Дисциплинарная ответственность за информационные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Информация в реалиях сегодняшнего дня имеет очень важное, ключевое значение. Замалчивание, сокрытие и искажение ее нарушает права каждого человека. В условиях безграничной динамики общественных отношений все действия с различными видами информации должны неукоснительно соответствовать действующему законодательству.
Доктрина информационной безопасности РФ, разработка стратегии информационной безопасности создают дополнительные механизмы в обеспечении эффективности правового регулирования отношений в информационной сфере, в укреплении гарантий соблюдения прав субъектов правоотношений на основе соблюдения законности.

Содержание работы

Введение.
§1. Понятие ответственности за информационные правонарушения.
§1.1 Понятие юридической ответственности.
§1.2 Особенности информационных правонарушений и их выявление.
§1.3 Виды и формы правонарушений в информационной сфере.
§2. Общая характеристика дисциплинарной ответственности.
§ 2.1 Принципы дисциплинарной ответственности.
§2.2 Порядок применения дисциплинарной ответственности.
§3. Подходы к разработке методологии ответственности в информационном праве.
§4. Ответственность за правонарушения с использованием компьютерной техники.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат Дисц.ответственность вариант окончательный.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Уральская Государственная  Юридическая Академия

Институт права  и предпринимательства

 

 

 

Реферат по дисциплине:

Информационное  право

 

Тема  реферата: Дисциплинарная ответственность за информационные правонарушения.

 

Выполнила: 

                                                     Проверил:    

               Дата сдачи: 22.12.2010 г.

                                                     Оценка:

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2010г.

Оглавление:

Введение.

§1. Понятие ответственности за информационные правонарушения.

§1.1 Понятие юридической ответственности.

§1.2 Особенности информационных правонарушений и их выявление.

§1.3  Виды и  формы правонарушений в информационной сфере.

§2. Общая характеристика дисциплинарной ответственности.

§ 2.1 Принципы дисциплинарной ответственности.

§2.2 Порядок  применения дисциплинарной ответственности.

§3. Подходы к  разработке методологии ответственности  в информационном праве.

§4. Ответственность  за правонарушения с использованием компьютерной техники.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Информация  в реалиях сегодняшнего дня имеет  очень важное, ключевое значение. Замалчивание, сокрытие и искажение ее нарушает права каждого человека. В условиях безграничной динамики общественных отношений все действия с различными видами информации должны неукоснительно соответствовать действующему законодательству.

Доктрина информационной безопасности РФ, разработка стратегии  информационной безопасности создают  дополнительные механизмы в обеспечении эффективности правового регулирования отношений в информационной сфере, в укреплении гарантий соблюдения прав субъектов правоотношений на основе соблюдения законности.

Одновременно  с институтами права на информацию, правого режима информационных ресурсов и информационных технологий, институтов защиты и охраны информации, информационной безопасности реально действует и институт ответственности. Дисциплинарная ответственность должна определяться в зависимости от степени  вины в работе с информацией и информационными технологиями: допущение неполноты, искажение, утраты, утаивания, подделки и тому подобных действий с информацией, а также в зависимости от последствий для разных категорий субъектов.

Проблема ответственности  в информационной сфере находится  лишь в начале разработки. Еще предстоит сделать многое. Такие явления, как широкое использование Интернета, обогащение массовой информацией по всем направлениям требуют системного и юридически грамотного анализа состояния к реализации различных форм, видов и мер юридической ответственности всех видов и категорий субъектов информационного общества.

 

§1. Понятие  ответственности за информационные правонарушения.

§1.1. Понятие юридической ответственности.

Понятие юридической  ответственности относится к  числу общетеоретических,  применяемых в различных отраслях права.  Это понятие неоднозначное и в известной мере спорное для юридической науки.

Являясь одним  из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения  субъекта, нарушающего права и  охраняемые законом интересы других лиц. Юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершенное правонарушение. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных и нематериальных благ. Исходя из этого, содержанием юридической ответственности будет выступать государственное властное принуждение, проявляющее себя в различных формах.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействий. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за нарушения законодательства в информационной сфере. Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражаются в возмещении убытков, уплате неустойки, возмещении вреда, имеет место гражданско – правовая ответственность.

Таким образом, институт ответственности в информационной сфере представляет собой систему норм и процедур, реализуемых в целях пресечения правонарушений и установления вида, формы и мер наказания за совершенные и доказанные преступления или иные правонарушения с учетом их социального вреда и вины правонарушителя.

§1.2 Особенности информационных правонарушений и их выявление.

Можно выделить условия, которые являются значимыми  для реализации ответственности:

  1. Широкий состав субъектов ответственности: физические лица, должностные лица, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Состав субъектов, чьи права или интересы нарушают субъекты ответственности.
  3. Наличие ситуаций, при которых от правонарушения может пострадать неопределенное число субъектов (например, спам, ложная информация), а также ситуаций, при которых сложно установить источник опасности и конкретных правонарушителей (вирус).
  4. Усложненная система установления времени совершения правонарушения в связи с совершением их в разных часовых поясах информационного пространства.
  5. Сложность определения места правонарушения, учитывая, что они фиксируются не на территории определенного государства и сферы его юрисдикции , а в информационном пространстве без границ (Интернет).
  6. Сложность фиксации факта правонарушения с учетом совмещения процедур обмена документированной информацией и ее обращения в виртуальном пространстве информационных коммуникаций.
  7. Особенности установления подлинности и сохранности электронного документа.
  8. Несовершенство санкций за правонарушения в информационной сфере – доказывание факта правонарушения бывает дороже нанесенного ущерба.
  9. Большое значение фактов пренебрежения или неверного соблюдения правил безопасности.
  10. Применение методов определения виновности и ответственности в информационной сфере разных отраслей законодательства в силу комплексности методов регулирования информационных отношений.
  11. Сложность расследования компьютерных преступлений – киббертерроризма.

 

Слабая изученность  компьютерных преступлений и иных правонарушений является причиной низкого процента выявлений информационных и компьютерных правонарушений и недостаточного влияния правоохранительной деятельности на результаты борьбы с правонарушителями.

На выявление  и квалификацию правонарушений в информационной сфере большое влияние оказывает состояние информационной среды субъекта, чьи права и интересы нарушаются. Необходимо знать, в какой мере этот субъект реализует производственную, управленческую, творческую деятельность в информационной сфере. При этом полезной может оказаться концепция развития информационного законодательства, разработанная в ИГП РАН. Она структурирует внимание правого регулирования на 3 области, с учетом того, что одни структуры в большей мере или преимущественно занимаются сферой производства информационно-коммуникационных технологий и организацией рынка, другие - работами, услугами по организации информационных систем пользователей. Третьи – наибольшая по численности – использует потенциал информационно - коммуникационных технологий и своих информационных систем для инновационных процессов в своей сфере деятельности . Учитывать эти условия важно и потому, что для каждого из названных секторов информационной деятельности могут быть сформированы свои модели правового ресурса и методов их реализации.

 

 

§1.3 . Виды и формы правонарушений в информационной сфере.

Виды правонарушений в информационной сфере нуждаются в их классификации по степени опасности для общества и по методам реализации полномочий правоохранительных структур в этой области.

С учетом степени опасности правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правонарушения, служебные и дисциплинарные проступки. Важно учитывать ошибки и неумышленные действия, повлекшие последствия, требующие адекватного реагирования.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 17 (ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации) предусматривает, за нарушения требований «настоящего» закона применение дисциплинарной, гражданско – правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством  РФ.

Относительно, дисциплинарной ответственности существуют два вида ее вида: общая, предусмотренная ТК РФ, и специальная, которую несут работники в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. При общей дисциплинарной ответственности перечень мер взыскания, предусмотренный ст. 192 ТК РФ, является исчерпывающим. Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине, которые предусматривают и более строгие меры взыскания.

 

 

 

 

 

§2. Общая характеристика дисциплинарной ответственности.

Опоздания на работу, погружение в информационный мир  во время выполнения трудовой обязанности, вот  на таких «незначительных» основаниях у работодателя уже возникает возможность сделать замечание, выговор и др. Не говоря уже о более серьезных проступках, которые и вовсе могут привести к увольнению. Отсюда и возникает вопрос о дисциплинарной ответственности. Ведь заключая трудовой договор с работником, работодатель приобретает право требовать от своего сотрудника выполнения определенных трудовых функций и право «спрашивать» с работника за невыполненную работу.

Трудовой Кодекс устанавливает, что к дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок. При этом под дисциплинарным проступком понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Совершая проступок, работник нарушает внутренний трудовой распорядок организации. Но для наступления ответственности необходимо взаимосвязь между действиями (или бездействиями) работника и наступившими вредными последствиями. Помимо этого, учитывается тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статья 192 ТК РФ содержит перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на работника:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение  по соответствующим основаниям.

При этом для  отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также  и другие дисциплинарные взыскания на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов,

Увольнение  является самой строгой мерой  дисциплинарного взыскания. Например, работодатель имеет право уволить работника за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81); и др.

 Закон прямо  устанавливает недопустимость наложения  дисциплинарной ответственности,  не предусмотренной федеральными законами, уставами и положениями. Следовательно, с точки зрения законодательства сами организации никаких дополнительных дисциплинарных взысканий устанавливать не могут, хотя  применяются «собственные» санкции: штрафы, лишение разного рода надбавок и т.п. Конечно, такое положение дел прямо противоречит закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.1.Принципы дисциплинарной ответственности.

Выделяют принципы дисциплинарной ответственности в  информационной сфере. К их числу  относится:

- принцип законности, означающей, что ответственность имеет место лишь за правонарушения в информационной сфере, признаваемой в качестве таковых законом;

- принцип обоснованности, заключающий в установлении факта  совершения лицом конкретного  правонарушения;

- принцип справедливости, означающий, в частности, что ответственность  должна быть соизмерима тяжести  совершенного правонарушения;

- принцип неотвратимости, предполагающий неизбежность наступления  для правонарушителя неблагоприятных  последствий;

- принцип целесообразности, заключающийся в индивидуализации мер воздействия на правонарушителя и соответствие этих мер целям юридической ответственности.

 §2.2 Порядок применения дисциплинарной ответственности.

Во избежание  недоразумений ТК регулирует порядок  применения дисциплинарных взысканий (ст.  193 ТК РФ). До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если же работник не дает никаких объяснений, и уже прошло 2 дня, работодатель составляет соответствующий акт. Таким образом, не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное  взыскание применяется не позднее  одного месяца со дня обнаружения  проступка. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда должностному лицу, которому подчинен работник, стало известно о проступке, независимо от того, наделено это лицо правом наложения взысканий или нет (в этот срок не засчитываются дни, когда работник находился на больничном, или в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников).  Отсутствие на работе по другим основаниям не прерывает течение указанного срока. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее 2х лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Дисциплинарный  проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако это не создает препятствий для привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного  взыскания объявляется работнику под роспись в течение 3х рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. В случае отказа работника расписаться и подтвердить ознакомление с распоряжением работодателя - составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работодатель имеет право снять дисциплинарное взыскание и раньше установленного срока как по собственной инициативе, так просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников, издав соответствующий приказ. Дисциплинарные взыскания, снятые досрочно или утратившие силу, не могут учитываться при увольнении и не должны указываться в служебных характеристиках.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность за информационные правонарушения