Экспертные системы контроля инженерных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Области применения систем, основанных на знаниях, весьма раз¬но¬об-разны: бизнес, производство, военные приложения, медицина, со¬ци¬о¬ло¬гия, геология, космос, сельское хозяйство, управление, юриспруден¬ция и др.
Системы, основанные на знаниях (СОЗ) — это системы программ¬ного обес¬печения, основными структурными элементами которых яв¬ляются база знаний и механизм логических выводов. Среди СОЗ можно выделить:
• интеллектуальные информационно-поисковые системы;
• экспертные системы (ЭС).

Содержание работы

1 Реферат на тему «Экспертные системы» 4
Введение 4
1.1 Структура экспертных систем 5
1.2 Формализация базы знаний 10
1.3 Классификация экспертных систем 12
1.4 Разработка экспертных систем 15
1.5 Участники создания экспертной системы и инструментальные средства 19
1.6 Преимущества экспертных систем 21
1.7 Сферы применения экспертных систем 22
2 Разработка блок-схемы алгоритма и программы на языке турбо паскаль для решения задачи по теме «двумерные массивы» 26
2.1 Описание используемых в алгоритме объектов, их имён и типов 26
2.2 Описание работы программы, составление блок-схемы алгоритма решения задачи 27
2.3 Текст программы 30
2.4 Тестовые данные для отладки программы и проверка работы программы с учётом подобранного теста. 35

Файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УНПК

 

Кафедра: «Прикладная математика и информатика»

 

 

Задание на курсовую работу

 

 

Работу  выполнил студент                                                                                               Шатеев А. В.

Шифр    071476              Группа        1-2             Факультет вечернего обучения.

Специальность               Конструирование и технология электронных средств.    

Задание

1. Написать реферат на тему «Экспертные системы контроля инженерных решений»__________________________________________________________

2. Создать презентацию на тему «Экспертные системы контроля инженерных решений»__________________________________________________________

3. Разработка  блок-схем алгоритмов и программ на языке турбо паскаль для решения задачи по теме «двумерные массивы» __________________________

4. Работа с предложенной электронной таблицей ________________________

 

Руководитель____________                                         Овсянникова И.В.

                                   подпись                                                                                                             Ф.И.О.

 

Задание принял к исполнению  «____»     ______________________2012 г.

 

Подпись студента_______________

 

 

 

 

Содержание

 

 

1 Реферат на тему «Экспертные  системы»

Введение

 

Области применения систем, основанных на знаниях, весьма разнообразны: бизнес, производство, военные приложения, медицина, социология, геология, космос, сельское хозяйство, управление, юриспруденция и др.

Системы, основанные на знаниях (СОЗ) — это системы программного обеспечения, основными структурными элементами которых являются база знаний и механизм логических выводов. Среди СОЗ можно выделить:

  • интеллектуальные информационно-поисковые системы;
  • экспертные системы (ЭС).

Наиболее известным  практическим примером СОЗ могут  служить  экспертные системы, способные диагностировать заболевания, оценивать потенциальные месторождения полезных ископаемых, осуществлять обработку естественного языка, распознавание речи и изображений и т.д. Экспертные системы являются первым шагом в практической реализации исследований в области искусственного интеллекта.

Экспертная система - компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, а  также логику принятия решения человеком-экспертом  в трудно- или неформализуемых  задачах. Экспертные системы способны в сложной ситуации (при недостатке времени, информации или опыта) дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку), помогающую специалисту или менеджеру принять обоснованное решение.

Основная идея этих систем состоит в использовании знаний и опыта специалистов высокой квалификации в данной предметной области специалистами менее высокой квалификации в той же предметной области при решении возникающих перед ними проблем.

 

1.1 Структура экспертных систем

 

Экспертные системы — это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

Основу ЭС составляет база знаний (БЗ) о предметной области, которая накапливается в процессе построения и эксплуатации ЭС. Накопление и организация знаний - важнейшее свойство всех ЭС.

Рисунок 1.1 – Структура идеальной экспертной системы

База знаний включает в себя правила и общие факты. Механизм логического вывода включает в себя рабочую память и механизм логического вывода. Рабочая память (база данных) используется для хранения промежуточных результатов. Экспертная система работает в двух режимах:

  • Режим приобретения знаний (определение, модификация, дополнение).
  • Режим решения задач. Используются пользователем экспертные системы. В этом режиме данные о задаче обрабатываются пользовательским интерфейсом и после соответствующей кодировки передаются в блоки экспертной системы.

Результаты обработки  полученных данных поступают в модуль советов и объяснений и после перекодировки на язык, близкий к естественному, выдаются в виде советов, объяснений и замечаний. Если ответ не понятен пользователю, он может потребовать от экспертной системы объяснения его получения.

В любой момент времени  в системе существуют три типа знаний:

  • Структурированные знания - статические знания о предметной области. После того как эти знания выявлены, они уже не изменяются.
  • Структурированные динамические знания- изменяемые знания о предметной области. Они обновляются по мере выявления новой информации.
  • Рабочие знания- знания, применяемые для решения конкретной задачи или проведения консультации.

Все перечисленные выше знания хранятся в базе знаний. Для  ее построения требуется провести опрос специалистов, являющихся экспертами в конкретной предметной области, а затем систематизировать, организовать и снабдить эти знания указателями, чтобы впоследствии их можно было легко извлечь из базы знаний.

Рисунок 1.2 – Основные свойства экспертных систем

Знания являются явными и доступными, что отличает ЭС от традиционных программ, и определяет их основные свойства, такие, как:

  • Применение для решения проблем высококачественного опыта, который представляет уровень мышления наиболее квалифицированных экспертов в данной области, что ведёт к решениям творческим, точным и эффективным.
  • Наличие прогностических возможностей, при которых ЭС выдаёт ответы не только для конкретной ситуации, но и показывает, как изменяются эти ответы в новых ситуациях, с возможностью подробного объяснения каким образом новая ситуация привела к изменениям.
  • Обеспечение такого нового качества, как институциональная память, за счёт входящей в состав ЭС базы знаний, которая разработана в ходе взаимодействий со специалистами организации, и представляет собой текущую политику этой группы людей. Этот набор знаний становится сводом квалифицированных мнений и постоянно обновляемым справочником наилучших стратегий и методов, используемых персоналом. Ведущие специалисты уходят, но их опыт остаётся.
  • Возможность использования ЭС для обучения и тренировки руководящих работников, обеспечивая новых служащих обширным багажом опыта и стратегий, по которым можно изучать рекомендуемую политику и методы.

Типичная статическая  ЭС состоит из следующих основных компонентов (рисунок 1.3.):

  • решателя (интерпретатора);
  • рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД);
  • базы знаний (БЗ);
  • компонентов приобретения знаний;
  • объяснительного компонента;
  • диалогового компонента.

 

 База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе.

База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.

Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.

Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.

Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.

Рисунок 1.3 – Структура статической экспертной системы

Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.

Экспертная система  работает в двух режимах: режиме приобретения знаний и в режиме решения задачи (называемом также режимом консультации или режимом использования ЭС).

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет (через посредничество инженера по знаниям) эксперт. В этом режиме эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования с данными, характерные для рассматриваемой области.

Отметим, что режиму приобретения знаний в традиционном подходе к  разработке программ соответствуют  этапы алгоритмизации, программирования и отладки, выполняемые программистом. Таким образом, в отличие от традиционного подхода в случае ЭС разработку программ осуществляет не программист, а эксперт (с помощью ЭС), не владеющий программированием.

В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения ЭС пользователь может не быть специалистом в данной проблемной области (в этом случае он обращается к ЭС за результатом, не умея получить его сам), или быть специалистом (в этом случае пользователь может сам получить результат, но он обращается к ЭС с целью либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу). В режиме консультации данные о задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Решатель на основе входных данных из рабочей памяти, общих данных о проблемной области и правил из БЗ формирует решение задачи. ЭС при решении задачи не только исполняет предписанную последовательность операции, но и предварительно формирует ее.

Структуру, приведенную на рисунке 1.3, называют структурой статической ЭС. ЭС данного типа используются в тех приложениях, где можно не учитывать изменения окружающего мира, происходящие за время решения задачи. Первые ЭС, получившие практическое использование, были статическими.

Рисунок 1.4 – Структура динамической экспертной системы

На рисунке 1.4 показано, что в архитектуру динамической ЭС по сравнению со статической ЭС вводятся два компонента: подсистема моделирования внешнего мира и подсистема связи с внешним окружением. Последняя осуществляет связи с внешним миром через систему датчиков и контроллеров. Кроме того, традиционные компоненты статической ЭС (база знаний и машина вывода) претерпевают существенные изменения, чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий.

1.2 Формализация базы знаний

 

На этапе формализации базы знаний осуществляется выбор метода представления знаний (совокупность средств структурирования и обработки  единиц знаний). В рамках выбранного формализма осуществляется проектирование логической структуры базы знаний.

Классификация методов  представления знаний с точки  зрения особенностей отображения различных  видов концептуальных моделей: соотношения  структурированности и операционности, детерминированности и неопределенности, статичности и динамичности знаний.

Рисунок 1.5 – Классификация методов представления знаний

Объектные методы представления знаний в большей степени ориентированы на представление структуры фактуального знания, а правила - операционного.

    • Логическая модель реализует и объекты, и правила с помощью предикатов первого порядка, является строго формализованной моделью с универсальным дедуктивным и монотонным методом логического вывода;
    • Продукционная модель позволяет осуществлять эвристические методы вывода на правилах и может обрабатывать неопределенности в виде условных вероятностей или коэффициентов уверенности, а также выполнять монотонный или немонотонный вывод;
    • Семантическая сеть отображает разнообразные отношения объектов;
    • Фреймовая модель, как частный случай семантической сети, использует для реализации операционного знания присоединенные процедуры;
    • Объектно-ориентированная модель, как развитие фреймовой модели, реализуя обмен сообщениями между объектами, в большей степени ориентирована на решение динамических задач и отражение поведенческой модели.

Информация о работе Экспертные системы контроля инженерных решений