Коммуниационные барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:27, реферат

Описание работы

Огромное количество контактов, в кото¬рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол¬нения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.
Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.

Файлы: 1 файл

Коммуникационные барьеры.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Коммуникационные  барьеры

Огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана —  при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются  подступы к человеку. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.

 Выделяют три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: авторитет, избегание, непонимание.

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек  доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят  не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

1. социального положения  (статуса), от принадлежности к  реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14—15 см;

2. привлекательного внешнего  вида (аккуратная ли прическа, расчесан  ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут  ли на все пуговицы и др.);

3. доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

4. компетентности;

5. искренности, причем  если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает  и запоминает выводы и практически  не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

Барьер  «избегание»

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с  собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора

Установлено, что  чаще всего барьер обусловлен той  или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

1. привлечь внимание;

2. удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.

Привлечь внимание можно  при использовании трех основных приемов. К ним относятся:

1. прием «нейтральной  фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др.);

2. прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате, говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;

3. прием «зрительного  контакта». Говорящий обводит  аудиторию взглядом, смотрит пристально  на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.

Барьер  «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.

 Фонетический барьер

Фонетический  барьер непонимания возникает в  следующих случаях:

когда говорят  на иностранном языке;

используют  большое число иностранных слов или специальную терминологию;

когда говорят  быстро, невнятно и с акцентом.

Преодолеть  фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:

внятная, разборчивая  и достаточно громкая речь, без скороговорки;

учет аудитории  и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет  обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять.

Семантический барьер

Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

любое слово  имеет обычно не одно, а несколько  значений;

«смысловые» поля у разных людей разные;

Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

Для преодоления  семантического барьера необходимо:

говорить максимально  просто;

заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

Стилистический  барьер

Стилистический  барьер непонимания возникает, когда  человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения слишком  тяжелый, излишне легковесный, в  общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.

С определенными  оговорками можно признать, что стиль  — это отношение формы сообщения  к его содержанию. Поэтому главное  при преодолении стилистического  барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.

Логический  барьер

Барьер логического  непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит  или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно.

Однако ни для  кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и  т.д. Каждый человек думает, живет  и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти  логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического  барьера возможно при соблюдении следующих условий:

Учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности.


Информация о работе Коммуниационные барьеры