Экспертные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:03, реферат

Описание работы

Основным назначением ЭС является разработка программных средств, которые при решении задач, трудных для человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решения, решениям получаемым человеком-экспертом. ЭС используются для решения так называемых неформализованных задач, общим для которых является то, что:
· задачи не могут быть заданы в числовой форме;
· цели нельзя выразить в терминах точно определённой целевой функции;

Файлы: 1 файл

Экспертные системы. Цель, состав и пpинципы функционирования. 26.doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

 

Экспертные системы. Цель, состав и пpинципы функционирования. (1.26)

Основным назначением ЭС является разработка программных средств, которые при решении задач, трудных для человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решения, решениям получаемым человеком-экспертом. ЭС используются для решения так называемых неформализованных задач, общим для которых является то, что:

· задачи не могут быть заданы в  числовой форме;  

· цели нельзя выразить в терминах точно определённой целевой функции;  

· не существует алгоритмического решения  задачи;

· если алгоритмическое решение  есть, то его нельзя использовать из-за  

· ограниченности ресурсов (время, память).

Кроме того неформализованные задачи обладают ошибочностью, неполнотой, неоднозначностью и противоречивостью как исходных данных, так и знаний о решаемой задаче.

Экспертная система - это программное средство, использующее экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области. Основу ЭС составляет база знаний (БЗ) о предметной области, которая накапливается в процессе построения и эксплуатации ЭС. Накопление и организация знаний - важнейшее свойство всех ЭС.

Знания являются явными и доступными, что отличает ЭС от традиционных программ, и определяет их основные свойства, такие, как:

1) Применение для решения проблем  высококачественного опыта, который представляет уровень мышления наиболее квалифицированных экспертов в данной области, что ведёт к решениям творческим, точным и эффективным.

2) Наличие прогностических возможностей, при которых ЭС выдаёт ответы  не только для конкретной ситуации, но и показывает, как изменяются эти ответы в новых ситуациях, с возможностью подробного объяснения каким образом новая ситуация привела к изменениям.

3) Обеспечение такого нового качества, как институциональная память, за  счёт входящей в состав ЭС  базы знаний, которая разработана в ходе взаимодействий со специалистами организации, и представляет собой текущую политику этой группы людей. Этот набор знаний становится сводом квалифицированных мнений и постоянно обновляемым справочником наилучших стратегий и методов, используемых персоналом. Ведущие специалисты уходят, но их опыт остаётся.

4) Возможность использования ЭС  для обучения и тренировки  руководящих работников, обеспечивая  новых служащих обширным багажом  опыта и стратегий, по которым  можно изучать рекомендуемую политику и методы.

К числу основных участников построения и эксплуатации экспертных систем следует  отнести саму ЭС, экспертов, инженеров знаний, средства построения ЭС и пользователей. Их основные роли и взаимоотношение приведены на рисунке 2:

Экспертная система — это  программное средство, использующее знания экспертов, для высокоэффективного решения задач в интересующей пользователя предметной области. Она  называется системой, а не просто программой, так как содержит базу знаний, решатель проблемы и компоненту поддержки. Последняя из них помогает пользователю взаимодействовать с основной программой.

Эксперт — это человек, способный  ясно выражать свои мысли и пользующийся репутацией специалиста, умеющего находить правильные решения проблем в  конкретной предметной области. Эксперт использует свои приёмы и ухищрения, чтобы сделать поиск решения более эффективным, и ЭС моделирует все его стратегии.

Инженер знаний — человек, как правило, имеющий познания в информатике  и искусственном интеллекте и  знающий, как надо строить ЭС. Инженер знаний опрашивает экспертов, организует знания, решает, каким образом они должны быть представлены в ЭС, и может помочь программисту в написании программ.

Средство построения ЭС — это  программное средство, используемое инженером знаний или программистом для построения ЭС. Этот инструмент отличается от обычных языков программирования тем, что обеспечивает удобные способы представления сложных высокоуровневых понятий.

Пользователь — это человек, который использует уже построенную ЭС. Так, пользователем может быть юрист, использующий её для квалификации конкретного случая; студент, которому ЭС помогает изучать информатику и т. д. Термин пользователь несколько неоднозначен. Обычно он обозначает конечного пользователя. Однако из рисунка следует, что пользователем может быть:

· создатель инструмента, отлаживающий средство построения ЭС;

· инженер знаний, уточняющий существующие в ЭС знания;

· эксперт, добавляющий в систему  новые знания;

· клерк, заносящий в систему  текущую информацию.

Важно различать инструмент, который  используется для построения ЭС, и  саму ЭС. Инструмент построения ЭС включает как язык, используемый для доступа  к знаниям, содержащимся в системе, и их представления, так и поддерживающие средства – программы, которые помогают пользователям взаимодействовать с компонентой экспертной системы, решающей проблему.

Основой любой ЭС является совокупность знаний, структурированная в целях  упрощения процесса принятия решения. Эта информация принимает форму  фактов и правил. Факты и правила в ЭС не всегда либо истинны, либо ложные. Иногда существует некоторая степень неуверенности в достоверности факта или точности правила. Если это сомнение выражено явно, то оно называется "коэффициентом доверия".

Коэффициент доверия — это число, которое означает вероятность или степень уверенности, с которой можно считать данный факт или правило достоверным или справедливым.

Многие правила ЭС являются эвристиками, то есть эмпирическими правилами  или упрощениями, которые эффективно ограничивают поиск решения. ЭС используют эвристики, так как задачи, которые она решает, трудны, не до конца понятны, не поддаются строгому математическому анализу или алгоритмическому решению. Алгоритмический метод гарантирует корректное или оптимальное решение задачи, тогда как эвристический метод даёт приемлемое решение в большинстве случаев.

Знания в ЭС организованы так, чтобы  знания о предметной области отделить от других типов знаний системы, таких  как общие знания о том, как  решать задачи или знание о том, как взаимодействовать с пользователем. Выделенные знания о предметной области называются базой знаний, тогда как общие знания о нахождении решений задач называются механизмом вывода. Программные средства, которые работают со знаниями, организованными таким образом, называются системами, основанными на знаниях.

БЗ содержит факты (данные) и правила (или другие представления знаний), использующие эти факты как основу для принятия решений. Механизм вывода содержит:

· интерпретатор, определяющий как  применять правила для вывода новых знаний на основе информации, хранящейся в БЗ;

· диспетчер, устанавливающий порядок  применения этих правил.

Такие ЭС получили название статических ЭС и имеют структуру, аналогичную рис.3. Эти ЭС используются в тех приложениях, где можно не учитывать изменения окружающего мира за время решения задачи.

Однако существует более высокий  класс приложений, где требуется  учитывать динамику изменения окружающего  мира за время исполнения приложения. Такие экспертные системы получили название динамических ЭС и их обобщённая структура будет иметь вид, приведённый на рис.4.

По сравнению со статической  ЭС в динамическую вводится ещё два  компонента:

· подсистема моделирования внешнего мира;

· подсистема сопряжения с внешним  миром.

Динамические ЭС осуществляет связи  с внешним миром через систему  контроллеров и датчиков. Кроме того компоненты БЗ и механизма вывода существенно изменяются, чтобы отразить временную логику происходящих в  реальном мире событий.

В работе ЭС можно выделить два основных режима: режим приобретения знаний и режим решения задачи (режим консультации или режим использования). В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет эксперт (при помощи инженера знаний).

Используя компонент приобретения знаний, эксперт описывает проблемную область в виде совокупности фактов и правил. Другими словами, "наполняет" ЭС знаниями, которые позволяют ей самостоятельно решать задачи из проблемной области.

В режиме консультаций общение с  ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения ЭС пользователь может:

· не быть специалистом в данной предметной области, и в этом случае он обращается к ЭС за результатом, который не умеет  получить сам;

· быть специалистом, и в этом случае он обращается к ЭС с целью ускорения  получения результата, возлагая на ЭС рутинную работу.

Хорошо построенная ЭС имеет  возможность самообучаться на решаемых задачах, пополняя автоматически свою БЗ результатами полученных выводов и решений.

Особенности ЭС, отличающие их от обычных  программ, заключаются в том, что  они должны обладать:

1. Компетентностью, а именно:

· Достигать экспертного уровня решений (т.е. в конкретной предметной области иметь тот же уровень профессионализма, что и эксперты-люди).

· Быть умелой (т.е. применять знания эффективно и быстро, избегая, как  и люди, ненужных вычислений).

· Иметь адекватную робастность (т.е. способность лишь постепенно снижать  качество работы по мере приближения  к границам диапазона компетентности или допустимой надёжности данных).

2. Возможностью к символьным  рассуждениям, а именно:

· Представлять знания в символьном виде

· Переформулировать символьные знания. На жаргоне искусственного интеллекта символ — это строка знаков, соответствующая содержанию некоторого понятия. Символы объединяют, чтобы выразить отношения между ними. Когда отношения представлены в ЭС они называются символьными структурами.

3. Глубиной, а именно:

· Работать в предметной области, содержащей трудные задачи

· Использовать сложные правила (т.е. использовать либо сложные конструкции  правил, либо большое их количество)

4. Самосознанием, а именно:

· Исследовать свои рассуждения (т.е. проверять их правильность)

· Объяснять свои действия.

Технология их разработки ЭС, включает в себя шесть этапов (рис.5): этапы идентификации, концептуализации, формализации, выполнения, тестирования, опытной эксплуатации. Рассмотрим более подробно последовательности действий, которые необходимо выполнить на каждом из этапов.

1) На этапе идентификации необходимо выполнить следующие действия:

· определить задачи, подлежащие решению  и цели разработки,

· определить экспертов и тип  пользователей.

2) На этапе концептуализации:

· проводится содержательный анализ предметной области,

· выделяются основные понятия и  их взаимосвязи,

· определяются методы решения задач.

3) На этапе формализации:

· выбираются программные средства разработки ЭС,

· определяются способы представления  всех видов знаний,

· формализуются основные понятия.

4) На этапе выполнения (наиболее важном и трудоёмком) осуществляется наполнение экспертом БЗ, при котором процесс приобретения знаний разделяют:

· на "извлечение" знаний из эксперта,

· на организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу ЭС,

· на представление знаний в виде, понятном для ЭС.

Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе деятельности эксперта.

5) На этапе тестирования эксперт и инженер по знаниям с использованием диалоговых и объяснительных средств проверяют компетентность ЭС. Процесс тестирования продолжается до тех пор, пока эксперт не решит, что система достигла требуемого уровня компетентности.

6) На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС для конечных пользователей. По результатам этого этапа возможна существенная модернизация ЭС.

Процесс создания ЭС не сводится к  строгой последовательности этих этапов, так как в ходе разработки приходится неоднократно возвращаться на более  ранние этапы и пересматривать принятые там решения.

 

Источник:

http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2006/kita/sergeeva/library/art_07.htm

 

Техническое и программное  обеспечение глобальных компьютерных сетей (INTERNET). (2.37)

Информационная сеть состоит из множества устройств для генерирования, обработки и получения информации, называемых станциями данных или  узлами сети, и физической среды, служащей для передачи информации между узлами, называемой средой передачи данных.

Линия передачи данных - часть среды  передачи данных, используемая для  распространения сигналов в нужном направлении. Примерами линий передачи данных являются коаксиальный кабель, витая пара проводов, волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС).

Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря протоколу IP (англ. Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных. Протокол IP был специально создан агностическим в отношении физических каналов связи. То есть любая система (сеть) передачи цифровых данных, проводная или беспроводная, может передавать и трафик Интернета. На стыках сетей специальные маршрутизаторы (программные или аппаратные) занимаются сортировкой и перенаправлением пакетов данных, исходя из IP-адресов получателей этих пакетов. Протокол IP образует единое адресное пространство в масштабах всего мира, но в каждой отдельной сети может существовать и собственное адресное подпространство, которое выбирается исходя из класса сети. Такая организация IP-адресов позволяет маршрутизаторам однозначно определять дальнейшее направление для каждого мельчайшего пакета данных. В результате между отдельными сетями Интернета не возникает конфликтов, и данные беспрепятственно и точно передаются из сети в сеть по всей планете.

Информация о работе Экспертные системы