Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:45, курс лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины "Информатика и информационные технологии". Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.
Eof(F) возвращает True, если текущая позиция файла находится за последним символом файла или если файл пуст; иначе Eof (F) возвращает False.
Директива {SI+} позволяет обрабатывать ошибки во время выполнения программы, используя обработку исключительных ситуаций. При выключенной директиве {SI—}, необходимо использовать IOResult для проверки ошибок ввода-вывода.
4. Procedure Erase(var F);
Удаляет внешний файл, связанный с F.
F – файловая переменная любого файлового типа.
Перед вызовом процедуры Erase файл необходимо закрыть.
Директива {SI+} позволяет обрабатывать
ошибки во время выполнения программы,
используя обработку
5. Function FileSize(var F): Integer;
Возвращает размер в байтах файла F Однако, если F – типизированный файл, FileSize возвратит число записей в файле. Перед использованием функции FileSize файл должен быть открыт. Если файл пуст, FileSize(F) возвращает нуль. F – переменная любого файлового типа.
6. Function FilePos(var F): Longlnt;
Возвращает текущую позицию файла внутри файла.
Перед использованием функции FilePos, файл должен быть открыт. Функция FilePos не используется с текстовыми файлами. F – переменная любого файлового типа, кроме типа Text.
7. Procedure Reset(var F [: File; RecSize: Word]);
Открывает существующий файл.
F – переменная любого файлового типа, связанного с внешним файлом с помощью AssignFile. RecSize – необязательное выражение, которое используется, если F – нетипизированный файл. Если F – нетипизированный файл, RecSize определяет размер записи, который используется при передаче данных. Если RecSize опущен, заданный по умолчанию размер записи равен 128 байтов.
Процедура Reset открывает существующий внешний файл, ассоциированный с файловой переменной F. Если внешнего файла с таким именем нет, возникает ошибка времени выполнения. Если файл, связанный с F, уже открыт, он сначала закрывается и затем вновь открывается. Текущая позиция файла устанавливается к началу файла.
8. Procedure Rewrite(var F: File [; Recsize: Word]);
Создает и открывает новый файл.
F – переменная любого файлового типа, связанного с внешним файлом с использованием AssignFile. RecSize – необязательное выражение, которое используется, если F – нетипизированный файл. Если F – нетипизированный файл, RecSize определяет размер записи, который используется при передаче данных. Если RecSize опущен, заданный по умолчанию размер записи равен 128 байтов.
Процедура Rewrite создает новый внешний файл с именем, связанным с F Если внешний файл с тем же самым именем уже существует, он удаляется, и создается новый пустой файл.
9. Procedure Seek(var F; N: Longlnt);
Перемещает текущую позицию
файла к определенному компонен
Текущая позиция файла F перемещается к номеру N. Номер первого компонента файла – 0.
Инструкция Seek(F, FileSize(F)) перемещает текущую позицию файла в конец файла.
10. Procedure Append(var F: Text);
Открывает существующий текстовый файл для добавления информации в конец файла (дозапись).
Если внешнего файла с данным именем не существует, происходит ошибка времени выполнения. Если файл F уже открыт, он закрывается и вновь открывается. Текущая позиция файла устанавливается к концу файла.
11. Function Eoln[(var F: Text)]: Boolean;
Проверяет, является ли текущая позиция файла концом строки текстового файла.
Eoln(F) возвращает True, если текущая позиция файла – в конце строки или файла; иначе Eoln(F) возвращает False.
12. Procedure Read(F, V1 [, V2, ..., Vn]);
{Типизированные и нетипизированные файлы}
Procedure Read([var F: Text;] V1 [, V2, ..., Vn]);
{Текстовые файлы}
Для типизированных файлов процедура читает компонент файла в переменную. При каждом считывании текущая позиция в файле продвигается к следующему элементу.
Для текстовых файлов читается одно или несколько значений в одну или несколько переменных.
С переменными типа String Read считывает все символы вплоть до следующей метки конца строки (но не включая ее) или до тех пор пока функция Eof(F) не примет значение True. Переменной присваивается получившаяся в результате символьная строка.
В случае переменной целого или вещественного типа процедура ожидает поступления последовательности символов, образующих число по правилам синтаксиса языка Pascal. Считывание прекращается при обнаружении первого пробела, символа табуляции или метки конца строки либо в том случае, если функция Eof(F) принимает значение True. Если числовая строка не соответствует ожидаемому формату, то происходит ошибка ввода-вывода.
13. Procedure Readln([var F: Text;] V1 [, V2…, Vn]);
Является расширением процедуры Read и определена для текстовых файлов. Считывает строку символов в файле, включая маркер конца строки, и переходит к началу следующей строки. Вызов функции Readln(F) без параметров приводит к перемещению текущей позиции файла на начало следующей строки, если она имеется, в противном случае происходит переход к концу файла.
14. Function SeekEof[(var F: Text)]: Boolean;
Возвращает признак конца
15. Function SeekEoln[(var F: Text)]: Boolean;
Возвращает признак конца строки в файле и может использоваться только для открытых текстовых файлов. Обычно применяется для считывания числовых значений из текстовых файлов.
16. Procedure Write([var F: Text;] P1 [, P2, ..., Pn]);
{Текстовые файлы}
Записывает одну или более величин в текстовый файл.
Каждый параметр записи должен иметь тип Char, один из целочисленных типов (Byte, Shortlnt, Word, Longint, Cardinal), один из типов с плавающей запятой (Single, Real, Double, Extended, Currency), один из строковых типов (PChar, AisiString, ShortString), или один из логических типов (Boolean, Bool).
Procedure Write(F, V1, ..., Vn);
{Типизированные файлы}
Записывает переменную в компонент файла. Переменные VI…., Vn должны быть того же типа, что и элементы файла. При каждой записи переменной текущая позиция в файле передвигается к следующему элементу.
17. Procedure Writeln([var F: Text;] [P1, P2, ..., Pn]);
{Текстовые файлы}
Выполняет операцию Write, затем помещает метку конца строки в файл.
Вызов Writeln(F) без параметров записывает в файл маркер конца строки. Файл должен быть открыт для вывода.
2. Модули. Виды модулей
Модуль(1Ж1Т) в Pascal – это особым образом оформленная библиотека подпрограмм. Модуль, в отличие от программы, не может быть запущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в построении программ и других модулей. Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и строить программы практически любого размера.
Модуль в Pascal представляет собой отдельно хранимую и независимо компилируемую программную единицу. В общем случае модуль – это совокупность программных ресурсов, предназначенных для использования другими программами. Под программными ресурсами понимаются любые элементы языка Pascal: константы, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является выполняемой программой, его элементы используются другими программными единицами.
Все программные элементы модуля можно разбить на две части:
1) программные элементы, предназначенные для использования другими программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне модуля;
2) программные элементы, необходимые только для работы самого модуля, их называют невидимыми (или скрытыми).
В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит три основные части, называемыми интерфейсной, исполнимой и инициализируемой.
В общем случае модуль имеет следующую структуру:
unit <имя модуля>; {заголовок модуля}
interface
{описание видимых программных элементов модуля}
implementation
{описание скрытых программных элементов модуля}
begin
{операторы инициализации элементов модуля}
end.
В частном случае модуль может не содержать части реализации и части инициализации, тогда структура модуля будет такой:
unit <имя модуля>; {заголовок модуля}
interface
{описание видимых программных элементов модуля}
implementation
end.
Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности. Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вызова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций. Эта информация должна быть доступна для других программ и модулей. С другой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовки процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст – в часть реализации.
Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для других программ и модулей) заголовки процедур и функций (без служебного слова forward). Полный текст процедуры или функции помещают в часть реализации, причем заголовок может не содержать списка формальных параметров.
Исходный текст модуля должен быть откомпилирован с помощью директивы Make подменю Compile и записан на диск. Результатом компиляции модуля является файл с расширением. TPU (Turbo Pascal Unit). Основное имя модуля берется из заголовка модуля.
Для подключения модуля к программе необходимо указать его имя в разделе описания модулей, например:
uses Crt, Graph;
В том случае, если имена переменных в интерфейсной части модуля и в программе, использующей этот модуль, совпадают, обращение будет происходить к переменной, описанной в программе. Для обращения к переменной, описанной в модуле, необходимо применить составное имя, состоящее из имени модуля и имени переменной, разделенных точкой. Использование составных имен применяется не только к именам переменных, а ко всем именам, описанным в интерфейсной части модуля.
Рекурсивное использование модулей запрещено.
Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого раздела будут выполнены перед началом выполнения программы, в которой используется этот модуль.
Перечислим, какие бывают виды модулей.
1. Модуль SYSTEM.
Модуль SYSTEM реализует поддерживающие подпрограммы нижнего уровня для всех встроенных средств, таких как ввод-вывод, работа со строками, операции с плавающей точкой и динамическое распределение памяти.
Модуль SYSTEM содержит все стандартные и встроенные процедуры и функции Pascal. Любая подпрограмма Pascal, не являющаяся частью стандартного Pascal и не находящаяся ни в каком другом модуле, содержится в модуле System. Этот модуль автоматически используется во всех программах, и его не требуется указывать в операторе uses.
2. Модуль DOS.
Модуль Dos реализует многочисленные процедуры и функции Pascal, которые эквивалентны наиболее часто используемым вызовам DOS, как, например, GetTime, SetTime, DiskSize и так далее.
3. Модуль CRT.
Модуль CRT реализует ряд мощных программ, предоставляющих полную возможность управления средствами компьютера PC, такими, как управление режимом экрана, расширенные коды клавиатуры, цвета, окна и звуковые сигналы. Модуль CRT может использоваться только в программах, работающих на персональных компьютерах IBM PC, PC AT, PS/2 фирмы IBM и полностью совместимых с ними.
Одним из основных преимуществ использования модуля CRT является большая скорость и гибкость при выполнении операций работы с экраном. Программы, не работающие с модулем CRT, выводят на экран информацию с помощью средств операционной системы DOS, что связано с дополнительными непроизводительными затратами. При использовании модуля CRT выводимая информация посылается непосредственно в базовую систему ввода-вывода (BIOS) или для еще более быстрых операций непосредственно в видеопамять.
4. Модуль GRAPH.
С помощью процедур и функций, входящих
в этот модуль, можно создавать
различные графические
5. Модуль OVERLAY.
Модуль OVERLAY позволяет уменьшить
требования к памяти программы DOS реального
режима. Фактически можно писать программы,
превышающие общий объем
ЛЕКЦИЯ № 7. Динамическая память
1. Ссылочный тип данных. Динамическая память. Динамические переменные
Статической переменной (статически размещенной) называется описанная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществляется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы. В отличие от таких статических переменных в программах, написанных на языке Pascal, могут быть созданы динамические переменные. Основное свойство динамических переменных заключается в том, что они создаются, и память для них выделяется во время выполнения программы.