Теоретические основы работы автоматизированных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с информационными процессами в экономике

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………3
Теоретическая часть
Глава 1 Информационные процессы в экономике…………….…..……..5
1.2.Информатизация общества, тенденции ее развития………………….….5
1.3. Автоматизированные информационные системы (АИС), их классификация, структура и этапы развития……………………………………9
Практическая часть
Глава 2. Методика создания автоматизированных информационных систем в экономике…………………………………………………….………26
2.1 Проектирование: принципы и методы создания АИС…………………26
2.2 Этапы создания АИС……………………………………………………..42
Заключение…………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………..50
Приложение……………………………………...……………….…………..52

Файлы: 1 файл

АИС план.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………..………3

    Теоретическая часть

Глава 1 Информационные процессы в экономике…………….…..……..5

1.2.Информатизация общества, тенденции ее развития………………….….5

1.3. Автоматизированные информационные системы (АИС), их классификация, структура и этапы развития……………………………………9

Практическая часть

Глава 2. Методика создания автоматизированных информационных систем в экономике…………………………………………………….………26

2.1 Проектирование: принципы и методы создания  АИС…………………26

2.2 Этапы создания  АИС……………………………………………………..42

Заключение…………………………………………………………………..47

Список используемой литературы………………………………………..50

    Приложение……………………………………...……………….…………..52

 

 

 

 

 

                                            

 

 

Введение

Целью данной курсовой работы является ознакомление с информационными  процессами  в экономике

Актуальность  работы является опыт создания АИС, внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов, формализация ситуаций производственно - хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются АИС управленческой деятельности.

Предметом  курсовой работы является сама тема АИС во внешних торговых операциях

Автоматизированная  информационная система  (АИС) – представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчётов, принимаются  рациональные решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексный учёт и экономический анализ, достигаются оперативность, достоверность получаемой и используемой информации.  Следовательно повышается качество управления экономическим объектом.

Первоначально большинство  АИС обеспечивали оперативный уровень  управления: обработку счетов, учет товаров и материалов, расчет заработной платы, обработку заказов и др. В последствии стали разрабатываться  системы, обеспечивающие выполнение расчетов на среднем уровне: расчеты квартальных, месячных и годовых планов выпуска  продукции, составление планов сбыта продукции и т.д.

Современные АИС способны предоставлять и обрабатывать информацию для всех уровней управления. Особенный  интерес для высшего уровня управления представляют экспертные системы, способные  обрабатывать ориентировочную информацию и на этой базе разрабатывать прогнозные планы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Глава 1.  Информационные процессы в экономике

1.1 Информатизация общества, тенденции ее развития

Компьютеризация является не самоцелью, а средством  дальнейшей информатизации человеческого  общества. С этих позиций можно  выделить несколько этапов, приведших  к гигантским качественным "скачкам" в получении, накоплении и использовании  новых знаний.

 Первый этап  информатизации вызван появлением  речи, а позднее письменности, позволившей  фиксировать, хранить и передавать  информацию от поколения к  поколению. Письменность появилась  около 2350 г. до нашей эры.

 Второй –  связан с изобретением книгопечатания, которое дало возможность передавать  знания широкому кругу пользователей  (1445 г.).

 Третий –  вызван появлением и развитием  телеграфа, телефона, радио и телевидения,  позволяющих оперативно передавать  и получать информацию на расстоянии (с 1816 г.).

 Четвертый  – связан с изобретением ЭВМ,  внедрением компьютерных сетей  и информационных коммуникаций (с  1945 г.). Появление ПЭВМ – 1973

 В отличие  от социальных революций, происходящих  в человеческом обществе, каждый  информационный "скачок" вперед  не уничтожал, а вбирал в  себя и усовершенствовал достижения  предыдущих этапов.

Процесс информатизации в Казахстане регулируется рядом  нормативно-правовых документов, основные из них – «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «Об участии  в международном информационном обмене» (1996 (в ред. 2003)), Концепция  формирования и развития единого информационного пространства Казахстане,  разработанной в 1994-95 гг., Концепция информационной безопасности Казахстане, принятой в 2000 г., Государственный  закон «Об электронной цифровой подписи» (2002), программа «Электронная Казахстан» (2002-2010 годы).

Основными задачами информатизации общества являются: модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;  развитие информационных, телекоммуникационных технологий;  эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;  обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;  создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень  развития страны, ее статус в мировом  сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в  первые десятилетия XXI века.

Современный этап информатизации связан с использованием персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, создания сетей ЭВМ. Возрастает потребность  в разработке и применении эффективных  решений в сфере информационной индустрии. Она занимается производством  технических и программных средств, информационных технологий для получения  новых знаний.

На определенном этапе развития информационной индустрии  рождается информационное общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей.

Переход от индустриального  общества к информационному проявляется  в следующем:

все большее  перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных услуг; на смену металлических или бумажных денег приходит электронная информация, заменяя традиционные формы расчетов системой электронных платежей, электронной коммерцией и др.; информатизация охватывает все социально значимые области жизни человека: экономику, политику, культуру и пр.

Формирование  информационного общества опирается  на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному  распространению глобальных информационных сетей, открывающих принципиально  новые возможности международного информационного обмена. Формирование информационного общества концептуально  и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Казахстан как государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском  пространстве СНГ, могла бы стать  ключевым звеном мирового информационного  пространства. Информатизация общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти и производственных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информационный ресурс – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), т.е. документированные знания. Информационный ресурс для каждой страны является стратегическим ресурсом, аналогичным по важности запасам энергии, ископаемых, сырья и прочим источникам.

Информационные  ресурсы (ИР) Казахстане являются громадным  по объему, стоимости и сложности  комплексом, включающим базы данных, электронные  информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п.

На первый план выдвигается приоритет информационного  ресурса по сравнению с другими  материальными ресурсами, развитие информационной индустрии. Вместе с  тем наблюдаются и негативные тенденции: увеличивается проникновение  в частную жизнь людей, сокращается  занятость, ухудшается здоровье пользователей  информационных технологий и т.п.

 Умение целенаправленно  работать с информацией и использовать  для ее получения, передачи, обработки  и использования компьютерную  информационную технологию, современные  технические средства и методы, значит обладать информационной  культурой. Это необходимое профессиональное  качество бухгалтеров, финансистов,  менеджеров, банковских служащих  и т.д.

Информационные  ресурсы являются исходной базой  для создания информационных продуктов. Последние являются результатом  интеллектуальной деятельности человека и распространяются с помощью  услуг.

Посредством информационных услуг осуществляется получение  и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Юридической основой этой операции должен быть договор между двумя  сторонами – поставщиком и  потребителем, а источником информационных услуг – базы данных. Они могут  существовать в компьютерном и некомпьютерном вариантах, в виде библиографических и небиблиографических взаимосвязанных данных, основанных на общих правилах описания, хранения и манипулирования данными.

Главная тенденция  в развитии информации на современном  этапе состоит в совершенствовании  электронной техники в сочетании  с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникации.

Слияние компьютеров  и средств коммуникации породило «инфокоммуникационные технологии», охватывающие все социально-значимые области человеческой жизни, в том  числе:

электронную коммерцию; электронные платежи, платежи в банковских, клиентских, налоговых и других расчетах; дистанционное обучение и выполнение других работ.

С развитием  инфокоммуникационных технологий и  сервиса глобальных, региональных и  локальных сетей стал быстро развиваться  новый сектор экономики, получивший название сетевого. Сетевая экономика  определяется как «среда, в которой  любая компания или индивид, находящиеся  в любой точке экономической  системы, могут контактировать с  любой другой компанией или индивидом  по поводу совместной работы, торговли или просто для удовольствия» 

Достижения  в области искусственного интеллекта в сочетании с инфокоммуникационными  технологиями породили и прогресс в  области экспертных систем, нейросетей и нейрокомпьютеров, информационной безопасности и других областях.

1.2 Автоматизированные  информационные системы (АИС), их  классификация, структура и этапы  развития

Теоретические аспекты построения АИС исходят  из положений кибернетики – науки об управлении в объектах живой и неживой природы и информатики – науки о преобразовании информации с использованием технических средств. Основополагающие понятия кибернетики – это:

система; системный подход; информация; прямая и обратная связь.

Система – это  совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели. Признаками системы являются следующие:

Элементы системы  взаимосвязаны и взаимодействуют  в рамках системы.

Каждый элемент  системы может в свою очередь  рассматриваться как самостоятельная  система, но он выполняет только часть  функций системы.

Система как  целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена  к функциям отдельно взятого элемента.

Подсистемы  могут взаимодействовать как  между собой, так и с внешней  средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение.

 Система  управления реализует функции  управления и состоит из таких  подсистем, как прогнозирование,  планирование, учет, анализ, контроль  и регулирование. Общая схема  системы управления представлена  на рис. 1.1.


Рис. 1.1. Кибернетическая модель системы управлении

Любой системе  управления экономическим объектом соответствует экономическая информационная система (ЭИС) или совокупность внутренних и внешних потоков прямой и  обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки  информации и выработке управляющих  решений [8].

Согласно ФЗ «Об информации, информатизации и  защите информации», принятому в  феврале 1995 г., информационная система  – это организационно упорядоченная  совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том  числе с использованием средств  вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения  информации).

Информация о работе Теоретические основы работы автоматизированных информационных систем