Этнический стереотип: понятия, функции, основные методы изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

Зададимся на мгновение вечным вопросом: “Что делает человека человеком?” Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ скорее всего будет звучать так: общение. Действительно, именно в процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. Исследования многих этнографов и антропологов убедительно показывают, что вне человеческого общества ребенок остается на животной стадии развития и в дальнейшем уже не может стать полноценной личностью.

Содержание работы

Введени…………………………………………………………………
1 Этнос как особая социальная-психологическая категория
2 Этнический стереотип: понятия, функции, основные методы изучения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

этнические стериотипы.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

 

ДТО позволяет измерить следующие  параметры этнических стереотипов: амбивалентность (степень эмоциональной  определенности стереотипа), выраженность (или интенсивность: отражает силу стереотипного  эффекта) и направленность (знак и  величина общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному  объекту).

 

Дополнением к методу ДТО  является выделение в ответах  испытуемых вспомогательных показателей  для выявления различных характеристик  и, в частности, этнических стереотипов. Удобной моделью системы этнических предпочтений может служить степень  совпадения образов этнических групп  с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен  разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и  образа типичного представителя  какой-либо национальности (Солдатова, 1998).

 

Помимо перечисленных  методов для выявления этнических стереотипов используются также  техника репертуарных решеток, шкала  социальной дистанции Богардуса, анкетирование, различные способы интервьюирования. Главной задачей исследователя при проведении эксперимента является выбор адекватной методики, обеспечивающей валидность и надежность получаемых данных. Важно также иметь в виду, что при прямом опросе достаточно сложно выявить наличие тех или иных этнических стереотипов, так как они могут отсутствовать на сознательном уровне, или испытуемый может давать социально желательные ответы. Поэтому наиболее распространенными являются проективные методы исследования, позволяющие обойти сознательные установки индивида, а также совмещение нескольких методик в рамках одного исследования.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотренные нами аспекты  изучения этнических стереотипов далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу  за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.

 

Наиболее спорными на сегодняшний  день являются такие вопросы, как  проблема истинности этнического стереотипа и отражения в нем реальных черт стереотипизируемой этнической группы, а также объяснение необычайной устойчивости и прочности представленного в стереотипе знания. Важно понять, «каким образом знание «затвердевает», превращается в догму и почему функционирует, даже когда доказана его гносеологическая несостоятельность» (Шихирев, 1999). В настоящее время эта проблема только поставлена и ждет своего решения.

 

В рамках задач этнической психологии, среди которых на современном  этапе выделяют: исследование социально-психологических  проблем межэтнического взаимодействия, изучение особенностей формирования и  актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, создание и апробирование программ и методов  социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия, развитие теории этнической психологии (Лебедева, 1999), особую значимость приобретает исследование роли этнических стереотипов в процессе формирования позитивной этнической идентичности, изучение влияния стереотипных представлений на успешность адаптации мигрантов к новому культурному окружению, анализ путей и способов преодоления негативного влияния этнических предубеждений на межэтнические отношения и предотвращения перехода от предрассудка как умственного конструкта к открытой этнической дискриминации и национальной вражде.

 

Круг проблем, стоящих  перед этническим психологом, и выбор  методов их разрешения поистине необозрим. Но главным принципом, по-видимому, должно являться глубокое и беспристрастное  изучение особенностей этнических групп  и социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия с целью  поиска путей для наиболее адекватного  восприятия других народов и общения  с ними в духе терпимости и взаимоуважения. В этой связи хотелось бы привести слова замечательного русского философа Николая Лосского. Многие годы упорного труда и размышлений над судьбами России привели ученого к мысли, к которой, пожалуй, стоит прислушаться всем нам, стоящим на пороге третьего тысячелетия: «Совместно творить гармоническое качество жизни, сверкающей богатыми красками различных культур, можно лишь в том случае, если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их, как свою собственную и таким образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством» (Лосский, 1991).

 

 

 

 

Список литературы

 

Агеев В.С. Механизмы социального  восприятия//Психологический журнал. № 2, 1989

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999

Байбурин А.К. Некоторые аспекты этнографического изучения поведения//Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985

Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского//Николай Бердяев. Философия  творчества, культуры и искусства. М., 1994

Бердяев Н.А. Истоки и смысл  русского коммунизма. М., 1990

Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. Нальчик, 1997

Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998

Булгаков С.Н. Размышления  о национальности//Сочинения в 2-х  т. Том 2. 1993

Гумилев Л.Н. Конец и вновь  начало, М., 1997

Гумилев Л. Психологическое  несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998

Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998

 


Информация о работе Этнический стереотип: понятия, функции, основные методы изучения