Электронный офис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:47, лекция

Описание работы

Ключом к решению проблемы повышения уровня эффективности деятельности персонала офиса считается концепция так называемого электронного (автоматизированного) офиса. Речь идет о комплексном использовании современных технических средств для автоматизации процедур и функций управления (таких как обработка текстов, их редактирование, хранение и поиск, передача информации по каналам электросвязи внутри офиса и за его пределы, информационное обслуживание персонала офиса, некоторые аспекты процесса подготовки и принятия решения и т. д.), средств программной поддержки, подходов к проектированию помещений офиса, охраны труда персонала.

Файлы: 1 файл

информациооные технологии управления.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Электронный офис

1. Понятие электронного  офиса

Ключом к решению  проблемы повышения уровня эффективности  деятельности персонала офиса считается  концепция так называемого электронного (автоматизированного) офиса. Речь идет о комплексном использовании  современных технических средств для автоматизации процедур и функций управления (таких как обработка текстов, их редактирование, хранение и поиск, передача информации по каналам электросвязи внутри офиса и за его пределы, информационное обслуживание персонала офиса, некоторые аспекты процесса подготовки и принятия решения и т. д.), средств программной поддержки, подходов к проектированию помещений офиса, охраны труда персонала.

Внедрение в разных сферах электронных  офисов оказалось возможно прежде всего  благодаря повсеместному распространению персональных компьютеров с открытой архитектурой, позволяющей конфигурировать машины с ориентацией на выполнение конкретных работ, разнообразных проблемно-ориентированных программных продуктов (в частности, Microsoft Office), а также всевозможных высокоэффективных средств оргтехники.

Несмотря на сравнительно небольшой  срок, концепция электронного офиса  уже прошла в своем развитии два  этапа, и в настоящее время  успешно реализуется третий. Для  первого этапа была характерна ориентация на автоматизацию рутинных, часто повторяющихся операций, осуществляемых секретарями или техническим персоналом офиса, учреждения. Характерным примером таких операций являются машинописные работы. Для повышения производительности труда при их выполнении были созданы так называемые устройства обработки текстов (организационные автоматы), позволяющие быстро исправлять и редактировать различные документы, а также создавать и использовать шаблоны при подготовке документов.

На втором этапе развития автоматизированных офисов отдельные устройства объединялись с помощью внутренних линий связи в единую сеть, что позволяло осуществлять ряд дополнительных функций: автоматизировать связь между различными рабочими местами, сделать совместной работу над документами, автоматизировать контроль исполнения документов и др.

Третий этап развития электронных (автоматизированных) офисов связан с  широким применением персональных компьютеров и созданием на их основе автоматизированных рабочих  мест. Автоматизированные рабочие места объединяются посредством коммуникационных средств в единую систему (сеть), имеющую доступ ко всем вычислительным ресурсам офиса, базам данных, а также к внешним источникам информации. При этом значительно ускоряется возможность информационного обмена между пользователями сети, автоматизируются некоторые традиционные операции, связанные с приемом и отправкой корреспонденции и других документов по каналам связи.

Типичное автоматизированное рабочее  место состоит из персонального  компьютера, оснащенного при необходимости дополнительными устройствами, расширяющими его функциональные возможности, и периферийного оборудования (принтера, сканера, графопостроителя). Кроме того, каждое рабочее место оснащается соответствующей оргтехникой применительно к функциям, выполняемым на данном рабочем месте.

Для каждого сотрудника (группы сотрудников) разрабатывается и оснащается автоматизированное рабочее место, профессионально  ориентированное на выполнение конкретных функций управления. Такая ориентация реализуется посредством выбора и установки соответствующего программного обеспечения.

Текстовые редакторы (или современные  текстовые процессоры) стали, пожалуй, первым компонентом электронного офиса, поскольку проблема обработки текста и его преобразования – одна из основных задач делопроизводства.

Появление следующего компонента –  системы электронной почты для  обмена информацией между пользователями на многопользовательских компьютерах, а затем и в сетях – позволило  реализовать с помощью компьютера функцию информационного обмена, присущую системе телефонной и почтово-телеграфной связи.

Немного позже стали использоваться системы разработки баз данных (своеобразных электронных картотек), а также  электронные таблицы (позже названные  табличными процессорами) для выполнения различных (иногда очень сложных) расчетов.

В дальнейшем в офисах стали применяться  системы деловой графики, необходимые  для наглядности выполняемых  офисных процедур.

Все перечисленные компоненты служебной  деятельности персонала офиса соответствуют  специализированным пакетам, предназначенным для комплексной автоматизации упомянутых функций. Одним из таких пакетов является офисная система Microsoft Office. Все программные продукты этой системы не только унифицированы, но и интегрированы между собой, что позволяет в рамках решения какой-либо деловой проблемы осуществлять информационный обмен независимо оттого, с каким типом документа вы работаете.

Использование персонального компьютера в офисе не исключает, а, наоборот, усиливает роль средств организационной  техники, разработанной на основе применения таких новейших достижений электроники, как сканирующие устройства, факс-модемные платы, копировальные многофункциональные машины, факсимильные аппараты, слайд-принтеры и др.

Практическая реализация концепции  электронного офиса постепенно приводит к изменению стиля и методов управления, пересмотру и перераспределению функций персонала, повышению производительности труда при выполнении целого ряда делопроизводственных операций.

В то же время внедрение электронных  офисов имеет и некоторые негативные последствия. Основное из них – отрицательное воздействие на организм человека электронной техники, интенсивно используемой на рабочих местах. Кроме того, ухудшаются возможности личных контактов персонала офиса, что сказывается на общем психологическом климате в коллективе. В результате электронизации офиса изменяются квалификационные требования к персоналу, что может создать конфликтные ситуации.

Новые технические средства и информационные технологии признаны обеспечить повышение  производительности труда в офисной и административной деятельности.

Подводя итоги: очевидно, что технические средства и компьютерные технологии, административные и офисные системы выполняют в сущности вспомогательные работы, связанные с обработкой информационных массивов. Процесс принятия решений остается прерогативой человека. Однако благодаря автоматизации ряда процессов управления секретарь освобождается от выполнения рутинных операций, уделяя больше времени творческой работе.

2. Форматы электронных  документов, применяемых в управленческой деятельности

Слово «формат» имеет  много значений. В области компьютерных технологий под термином «формат» понимается структура информационного объекта. Например, форматом файла называют способ организации элементов информации (битов, байтов) в файле, а формат электронного документа определяет способ расположения и представления данных в электронном документе.

Существует множество различных  форматов электронных документов. В  целом их можно разделить на «однопрограммные», т. е., контролируемые и поддерживаемые только одним программным разработчиком, и «многопрограммные», которые поддерживаются несколькими разработчиками и могут обрабатываться различными программами.

Основные форматы электронных  документов.

1. Текстовые форматы.  Они чаше всего создаются при  помощи текстовых процессоров.  Наиболее распространенными текстовыми  форматами являются:

1) однопрограммные форматы Microsoft Word, WordPerfect, которые имеют расширение той программы, в которой создаются;

2) формат RTF, который поддерживается  различными программными приложениями  и при этом сохраняет заданное  форматирование текста;

в) формат PDF (Portable Document Format), который содержит изображение страницы, включающее текст и графику. Файлы в формате PDF могут быть прочитаны при помощи различных программ, предназначенных только для чтения файлов, однако создаются только при помощи программы Adobe Acrobat.

2. Графические форматы.  Они хранят изображение (например, фотографию, рисунок) и делятся  на два основных типа:

1) векторные форматы,  которые хранят изображение как  набор геометрических фигур. Среди  них наиболее распространены:

а) формат DXF (Drawing Interchange Format), широко применяемый в программах компьютерного дизайна, используемых инженерами, архитекторами;

б) формат EPS (Encapsulated PostScript), широко используемый в настольных издательских системах;

в) формат CGM (Computer Graphics Metafile) широко применяемый во многих графических редакторах (например, в редакторе Photoshop);

2) растровые форматы,  которые хранят изображение как  набор точек-пикселей. При изменении  масштаба изображения растровая  графика получает искажения. Среди  растровых форматов наиболее распространены:

а) формат BMP (Bitmap) – относительно низкокачественный формат, чаще всего  используемый в текстовых процессорах;

б) формат TIFF (Tagged Image File Format), широко применяемый во многих программных  приложениях;

в) формат GIF (Graphics Interchange Format), широко используемый в программах, предназначенных для Интернета.

3. Форматы баз данных  создаются при помощи систем  управления базами данных (СУБД). Они состоят из полей и таблиц, содержащих отдельные элементы  информации. Программа позволяет устанавливать связи между разрозненными элементами. Например, база данных о покупателях может содержать поля с именами покупателей, адресами и сведениями о покупках. Эти поля могут быть организованы в отдельные таблицы (например, одна таблица для всех полей с именами покупателей). Базы данных можно конвертировать в текстовый формат, но при этом будут утрачены связи между полями и таблицами (например, может получиться 10 страниц имен, 10 страниц адресов и 1000 страниц сведений о покупках, т. е. бессвязная информация).

4. Форматы электронных  таблиц. Файлы в формате электронных  таблиц хранят в ячейках числа  и взаимосвязи между этими  числами. Так, одна ячейка может  содержать формулу, которая суммирует  данные двух других ячеек. Как  и файлы баз данных, файлы электронных таблиц обычно имеют формат той программы, при помощи которой созданы. Некоторые программы могут импортировать и экспортировать данные других источников, в том числе программ, предназначенных для такого обмена данными (например, формат DIF (Data Interchange Format). Файлы электронных таблиц можно преобразовать в текстовые файлы, но значения и взаимосвязи между числами при этом будут утрачены.

5. Видео – и аудиоформаты. Эти форматы содержат движущиеся  изображения (цифровое видео,  анимацию) и звуковые данные, которые чаше всего создаются и просматриваются при помощи соответствующих программ и хранятся в однопрограммном формате. Наиболее используемыми из них являются форматы Quick Time и MPEG (Motion Picture Experts Group).

6. Языки разметки, также называемые форматами разметки, содержат встроенные инструкции по отображению и понятности содержав файла. К ним относятся:

1) SGML (Standard Generalized Markup Language), который используете во многих  странах мира в государственных  органах и является международным стандартом;

2) HTML (Hypertext Markup Language), который  используется для отображения  почти всей информации в сети World Wide Web;

3) XML (Extensible Markup Language) –  относительно простой язык, основанный  на SGML и получивший популярность при управлении информацией и обмене ею.

Формат PDF, созданный фирмой Adobe Systems Inc., весьма популярен при  обмене документами и широко используется для документов сети Интернет, потому что он позволяет сохранить оригинальный внешний вид документов и затрудняет внесение изменений в документ. По оценке компании Adobe уже пол миллиарда людей загрузили ее бесплатную программу просмотра PDF-файлов, многие предприятия выбрали данный формат в качестве стандарта для передачи и хранения документов, а немало независимых разработчиков предлагают продукты, поддерживающие PDF, причем некоторые бесплатно.

Модифицированная версия формата, названная PDF-Archive (PDF-A), рассматривается  за рубежом в качестве одного из двух основных форматов, которые могут  в будущем использоваться для архивного хранения электронных документов. Вторым форматом является XML.

Можно утверждать, что  наибольшее распространение в сфере  управления в настоящее время  получили документы, создаваемые при  помощи текстовых процессоров, особенно программы Microsoft Word. Значительное количество управленческих документов создается и в формате электронных таблиц (чаше всего при помощи табличного процессора Microsoft Excel), и в формате презентационных слайдов (подготовленных при помощи системы подготовки презентаций Microsoft PowerPoint). Немало электронных документов порождают такие относительно недавно появившиеся технологии, как электронная почта, видеоконференции, веб-сайты. В перспективе крупными «производителями» электронных документов могут стать многие другие технологии, например геоинформационные системы, операторские центры.

Каждый из форматов электронных  документов имеет свои достоинства  и недостатки при использовании  в документационном обеспечении  управления. Например, текстовые форматы (Word Perfect, Microsoft Word, RTF и др.) удобны для проведения контекстного поиска по документам в базе данных, а графические форматы (PDF, TIFF и др.) позволяют получить при сканировании изображение документа со всеми его внешними особенностями, хранить документы в том же виде, что и на бумаге, со всеми подписями и визами.

Формат MS Word весьма удобен при редактировании документа и  групповой работе с ним, однако файл MS Word хранит много скрытой информации (прежде всего о сделанных в  файле изменениях) и, следовательно, весьма небезопасен с точки зрения утечки служебной информации. В ряде случаев, таких как коммерческое предложение или проект контракта, скрытая информация позволяет установить, каковы были исходные предположения и кто оказал на текст наибольшее влияние.

Информация о работе Электронный офис