Электронная цифровая подпись. Основные принципы и понятия, техническая реализация. Закон об электронной подписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Впервые об электронной цифровой подписи заговорили еще в 60-70-х гг., хотя ни объективных предпосылок и технических условий, ни организационных структур для полноценного удостоверения личности автора электронного документа в то время еще не существовало. Под «электронной подписью» понимали некую последовательность символов, полученных в результате одностороннего преобразования документа (сообщения) по известному алгоритму. Сейчас электронная цифровая подпись - это программно-криптографическое средство, которое позволяет подтвердить, что подпись, стоящая на том или ином электронном документе, поставлена именно его автором, а не каким-либо другим лицом.

Файлы: 1 файл

ЭЦП.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине

Информационные технологии в юридической  деятельности

 

Тема: Электронная цифровая подпись. Основные принципы и понятия, техническая реализация. Закон об электронной подписи.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Впервые об электронной  цифровой подписи заговорили еще в 60-70-х гг., хотя ни объективных предпосылок и технических условий, ни организационных структур для полноценного удостоверения личности автора электронного документа в то время еще не существовало. Под «электронной подписью» понимали некую последовательность символов, полученных в результате одностороннего преобразования документа (сообщения) по известному алгоритму. Сейчас электронная цифровая подпись - это программно-криптографическое (т.е. зашифрованное соответствующим образом) средство, которое позволяет подтвердить, что подпись, стоящая на том или ином электронном документе, поставлена именно его автором, а не каким-либо другим лицом.

Рассмотрение данной темы является актуальным и объясняется тем, что  информационные технологии, коренным образом изменили нашу жизнь. Уже сейчас факты свидетельствуют: большая часть оборота информации и документов теперь осуществляется в электронном виде. Технология же электронной подписи способна еще более расширить возможности электронного документооборота, распространить его на все сферы общественной жизни.

 

 

 

 

1. Электронная цифровая подпись. Техническая реализация электронной цифровой подписи.

 

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — электронный аналог собственноручной подписи — используемый в системах электронного документооборота для придания электронному документу юридической силы, равной бумажному документу, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и/или скрепленного печатью. Документ (файл), подписанный ЭЦП, гарантированно защищен от изменений — проверка подписи мгновенно выявит расхождение. ЭЦП обеспечивает проверку целостности документов, конфиденциальность, установление лица, отправившего документ. Это позволяет усовершенствовать процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов, гарантировать их достоверность. Главное преимущество использование ЭЦП — значительное сокращение временных и финансовых затрат на оформление и обмен документацией. Таким образом, по функциональности ЭЦП даже превосходит обычную подпись. Предположим, что две стороны (назовем их условно «А» и «Б») решили организовать между собой обмен документами на машинных носителях. Как должен выстраиваться документооборот между этими сторонами? В первую очередь, стороны должны договориться об использовании средств ЭЦП. Лучше, если это будет программный или программно-аппаратный комплекс, сертифицированный в нашей стране. После того, как средство ЭЦП выбрано, стороны должны выполнить генерирование ключей — по открытому и секретному (личному) ключу ЭЦП для каждой стороны.

Чтобы каждая сторона могла удостовериться в подлинности ЭЦП, поставленной под документом другой стороной, они должны обменяться открытыми ключами. Однако этот процесс не так прост, как может показаться. Ведь в случае конфликтной ситуации одна из сторон может заявить, что тот открытый ключ, который был использован при проверке ЭЦП под документом, не ее, а неизвестно чей. Сначала для документа должна быть выработана ЭЦП с использованием соответствующих технических средств и секретного ключа стороны «А».

Из исходного текста документа  и его ЭЦП формируется электронный документ. Здесь нужно понимать, что электронный документ — это не просто файл на магнитном носителе с текстом документа, а файл, состоящий из двух частей: общей (в которой содержится текст) и особенной, содержащей все необходимые ЭЦП (рис. 1). Текст документа без ЭЦП — это не более чем обычный текст, который не имеет юридической силы. Его можно распечатать, передать по электронной почте, отредактировать, но нельзя установить его подлинность. ЭЦП без текста документа вообще представляет собой непереводимую игру букв. Восстановить документ по ЭЦП невозможно точно так же, как невозможно восстановить дворец по найденному кирпичу. ЭЦП сама по себе не имеет ни ценности, ни смысла.

Рис. 1. Текст документа + ЭЦП = электронный документ

 

Чтобы обеспечить конфиденциальность при передаче по открытым каналам, он может быть зашифрован с использованием открытого ключа корреспондента — стороны «Б» (рис. 2).

Рис. 2. Шифрование электронного документа с использованием открытого ключа получателя

Получившийся зашифрованный текст  может быть безопасно передан стороне «Б», например, по электронной почте через Интернет. Сторона «Б», в свою очередь, должна сначала расшифровать полученный документ, используя свой секретный ключ (рис. 3).

Рис. 3. Расшифровка электронного документа с использованием секретного ключа получателя

 

Расшифровав текст, его можно прочитать, однако, чтобы убедиться в том, что он передан именно стороной «A», нужно проверить цифровую подпись, пришедшую вместе с текстом электронного документа (рис. 4).

Рис. 4. Проверка ЭЦП с использованием открытого ключа отправителя.

 

Так выглядит схема передачи файла  из пункта «А» в пункт «Б». Если осуществляется передача в обратном направлении, в описанных шагах нужно поменять местами ключи отправителя и получателя. Но это не единственное приложение криптографии с открытым ключом. Например, две стороны хотят составить договор в электронном виде и защитить его от внесения изменений. Поскольку стороны равны перед законом, каждая из них должна подписать один и тот же документ (файл) с использованием своего личного (секретного) ключа, после чего обменяться полученными цифровыми подписями. В этом случае (при наличии заверенных карточек открытых ключей каждой из сторон) проверить подлинность файла не составит труда. Выполняется проверка ЭЦП точно так же, как было описано в примере с передачей сообщений. Итак, чтобы установить доверительные отношения в электронном документообороте, стороны должны: 1. Заключить соглашение об использовании электронных документов. 2. Сгенерировать ключи в соответствии с документацией на выбранный комплекс средств ЭЦП. 3. Принять меры к защите личного (секретного) ключа ЭЦП от компрометации (разглашения). Носитель, на котором хранится личный ключ, определяется используемыми средствами ЭЦП и может представлять жесткий диск компьютера, гибкий диск (дискету) или устройство хранения на базе энергонезависимой памяти. Как правило, личный ключ дополнительно шифруется, и для его использования нужно ввести пароль или PIN-код. В любом случае, если ключ хранится на несъемном диске, нужно ограничить доступ к компьютеру со средствами ЭЦП. Если же ключ хранится на съемном носителе, это устройство следует хранить, например, в сейфе вместе с печатью организации. 4. Обменяться открытыми ключами ЭЦП и заверенными карточками открытого ключа ЭЦП.

 

2.  Закон об электронной подписи

 

Для преодоления всех существующих в области электронного документооборота отношений препятствий необходимо создание унифицированных правил, при помощи которых страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, письменной формой электронных данных (в том числе и документов), подписью под такими данными, оригиналом и копиями электронных данных, а также признанием в качестве судебных доказательств электронных данных, заверенных электронной подписью.

10 января 2002 года был принят Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи», который закладывает основы решения проблемы обеспечения правовых условий для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе.

Необходимость принятия такого закона обусловлена тем, что  при использовании электронной цифровой подписи возникают новые права и обязанности субъектов правоотношений, для удостоверения подлинности электронной цифровой подписи формируется система специальных организаций, права, обязанности и ответственность которых также должны быть законодательно установлены. Нормативным актом, устанавливающим права, обязанности и ответственность субъектов, может быть только закон. Подзаконные акты вправе конкретизировать правовые механизмы им установленные. С учетом таких актов впоследствии будет сформировано российское законодательство об электронной цифровой подписи.

Для использования электронной цифровой подписи в России частично правовую базу создают отдельные немногочисленные положения, содержащиеся в ГК РФ (ст. 160, 434, 847) и федеральных законах («Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене»).

Федеральный Закон «Об  электронной цифровой подписи» определяет условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах органами государственной власти и государственными организациями, а также юридическими и физическими лицами, при соблюдении которых:

- средства создания подписи признаются надежными;

- электронная цифровая подпись признается достоверной, а ее подделка или фальсификация подписанных данных могут быть точно установлены;

- предоставляются юридические гарантии безопасности передачи информации по открытым телекоммуникационным каналам;

- соблюдаются правовые нормы, содержащие требования к письменной форме документа;

- сохраняются все традиционные процессуальные функции подписи, в том числе удостоверение полномочий подписавшей стороны, установление подписавшего лица и содержания сообщения, а также роль подписи в качестве судебного доказательства;

- обеспечивается охрана персональной информации.

В Законе устанавливаются  права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи.

В соответствии с законом  владельцем сертификата ключа подписи (обладателем электронной цифровой подписи) является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись  электронных документах (подписывать электронные документы).

Владелец сертификата ключа подписи обязан (статья 12 Закона):

- хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

- не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

- немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

- при несоблюдении требований, возмещение причиненных убытков возлагается на владельца сертификата ключа подписи.

Определены требования к сертификату ключа подписи, выдаваемому удостоверяющим центром для обеспечения возможности подтверждения подлинности электронной цифровой подписи. Устанавливается состав сведений, содержащихся в сертификате ключа подписи, срок и порядок его хранения, а также порядок ведения реестров сертификатов.

Согласно ст. 6 данного  Закона  сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:

- уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;

- фамилия, имя, отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца;

- открытый ключ электронной цифровой подписи;

- наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;

- сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.

В Законе устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. В частности, удостоверяющий центр обязан вести реестр сертификатов ключей подписей и обеспечивать участникам информационной системы свободный доступ к содержащимся в нем сведениям. По обращениям пользователей сертификатов ключей подписей удостоверяющий центр должен подтверждать подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей.  Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который координирует деятельность удостоверяющих центров и также ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров.

Затраты федеральных  органов исполнительной власти по внедрению и использованию электронной цифровой подписи будут осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных для их деятельности.

Закон устанавливает, что  удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования (для использования неограниченным кругом лиц) может быть организация, обладающая признаками юридического лица и способная нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписи. При этом конкретные требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям таких центров, будут установлены Правительством Российской Федерации.  В корпоративной информационной системе по соглашению участников системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников.

Закон исходит из того, что деятельность удостоверяющего центра по выдаче сертификатов ключей подписи в информационных системах общего пользования подлежит лицензированию. При оформлении лицензии организация, претендующая на ее получение, должна представить обоснование своей способности нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем  в 1000 раз превышающим предел цены сделки, который данный центр может указывать в сертификате ключа подписи.

Срок хранения сертификата  ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.

По истечении срока хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения. Срок архивного хранения составляет не менее чем пять лет. Порядок выдачи копий сертификатов ключей подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Электронная цифровая подпись. Основные принципы и понятия, техническая реализация. Закон об электронной подписи