Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:37, дипломная работа
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) будет эффективна при выполнении следующих педагогических условий:
Разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием СДО Moodle;
Организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся основана на базе деятельностного подхода;
Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.
Деятельностный подход к обучению предполагает использование следующих принципов:
При освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения (3).
При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Практика показывает продуктивность использования в электронном обучении следующих видов занятий:
В нашей дипломной работе мы реализуем мультимедийное ЭИ сетевого распространения (согласно классификации, представленной в таблице «Классификация электронных средств учебного назначения» § 1.2 Главы I).
Преимущества данного выбора неоспоримы. В мультимедийном электронном издании различная информация присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. Кроме того, наш курс будет доступен потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети.
Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
В основе дифференциации лежат индивидуально - психологические особенности учащихся, отличающие одного человека от другого, подразумевающие способности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой либо деятельности (6).
В своей работе мы используем дифференцированный подход. Это объясняется рядом неоспоримых преимуществ: исключается неоправданное и нецелесообразное для общества усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании (56).
Наш электронный курс состоит из ряда базовых (обязательных заданий): изучение лекции, ответы на вопросы в лекции и итоговый тест по разделу; и дополнительный заданий (либо заданий повышенной сложности): написание эссе, разработка презентаций, вопросы к размышлению.
Технология ЭО требует наличия следующего аппаратного и программного обеспечения:
Мы выделили основные знания и умения, которые подлежат начальной диагностике. Рассмотрим их в таблице 9:
Таблица 9 - Знания и умения, подлежащие начальной диагностике
Описание | |
знания |
Знать правила регистрации на сайтах |
Знать правила общения в Интернет | |
Знать принципы работы сервисов Web 2.0 | |
умения |
Уметь работать с электронной почтой (запуск, вход, прочтение/отправка почты) |
Уметь работать в Интернет (поиск информации, навигация по сайтам); | |
Уметь общаться в Интернет (чат, блог и т.п.) | |
Уметь размещать в Интернет какие-либо файлы (документы, фото, видео и т.п.) | |
Уметь работать в текстовом редакторе Microsoft Word, в программе для создания презентаций MS Power Point | |
Уметь работать с информацией: целенаправленный поиск, методы поиска и отбора информации; различные способы обработки информации | |
Уметь работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники информации |
Чтобы получить положительный эффект от работы с СДО, необходимо выяснить, на каком уровне находятся знания и навыки учащихся в этой области.
Уточнить наличие программного и аппаратного обеспечения можно по средствам анкеты (приложение А).
Проверить уровень навыков работы учащихся в сети Интернет можно на вводном практическом задании (приложение Б).
Если уровень навыков работы учащихся в сети Интернет достаточен, то можно приступать к изучению курса посредством СДО Moodle. Если этот уровень низок, то прежде всего необходимо изучить (повторить) следующие темы предмета «Информатика и ИКТ»: «Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей»; «Интернет»; « Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение»; «Назначение и возможности электронной почты»; «Поиск информации в Интернете». Затем необходимо снова провести практическое занятие, которое покажет, готовы ли учащиеся к работе с СДО Moodle. Только после этого можно реализовывать технологию ЭО.
В соответствии с первым педагогическим условием,
описанным нами в методике, был разработан
электронный курс раздела «Информационная
деятельность человека» предмета «Информатика
и ИКТ» (http://lms.masu-inform.ru/
В рамках нашей дипломной работы предлагается создать курс, содержащий наиболее часто используемые элементы и ресурсы курса. Для удобства в СДО Moodle курс предлагается разделить на темы. Чтобы добавить тему, следует нажать на значок , расположенный под датами недели. Наш курс состоит из трех тем, названных соответственно «Тема 1. Информационное общество», «Тема 2. Информационная культура», «Тема 3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации».
После создания темы следует добавить элемент курса «Лекция». В открывшейся странице «Добавление лекции» нужно указать название лекции и при необходимости изменить настройки, выставленные по умолчанию. В каждой теме мы создали лекции, дав им соответствующие названия.
Основной элемент лекции — это веб-страница. В ней дается объяснение фрагмента учебного материала (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Веб-страница
После веб-страницы предлагаются вопросы для контроля усвоения пройденного фрагмента (см. рис. 4). В случае правильного ответа материал считается усвоенным и учащийся получает возможность перейти к следующей части лекции, если ответ неверный, то учащемуся предлагается вернуться к плохо усвоенному материалу и повторить его, а позже вновь попробовать ответить на вопросы. Эта возможность СДО Moodle позволяет обратить внимание учащегося на важные моменты лекции и подготовиться к контрольному тесту темы.
Рисунок 4 – Страница с вопросами
Контроль прохождения лекционного материала осуществляется с помощью страниц с вопросами (см. рис. 4), которые размещены непосредственно в лекции. В СДО Moodle используется несколько типов вопросов в тестовых заданиях:
Каждый из этих типов вопросов был использован нами в качестве проверки усвоения знаниями учащегося. Для первой темы курса «Информационное общество» мы использовали вопросы на соответствие, вопросы в закрытой форме с множественным выбором ответа, вопросы с коротким ответом, а также вопросы, в которых необходимо было выбрать несколько вариантов ответов. Эти же типы вопросов были использованы нами для второй и третей тем курса – «Информационная культура» и «Правовая охрана программ и данных. Защита информации».
Чтобы реализовать переходы между разделами лекции и страницами с вопросами, в СДО Moodle создан элемент «Карточка-рубрикатор» (см. рис. 5). Он представляет собой страницу лекции, содержащую ссылки на другие страницы лекции.
Рисунок 5 – Карточка-рубрикатор
В рамках нашего электронного курса предлагаем во вторую тематическую секцию добавить форум (см. рис. 6), чтобы организовать дискуссию по теме: «Информационная культура».
Рисунок 6 – Создание тем форума
Здесь учитель может создавать темы для обсуждения, задавать вопросы, создавать дискуссии. На форуме «Информационная культура» мы задали вопрос: «Скажите пожалуйста, в чем, по-вашему, проявляется информационная культура? Обладаете ли вы информационной культурой?» (см. рис. 7).
Рисунок 7 – Обсуждение темы на форуме
Элемент «Задание» позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от учащихся ответа в электронной форме (в любом формате) и дает им возможность загрузить его на сервер, после чего можно оценить полученные ответы. Задания поддерживают несколько способов ответа: в виде одного файла, в виде нескольких файлов, в виде текста, вне сайта. В рамках нашего электронного курса учащимся было предложено несколько типов заданий. Примером одного из них может послужить эссе на тему «Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Что вы думаете по этому поводу? Есть ли такая проблема в России? Что бы вы предложили, чтобы решить ее?». Свои мысли по этому поводу учащиеся оформляли в отдельный файл и загружали на сервер СДО Moodle. Учитель мог проверить выполнение заданий как в классе, так и дома. Кроме эссе учащимся предлагалось выполнить задание повышенной трудности – создать презентацию на любую из предложенных тем: «Способы хранения, передачи и обработки информации»; «Индустриальное общество»; «Информация как главный ресурс информационного общества»; «ЭВМ вчера, сегодня, завтра»; «Развитие глобальных компьютерных сетей». Данное задание предлагалось к обязательному выполнению для учащихся с высоким уровнем ЗУН по предмету «Информатика и ИКТ», однако также рекомендовалось учащимся со средним и низким уровнем ЗУН. Результаты выполнения можно увидеть в таблице (см. рис. 8), которую СДО Moodle создает автоматически. В таблице можно увидеть, когда учеником был загружен файл, какую оценку поставил учитель, а также отзыв учителя (который можно отправить ученику на электронный ящик).
Рисунок 8 – Результат выполнения творческого задания
Основным средством контроля результатов дистанционного обучения являются тесты. Поэтому учителю необходимо уметь создавать тесты в СДО Moodle и включать их в электронные курсы.
Любой тест в СДО Moodle создается на основе «Банка вопросов» (специальной базы данных). То есть прежде, чем создавать тест нужно наполнить банк данных вопросами для этого теста. Кроме перечисленных выше типов заданий в СДО Moodle существуют также следующие типы:
После успешного завершения изучения лекции учащийся должен показать уровень усвоения знаний. Для этого необходимо создать итоговый тест по всей теме (см. рис. 9).
Рисунок 9 - Тест
Посмотреть результаты протестированных участников курса, получить статистическую информацию можно во вкладке «Результаты» (см. рис. 10).
Рисунок 10 – результаты тестирования
В таблице, которую автоматически создает СДО Moodle, показаны следующие данные: когда учащийся начал тест, когда завершил, сколько времени затратил на решение заданий. Кроме того, из таблицы видно, какие задания теста были решены верно, а в каких допущена ошибка. Также СДО Moodle автоматически подсчитывает средний балл, полученный всеми учащимися, проходившими данный тест.
После успешного завершения теста курс считается пройденным.
В соответствии со вторым педагогическим условием нашей методики организация изучения раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ», проходило по следующей схеме. Первоначально было проведено вводное занятие, в ходе которого учащиеся были ознакомлены с основными принципами работы в СДО Moodle и общей структурой курса. Также, на данном занятии была проведена первичная диагностика уровня ЗУН учащихся, которые были выделены в таблице 9 § 2.1 главы II (приложение Б). Если уровень ЗУН будет достаточно высок, то обучение с использованием электронного курса возможно, если же уровень низок, то необходимо провести дополнительные занятия по освоению выделенных ЗУН.
Кроме того, на вводном занятии учащиеся получили первое домашнее задание – самостоятельно войти в систему и отредактировать персональные данные своего профиля, а также ознакомиться с СДО Moodle. После вводного занятия было проведено индивидуальное занятие, на котором учащиеся задали свои вопросы, касающиеся работы в системе Moodle.