтологическая культура.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Конфликтологическая культура – это  интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную  и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия.

Культура мышления характеризуется  способностью рационально анализировать  конфликтную ситуацию: на основе определенных теоретических знаний формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, принимать решение о наиболее оптимальных стратегиях и тактиках поведения в сложившейся ситуации.

 

^ Культура чувств предполагает  способность осознавать конструктивный и деструктивный характер переживаемых эмоций и чувств, осуществлять их саморегуляцию, в частности, преодолевать деструктивные непроизвольные переживания – гнев, агрессию, страх, депрессию; способность проявлять дружелюбие, оптимизм, сохранять душевное спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях.

 

^ Поведенческая конфликтологическая  культура выражается в способности  действовать и решать проблемы  таким образом, чтобы не допускать  конфликта или его эскалации, конструктивно управлять конфликтом на всех его этапах (включая профилактику, прогнозирование, предотвращение, диагностику, урегулирование/разрешение, контроль); она предполагает оптимальный в сложившейся ситуации стиль поведения, включая тем самым в себя коммуникативную культуру.

 

^ Коммуникативная культура проявляется  в способности личности к конструктивному  диалогу, адекватной вербализации  своих и чужих переживаний,  стремлений и желаний, владении  приемом «я-сообщение», техниками  «активного слушания», «ассертивного» общения и др.

 

^ Культура ценностно-смысловой  сферы: совокупность гуманистических  ценностей, обуславливающих личностную  значимость конструктивного поведения  человека в конфликте. Базовыми  из них, в частности, являются: ответственность, свобода, личностная автономия и самореализация.

 

Многие ученые, практики, а также  принимавшие участие в нашем  исследовании преподаватели указывают  на то, что снижению конфликтности  в вузах может способствовать развитие у студентов конкретных норм и правил поведения в конфликтных ситуациях, а также индивидуально-личностных качеств, которые обеспечивают решение возникающих конфликтов на объективной и справедливой основе, т.е. развитие конфликтологической культуры.

 

Современное высшее образование ориентировано не только на освоение студентами знаний, умений, навыков и соответствующих компетенций для осуществления профессиональной эффективной деятельности, но и прежде всего на воспитание и развитие личности, способной жить в мире, согласии, терпимости и гармонии в обществе.

 

Мы считаем, что конфликтологическая  культура личности студента представляет собой совокупность когнитивных  способностей и личностных характеристик  студента, определяющих адекватное восприятие конфликта, позволяющих осуществлять эмоциональную регуляцию и саморегуляцию в конфликте, эффективное

 

общение, а также управлять конфликтами  на объективной, справедливой и творческой основе.

 

В структуре конфликтологической  культуры личности студента мы выделяем содержательный, мотивационный, эмоциональный и личностнодеятельностный компоненты.

Развитие конфликтологической  культуры личности студента сопровождается изменением взглядов, мотивов, убеждений, установок и поведения студента

причин возникновения конфликтных  ситуаций с однокурсниками студенты называют: индивидуально-психологические особенности, различия в интересах, взглядах, стресс, переутомленность, зависть, соперничество. Основными причинами конфликтов с преподавателями являются неуважительное отношение студентов к преподавателям, различия во взглядах, неуспеваемость студентов, а также некомпетентность преподавателей.

 

По мнению большинства студентов, снижению конфликтов будут способствовать следующие меры: совместные мероприятия  преподавателей и студентов, консультации в психологической службе вуза, специально организованные тренинги. Большинство студентов (45%) указали на необходимость овладения знаниями в области межличностного взаимодействия и развитие конфликтологической культуры.

Нами было выявлено три уровня конфликтологической  культуры: низкий, средний и высокий.

 

В результате констатирующего эксперимента было установлено, что 48% студентов  имеют низкий, 52% - средний уровни развития конфликтологической культуры личности студента (рисунок 1).

 

Данные показатели свидетельствуют о том, что студенты вузов не обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями, позволяющими грамотно действовать в конфликтном противоборстве: прогнозировать

 

возникновение конфликта, принимать меры по изменению  ситуации и своего поведения с  целью предотвращения конфликта, а также разрешать конфликты на конструктивной основе, с учетом интересов другой стороны.

 

Изучая  уровни развития отдельных компонентов  конфликтологической культуры было выявлено, что студенты имеют средний  уровень развития содержательного, мотивационного, личностно-деятельностного компонентов и низкий уровень развития эмоционального компонента. Это объясняется тем, что в вузе уделяется незначительное внимание развитию конфликтологической культуры личности студента.

 

В третьем  разделе представлены результаты анализа индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей студентов, влияющих на конфликтологическую культуру.

 

Анализ  теоретических и эмпирических данных, а также результаты наших исследований показали, что возникновение конфликтов обусловлено и проявлением индивидуально-психологических особенностей личности, среди которых выделяют темперамент, характер, мотивы, потребности, направленность и способности личности.

Студенческий  возраст - это период стрессовых воздействий, психологических напряжений, вызванных рядом факторов (неопределенность жизненных планов, проблемы социально-психологической адаптации, неготовность к решению проблем личной жизни), период кризисов разных типов (возрастного, кризиса идентичности, профессионального). Совокупность отмеченных факторов в студенческом возрасте оказывают влияние на поведение молодого человека, его взаимодействие с окружающими.

 

Полученные  данные свидетельствуют о волнообразном  развитии конфликтологической культуры личности студента. Она, то снижается, то возрастает с переходом студентов от курса к курсу. Изучая влияние возрастных особенностей студентов на отдельные компоненты конфликтологической культуры, было установлено, что студенты младших курсов обладают самым низким уровнем конфликтологической компетентности и конфликтологической компетенции, которые значительно повышаются к пятому курсу. Третий курс характеризуется повышенным уровнем конфликтности, что обусловлено трансформацией групп, в связи с выбором специализации и адаптацией в новых коллективах. Студенты 3 курса в меньшей степени способны управлять своими эмоциями и предпочитают стратегию соперничества, что предполагает борьбу только за свои интересы. К старшим курсам уровень конфликтологической культуры и ее компонентов незначительно повышается.

 

В результате эксперимента было установлено, что  юноши более конфликты и в  конфликтном взаимодействии предпочитают стратегии 

 

соперничество, а девушки склонны  к компромиссу и сотрудничеству. В то же время было установлено, что юноши лучше справляются со своими эмоциями, чем девушки. Различий уровня развития конфликтологической культуры и ее компонентов между студентами технических и гуманитарных специальностей не было определено.

Заключение. Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования позволили сделать следующие  выводы:

 

1. Проблема развития конфликтологической  культуры личности студента является  одной их актуальнейших в педагогической  психологии и педагогике. Однако разные подходы к пониманию сущности конфликтологической культуры и ее структуры дают нам основание предложить свое определение конфликтологической культуры личности студента. Ее мы определяем как совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик студента, определяющих адекватное восприятие конфликта, позволяющих осуществлять эмоциональную регуляцию и саморегуляцию в конфликте, эффективное общение, а также управлять конфликтами на объективной, справедливой и творческой основе.

 

2. В структуре конфликтологической  культуры нами выделены четыре  компонента: содержательный (конфликтологические  знания и умения); мотивационный  (стремление к поддержанию гармоничных  межличностных отношений, потребность  в конструктивном разрешении  конфликтов); эмоциональный (осознание своего эмоционального состояния, управление своими эмоциями, эмпатия, распознание эмоций другий людей); личностнодеятельностный (уровень конфликтности личности студента, способность и

 

готовность разрешать конфликты, переводить из деструктивного в

 

конструктивное русло).

 

3. В результате проведенного  исследования студентов было  установлено, что в целом студенты  удовлетворены тем, как складываются  их межличностные отношения с  окружающими. У них отсутствуют  Трудноразрешимые проблемы, они не чувствуют изолированности и не испытывают неприязни по отношению к другим людям. Конфликты воспринимаются студентами как крайне нежелательное явление, способное нарушить гармонию в отношениях, в связи с чем студенты не высказываются открыто о наличии конфликтов в их межличностных отношениях. Большинство студентов указывают на дефицит конфликтологических знаний и умений, поэтому в качестве средств по снижению конфликтности в вузе рассматривают организацию и проведение специальных тренингов и курсов с целью овладения знаниями в области эффективного межличностного общения, а также повышение уровня конфликтологической культуры студентов. ^

 

4. Определены три уровня развития  конфликтологической культуры и 

 

ее компонентов: низкий, средний, высокий. Отнесение студентов к тому или иному уровню развития конфликтологической культуры осуществлялось на основании установленных нами критериев: конфликтологическая

 

компетентность, конфликтность личности, конфликтологическая компетенция, эмоциональный интеллект (осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей, эмпатия), выбор стратегий поведения в конфликте. Экспериментально также показано, что 48% студентов обладают низким и 52% студентов - средним уровнями конфликтологической культуры в целом, средним уровнем содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного компонентов и низким уровнем эмоционального

 

компонента. _

 

5. при изучении индивидуальных  особенностей конфликтологическои 

 

культуры личности студента было выявлено влияние свойств темперамента на показатели эмоционального компонента конфликтологической культуры. Повышенная эмоциональная возбудимость снижает способность контролировать свои эмоции (свойственно холерикам). Темп реакции влияет на способность понимать и чувствовать другого. Экстраверты по сравнению с интровертами более склонны понять эмоциональное состояние партнера по общению.

 

6. Установлено, что конфликтологическая  культура студентов зависит от  их возрастных особенностей. Так,  студенты младших курсов имеют низкий уровень развития конфликтологической культуры и ее отдельных компонентов, к 3 курсу уровень конфликтологической культуры и ее компонентов снижается. Это объясняется тем, что студенты 3 курса выбирают специализацию, происходит трансформация групп и адаптация в новых коллективах. Конфликтность студентов 3 курса повышается, у студентов наблюдается предпочтение в выборе деструктивной стратегии соперничества в конфликтном взаимодействии и снижение способности управлять своим эмоциональным

 

состоянием. К старшим курсам уровень  конфликтологической культуры и  ее компонентов повышается.

 

7. Влияния гендерных особенностей  на общий уровень развития  конфликтологической культуры проявляется  незначительно. Юноши более конфликтны  и в конфликтном взаимодействии предпочитают стратегии соперничества, а девушки склонны к компромиссу и сотрудничеству. Юноши превосходят девушек в способности управлять своими эмоциями и имеют более высокие показатели по общему уровню развития эмоционального интеллекта. Различий уровня развития конфликтологической культуры и ее компонентов у студентов гуманитарных и технических специальностей не было выявлено.

 

8. В проведенном исследовании  показана значительная роль преподавателя  в развитии конфликтологической  культуры личности студента Анализ результатов исследования позволил нам выразить мнение, что преподаватели проявляют настороженное отношение к конфликтам, т.к.' в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, подрывом авторитета. Большинство опрошенных* преподавателей отрицают наличие конфликтов в их профессиональной деятельности. Тем не менее, конфликты «преподаватель-студент» являются одной из самых распространенных форм педагогических конфликтов. Развитие конфликта, его исход во многом определяются отношением преподавателя к конфликту. Жизненный опыт, статус, профессиональная позиция преподавателя обязывает его взять на себя инициативу по управлению конфликтом и развитию конфликтологической культуры личности студента. Организация педагогического общения, реализация коммуникативных, перцептивных и экспрессивных умений способствует созданию доверительной атмосферы, основанной на субъект-субъектных отношениях, грамотное использование механизмов психологического воздействия способствуют изменению установок, убеждений и поведения студентов, и как следствие развитию конфликтологической культуры личности студента.

Информация о работе Конфликтологическая культура