Интернет в системе средств современной социальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
Глава 1. Интернет как средство массовой коммуникации........................5
1.1 Понятие Интернета……………………………….......................5
1.2 Анализ аудитории интернета.......................................................8
Глава 2. Социальные функции интернета..................................................11
2.1 Понятие функций Интернета......................................................11
2.2 Коммуникативная функция Интернета......................................11
2.3 Ценностно-регулирующая функция Интернета........................14
2.4 Ценностно-регулирующая функция...........................................16
2.5 Развлекательная функция Интернета.........................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................21

Файлы: 1 файл

ОТК курсовая.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

Институт международных образовательных  программ

Кафедра «Международные отношения»

 

 

 

 

 

Дисциплина: Основы теории коммуникации

 

Тема: Интернет в системе средств современной

социальной коммуникации

 

По специальности: 031600 –  «Реклама и связи с общественностью»

 

 

 

 

 

Работу выполнил

  

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

Глава 1. Интернет как средство массовой коммуникации........................5

1.1 Понятие Интернета……………………………….......................5

1.2 Анализ аудитории интернета.......................................................8

Глава 2. Социальные функции интернета..................................................11

2.1 Понятие функций Интернета......................................................11

2.2 Коммуникативная функция  Интернета......................................11

2.3 Ценностно-регулирующая  функция Интернета........................14

2.4 Ценностно-регулирующая функция...........................................16

2.5 Развлекательная функция Интернета.........................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................21

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями  развития теории социологии средств  массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся  в качестве отдельной области  знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично  развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

Если говорить о России, то, несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам  информационного наполнения, и по расширению аудитории.

Степень научной разработанности  темы

Интернет привлекает достаточно активный исследовательский интерес ученых в области гуманитарных наук: психологов, политологов, социологов, экономистов, юристов, философов. Следует отметить достаточно широкий спектр гуманитарных и научных проблем (в разной степени разработанных) в изучении Интернета.

Так, наиболее общий и широкий  социальный анализ Интернета как  социального явления можно встретить  в монографии Э.Дайсон «Жизнь в эпоху  Интернета. Release 2.01». Очень ценный и широкий по своей направленности научный материал, посвященный гуманитарным аспектам и исследованиям Интернета содержится в коллективной монографии «Гуманитарные исследования в Интернете» под редакцией А.Е. Войскунского.

Цели работы

Цель данной работы состоит в  выявлении нормативно-ценностных и  социальных структур, которые возникают  в результате функционирования и  развития Интернета как средства массовой коммуникации, а также проведение социологического анализа аудитории  Интернета.

Объект исследования

Интернет как средство массовой коммуникации, его аудитория.

Предмет исследования

Функционирование и развитие Интернета как средства массовой коммуникации, реализация его социально-культурных функций, структура и динамика аудитории Интернета.

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1. Понятие Интернета

Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное  развитие средств массовой коммуникации. Информация становится реальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее обретает очертания того, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».

Многие поколения наших предков  пользовались единственным средством  накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова приобретает массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. К исходу 20 века количество радиопри-емников и телевизоров уже измерялось миллиардами, а тиражи периодических из-даний газет и журналов достигали сотен миллионов экземпляров, и цифры продол-жают расти. Поистине информация правит миром. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Происходит глобализация средств массовой информации и коммуникации, трансформируется вся структура коммуникативного опыта человека. Массовая коммуникация становится не только «магическим окном», через которое мы смотрим на мир, но и «дверью», через которую идеи проникают в наше сознание. Это относится ко всем средствам массовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.

Глобальность характера происходящих изменений, связанных с развитием  Интернет-технологий и сетевых инноваций  в России, определяет новые направления  исследований и ставит новые проблемы.

Согласно традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем  информации). Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежит известная схема «адресант - передача информации - адресат».

Однако каждый элемент данной схемы  меняется в условиях массового развития коммуникаций в киберпространстве. Интернет «играет» с традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый характер. Коммуникация посредством Интернета может приобретать абсолютно разные формы, начиная от всемирных веб-сайтов, находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов, занимающихся обсуждением фольклорной музыки и заканчивая личной перепиской друзей и коллег.

Источником сообщения может  быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так  и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).

Интернет вынуждает переосмыслить  классические определения и категории  коммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения - определение зависит от ситуации.

Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество  различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории:

«1. Асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);

2. Асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);

3. Синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты;

4. Асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).»1

Относительно традиционных СМИ  Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:

1. Мультимедиа - Интернет имеет  возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты  других СМИ, цена пересылки  письма по электронной почте  гораздо ниже пересылки с помощью  обычной почты.

2. Персонализация - Интернет обеспечивает  необходимой информацией на любом  уровне заинтересованности индивидуумов  или групп людей; в данном  случае доставка может быть  обеспечена согласно предпочтению  пользователей через персонализацию  содержания, рассылку по электронной  почте и кабельному телевидению.

3. Интерактивность - Интернет предполагает  диалог, а не монолог, который  подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы , чаты и телеконференции.

4. Отсутствие посредников - Интернет  дает возможность прямого доступа  правительства к населению и  наоборот, населения к власти, без  вмешательства и манипуляции  со стороны СМИ.

В современном глобализованном  мире и медиа-культуре, которые, не в  последнюю очередь, преобразовываются  посредством  Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно использовать те способы проведения исследований, которые уже применялись для традиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающий исследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.

Хотя исследования СМИ с точки  зрения теории использования и вознаграждения не были в последнее время особенно распространены в литературе, посвященной  коммуникации, они могут оказаться  весьма полезными и стать основой  для анализа Интернет-коммуникаций. К такому же выводу пришли американские американские ученые Д. Уолтер и С. Рафаели. Теория использования и вознаграждения основывается на функциональном анализе, который «берет начало из социологических и психологических основ потребностей, которые приводят к различным образцам внешнего и внутреннего воздействия СМИ, приводящему к другим последствиям, в большинстве случаев к таким, которые не были предусмотрены заранее.»2

К. Розенгрен усовершенствовал данный подход, отмечая, что под «потребностями»  нужно понимать проблемы, а также  возможные решения данных проблем, которые воспринимает как таковые  сама аудитория. Особенный интерес он проявляет к анализу информационных бюллетеней, как одной из составляющей Интернета.

Данная концепция должна быть обязательно  включена в изучение Интернет коммуникаций, наряду с некоторые другими концепциями, которые можно применить к  изучению Интернета как средства массовой коммуникации (теория критической  массы, теория социального присутствия, теория «богатства» СМИ, сетевой  подход и т.д.). Реконцептуализация Интернета с данной точки зрения позволит исследователям использовать традиционные методы изучения СМИ, а также разрабатывать новые способы их изучения.

«В целом, представляется, что именно анализ процессов в сфере массовой киберкоммуникации и коммуникативных технологий в российском контексте может стать перспективным направлением дальнейших теоретических исследований в коммуникативистике в ближайшем будущем.»3

1.2. Анализ аудитории  Интернета

Важность изучения аудитории Интернета  растет из-за увеличения количества коммерческой информации и тех, кто ее поставляет в Интернет.

В одних случаях важна информация об активных пользователях, в других полезно знать о малоактивных или потенциальных участниках Интернет-сообщества. По данным компании VeriSign Inc., администратора доменов com и net, в 2009 г. насчитывалось среди жителей планеты насчитывалось 900 млн. пользователей Интернета. По результатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей Интернета в 2010 г. в мире выросло на 8%.

Наибольшее увеличение числа пользователей в 20010 г. зарегистрировано в Германии (40%), Китае (прирост 37%), Японии (38%) и Южной Корее (32%). В России количество пользователей Интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2010 г. выросло на 35% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, сократилось на 6%.

Порог в 10% населения характеризует  массовое использование любой новой  технологии. Это же относится и к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций новых доменных имен. Согласно последним данным Россия близка к этому порогу по числу пользователей Интернета, более того, в Москве этот порог уже преодолен. В России по состоянию на март 2010 г. насчитывалось 22 млн. пользователей Интернета. Это свидетельствует о том, что Интернет становится массовым явлением в России.

Результаты опроса Фонд «Общественное  мнение» свидетельствуют о том, что российская аудитория пользователей Интернете неуклонно растет.

Вместе с тем, медиаисследования  показывают, что, по крайней мере, часть  читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через  Интернет, и многие телезрители переключаются  на Интернет. Наиболее устойчивым кажется пока положение радио: растет число автолюбителей, а вместе с ним и число радиослушателей. Так, согласно данным TNS Gallup Media за январь-март 2010 года продолжительность прослушивания радио составляет до 400 минут в сутки.

Информация о работе Интернет в системе средств современной социальной коммуникации