Информация как специфический экономический ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:46, доклад

Описание работы

В 21 веке все более отчётливой становится тенденция к распространению новых явлений и процессов в мировой экономике, появляются иные факторы экономического развития как на микроуровне, так и на макроуровне. Основная причина подобных изменений - это начало и развитие "информационной революции", которая ведёт к становлению новой экономической системы.

Файлы: 1 файл

глава1п1.docx

— 26.92 Кб (Скачать файл)

    В 21 веке все более отчётливой становится тенденция к распространению новых явлений и процессов в мировой экономике, появляются иные факторы экономического развития как на микроуровне, так и на макроуровне. Основная причина подобных изменений - это начало и развитие "информационной революции", которая ведёт к становлению новой экономической системы. Машинная техника как главный производственный ресурс индустриальной эпохи замещается знанием, интеллектом, информацией. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

    Понятие информация очень емкое, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. С точки зрения влияния информации на экономические процессы и явления, наиболее подходящим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта.1 В данном определении учитывается возможность информации приносить полезный эффект путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

    Формы существования информации в экономике разнообразны – она может иметь как материальную форму (средства труда), так и нематериальную, (информационные продукты и услуг, знания людей). Понятия знания и информация отличаются друг от друга. Знания – это уже переработанная информация. Знания отражают выявленные закономерности, связь между явлениями, и отвечают на вопросы "как?" и "почему?". А информация дает ответ на вопросы "что?", "где?", "кто?", "когда?".

    Информация, как и знания, представляют собой разновидность экономических благ, которые используются в качестве экономических ресурсов, так как при всем изобилии информации существуют факторы, которые ограничивают как возможности ее приобретения, так и возможности ее использования. Более сложно отнести информацию к разделу общественных или частных благ.

    Один из наиболее адекватных критериев это возможность экономически выгодного использовать информацию. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.2

    Информация как экономическое благо существует в экономике как специфический товар и виде информационных продуктов и услуг, а также как ресурс, который используется в процессе производственной деятельности. Информационные товары и услуги обмениваются на рынке информационных технологий и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

    В процессе создания информационных товаров главным cpeдством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный товар, который приносит полезность ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или применении в производственном процессе.

    При осуществлении производства информационных товаров требуются – информация и ранее созданные знания, как исходное сырье. Как экономический ресурс информация имеет ряд особенностей, которые отличают ее от традиционных факторов производства – «Труд», «Земля», «Капитал». Одно из наиболее отличительных свойств информации от других ресурсов являются «непотребляемость», то есть имеет  такое качество, которое позволяет ей не терять своих натуральных свойств в процессе использования. Так же у информации выделяются следующие свойства:

- имеет высокую мобильность,

- увеличивается в объеме  в процессе потребления,

- обладает особой неопределенностью своей полезности,

- отсутствует зависимость между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания.

    В то же время, информация является редким ресурсом так как имеет уникальность в процессе ее производства и использования.

    Так же стоит  отметить, что в функционировании информации как экономического ресурса особо важную роль играют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в сфере экономики. Именно информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и развитие компьютерной техники способствовали открытию новых возможностей использования информации и знаний в сфере экономики.

    Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если имеется возможность применить ее там, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили толчком к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимущество в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

    Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений выделяются следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях – то есть создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров и услуг, разработка новых технологий производства и управления,
  • влияние на ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

    Информация становится  все более значимым ресурсом в современной экономике, именно она представляет собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации.

    Повышение значимости и повсеместное распространение информации в качестве экономического ресурса ведёт не только к положительному эффекту, в частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Помимо этого существуют и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям.

    Исследование информации как специфического экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, которые стоят перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике способствуют постоянному обновлению теоретических и практических основ функционирование информации.

 

 

 

 

 

1  Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

2  Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 70


Информация о работе Информация как специфический экономический ресурс