Анализ развития коммуникаций в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 07:35, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, философском, политологическом, социобиологическом, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ 7
Коммуникация как термин 7
Структура коммуникаций 9
Способы перемещения информации 10
Массовые коммуникации 13
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИЙ
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ 17
2.1 Интернет 18
2.2 Пресса 25
2.3 Радио 26
2.4 Телевидение 29
2.5 Спутниковая связь 30
2.6 Сотовая связь 31
ГЛАВА 3.СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КОМПЛЕКСА КОММУНИКАЦИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 33
3.1 Сотовая связь 36
3.2 Интернет
3.3 Спутниковая связь 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.76 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      5

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ                                                   7        

    1. Коммуникация как термин                                                                        7
    2. Структура коммуникаций                                                                       9
    3. Способы перемещения информации                                                    10
    4. Массовые коммуникации                                                                       13

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИЙ

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ                                                                               17

2.1    Интернет                                                                                                18

2.2    Пресса                                                                                                  25

2.3     Радио                                                                                                        26

2.4    Телевидение                                                                                           29

2.5     Спутниковая связь                                                                                  30

2.6     Сотовая связь                                                                                          31

ГЛАВА 3.СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

КОМПЛЕКСА КОММУНИКАЦИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ               33

3.1    Сотовая связь                                                                                          36

3.2    Интернет

3.3   Спутниковая связь                                                                                  38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                        42

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, философском, политологическом, социобиологическом, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной. Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество.

 

Если для российской системы образования теория коммуникации — в наши дни сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за рубежом, особенно в университетах Европы, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельной академической дисциплины эта область научного знания сформировалась в середине XX в. и стала развиваться столь же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуникативная революция. В течение нескольких десятилетий в странах Европы читаются курсы по теории коммуникации, сложился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы. Наряду с научными исследованиями активно ведется подготовка соответствующих специалистов. Первая кафедра коммуникаций была открыта в США более полувека назад. В настоящее время кафедры коммуникативного направления существуют практически во всех ведущих европейских университетах.

В последние годы в России так же успешно развиваются прикладные коммуникативные специальности (связи с общественностью, реклама, лингвистика и межкультурная коммуникация), специальности в области масс-медиа и др.

Особенно заметный рост исследовательского интереса к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX века. Вызван он был в первую очередь прогрессивным развитием теории коммуникации и современных систем связи, развитием и внедрением новых технологий.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ

 

    1. Коммуникация как термин

 

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Слово “коммуникация” имеет латинское происхождение от слова “communis”, обозначающее «общий». Посылающий старается установить “общение” с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.

К началу 1960-х гг. только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что сегодня таких определений существует на порядок больше. Поэтому каждый, кто интересуется результатами научных исследований в данной области, сталкивается с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеоретического и специального подхода к исследованию и пониманию коммуникации и эти определения свидетельствуют о многоаспектном понятии «коммуникация».

Универсальное определение (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира, как процесс передачи информации от одного объекта (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

Техническое понимание, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое.

Биологическое понимание коммуникации является как сигнальные способы связи у животных, птиц, насекомых и т.д

Социологи определяют как обозначение многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь «обратную связь»

(«feed back», как говорят англичане), что бы знать, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Активное осмысление этого понятия и развитие данной теории происходит и в наши дни современными специалистами, учеными и общественными деятелями. Например  доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой информационной политики Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, заведующий кафедрой маркетинга Международного Соломонова университета Почепцов Г.Г. в своей книге «Теория коммуникации» вообще под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы»1.

Обилие определений и теорий коммуникации, основанных на различных концептуальных подходах и компонентах, отсутствие общетеоретической парадигмы, которая могла бы объединить теоретиков коммуникации, создает довольно плачевную ситуацию. Такое положение во многом объясняется тем, что "отраслевые теории коммуникации" более или менее независимо возникли в различных дисциплинах.

Все это обуславливает необходимость поиска новой парадигмы и методологии исследования коммуникации как самостоятельной области знания, а именно науки о коммуникации.

 

    1. Структура коммуникаций

 

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

Структуру коммуникации можно разделить на несколько элементов:

  • Трансмиттер (источник).

Кодирование. Это перевод идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, выражающий его цели. функция кодирования - обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов.

  • Передача сигнала.

Цель источника коммуникации может быть представлена в виде сигнала, форма которого зависит в значительной мере от используемого канала.

    -   Канал. Каналы относятся к передаточным механизмам от источника коммуникации к получателю информации. В организациях это может быть устное обращение друг к другу, интернет, социальные сети, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.

    -   Декодификация (Расшифровка-прием). Чтобы процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сигнал к цели, поставленной источником, тем более эффективна коммуникация.

     -   Обратная связь. Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь гораздо более точная. С помощью обратной связи можно оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация, а также повысить точность сигналов в будущих коммуникациях.

 

    1. Способы перемещения информации

 

Первое, что можно выделить в коммуникативных способах, освоенных человеком, это так называемое «невербальное общение», коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - «язык тела».

 

Древний человек, для осуществления коммуникации наносил на себя узоры и таким образом сообщался с другими людьми. Передача визуальной информации имела актуальность во все времена, но особое прогрессивное развитие получила после широкого освоения возможностей фотографии. Фотография выделяется в самостоятельное средство коммуникации "не массовое до определенного периода" уже на первых порах своего возникновения и развития. Фотография стала не только обменом информацией и впечатлениями среди людей, но и приобрела историческую значимость, как инструмента коммуникативного взаимодействия с другими поколениями.

Возникновение письменности позволило в древние века в различных цивилизациях расширить как пространство, так и действующее время коммуникации. Другими словами, написанные вручную (или же вырубленные, вырезанные) слова, письмена, картинки, усилили возможность передачи сообщений, то есть пространство сообщения представителей поколений одной или нескольких цивилизаций.

Человек всегда стремился сохранить информацию для других - современников и потомков и усердно искал способы осуществления этого, чтобы каждый миг настоящего регистрировался, ибо он больше никогда не повторится и навсегда исчезнет.

Современный человек в настоящее время имеет огромное количество способов и возможностей, практически не перемещаясь в пространстве и не затрачивая особых усилий, осуществлять перемещение информации в любое время и место, не зависимо от расстояния с мгновенной скоростью, посредствам современных новейших технологий и средств связи.

В этом направлении активное развитие имеет спутниковая связь. Она даёт возможность оперативной передачи большого количества информации на высокой скорости. Системы спутниковой связи бывают не только стационарными, но и подвижными, что делает ее еще более востребованной.

Так же уверенно развивающаяся сотовая сеть, которая позволяет человеку находиться «всегда на связи» и обеспечивает полную мобильность, в чем имеет огромное преимущество перед стационарными телефонными линиями.

Информация о работе Анализ развития коммуникаций в регионе