Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Логичным и обоснованным представляется убеждение в том, что врач XXI века - это профессионал, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней и вооруженный для этого современными медицинскими технологиями.

Файлы: 1 файл

информатика 1.docx

— 138.09 Кб (Скачать файл)

- анамнез, - дневники, - этапный  эпикриз, - осмотр анестезиологом, - предоперационный эпикриз, - описание  операции, - описание течения операции  анестезиологом, - осмотр консультантом, - консилиум врачей, - выписной эпикриз, - справки, - выписка из истории  болезни.

Это позволяет хранить  в общеучрежденческой базе данных все необходимые сведения о пациенте и ходе его лечения: - результаты обследований, - описания функционального состояния, - диагнозы, - сведения об операциях и процедурах, - данные лабораторных анализов, - результаты исследований: - рентгенодиагностика, - УЗИ, - ангиография, - кардиография, - томография и пр.

Однако не до конца решенной остается проблема организации ввода, накопления, хранения и включения  в электронную медицинскую карту  медицинских изображений. Но работа в этом направлении в последнее  время также заметно активизировалась. Данные, полученные с медицинских  приборов, при помощи сканера в  цифровом виде могут с помощью  специального интерфейса напрямую передаваться в электронную медицинскую карту  пациента. Эти сведения полностью  или частично используются при формировании электронной версии истории болезни. К сожалению, широкомасштабное внедрение  информационно-компьютерной технологии ведения истории болезни сдерживается отсутствием единой системы классификации  и кодирования медицинской информации и стандартной формализованной  модели (формы) электронной медицинской  карты пациента (над этой проблемой  уже работают в Минздравсоцразвития и Федеральном фонде ОМС).

Электронная версия истории  болезни аккумулирует в себе также  общие сведения о пациенте, поступающие  из АРМ персонала приемного отделения  больницы (регистратуры поликлиники), о процессе обследования и лечения, включая оперативное, и объединяет данные медицинских карт амбулаторного  и стационарного этапов, а также  статистической карты выбывшего  из стационара. Удобный интерфейс с возможностью группировки и сортировки документов позволяет врачу быстро найти необходимую информацию в медицинской карте пациента. Сведения медицинской карты пациента могут быть представлены в произвольно задаваемом виде, а также по стандартной, установленной форме с использованием гибко настраиваемого механизма выписок. Создание выписок происходит автоматически и освобождает пользователей (врачей) от длительной работы по сбору отдельных данных.

На их основе выполняются  статистические и экономические  расчеты, готовятся аналитические  сводки по отдельным врачам, отделениям и больнице в целом. Примерами  серийных электронных медицинских  карт могут служить созданные  компанией ТОНЛАЙН, например, медицинские  информационные системы Электронная  история болезни (для стационара) и электронная амбулаторная карта (для поликлиники).

В Электронной истории  болезни (ЭИБ) и Электронной амбулаторной карте (ЭАК) аккумулируются все необходимые  врачу сведения о пациенте: - перенесенные заболевания, - проведенные медицинские  исследования и их результаты, - оказанные  медицинские услуги и т.п.

Информацию о пациентах  можно группировать по различным  тематическим рубрикаторам. Опираясь на эти данные, анализируют динамику изменения физических показателей  больного, выявляют сезонность обострений болезни, реакцию на определенные группы лекарств и т.д.

Электронные медицинские  карты ЭИБ и ЭАК максимально  снижают трудоемкость оформления медицинской  документации без нарушения требований к ней. Концепция ЭИБ и ЭАК предполагает: - возможность неоднократного использования всех введенных ранее данных (без повторного ввода); - формирование для каждого отделения или специализации адаптированного комплекта документов; - предоставление пользователям удобных механизмов создания медицинских документов (индивидуальных структурных планов, различных видов текстовых шаблонов, готовых форм ввода стандартизированных документов); - использование частично заполненных заготовок документов с предоставлением пользователям возможности самостоятельно формировать свои личные заготовки; - использование заранее подготовленных справочников (диагнозов с кодами МКБ 10-й редакции, назначений, консультаций, исследований, анализов, тематических шаблонов и т.д.); - возможность обработки данных с помощью Microsoft Excel и Microsoft Word.

Пути решения последней  проблемы сегодня обозначились достаточно четко с принятием в 2002 г. Федерального закона Об электронной цифровой подписи, что кардинально меняет ситуацию с ведением медицинской документации в машинном виде на компьютерной основе. Таким образом, отрасль здравоохранения вплотную подошла к практической реализации ведения электронной версии медицинской карты пациента (истории болезни, амбулаторной карты). Многие ЛПУ используют это в своей практической работе, но опыт применения электронной цифровой подписи врача под основными первичными медицинскими документами сегодня отсутствует.

Необходимо законодательно обеспечить юридическую силу электронной  подписи врача под первичными медицинскими документами, тем более  что технически сегодня решен  вопрос идентификации электронной подписи, например, по отпечатку пальца человека, имеется надежное оборудование для этих целей (биосканеры) и пр. Мы движемся к реализации электронной системы документооборота в стране. С учетом названного выше Федерального закона, функционируют надежные средства телекоммуникации. И складывается парадоксальная ситуация, когда горы бумажных медицинских документов, с которыми невозможно работать на уровне современных требований, соседствуют сегодня одновременно с эффективными компактными электронными документами и компьютерными базами данных. Медицинские организации несут большие потери невосполнимого временного ресурса в решении этой проблемы, что недопустимо в динамике современного реформирования системы здравоохранения.

Первичные входные медицинские  учетные документы в том виде, в котором они сейчас используются ЛПУ, не предназначены для обработки  с помощью машинных технологий, но ввиду того, что они стандартизированы  как по содержанию, так и по способу  их заполнения, они достаточно легко  поддаются переработке в формализованные  и структурированные документы, пригодные для обработки автоматизированным способом. Сканирование бумажных документов обеспечивают программные средства фирмы Cognitive Technologies (Москва) для автоматизации поэтапного ввода документов. Тенденции внедрения современных информационных технологий в практическую деятельность медицинских работников, лечебно-профилактических учреждений свидетельствуют о том, что уже в недалекой перспективе системообразующим учетным документом здравоохранения станет Электронный медицинский паспорт пациента. Решение о его разработке в качестве единой общероссийской информационной системы принято на итоговой Коллегии Минздрава РФ в марте 2002 г. Электронный медицинский паспорт пациента унифицирует лечебно-диагностический процесс с точками опоры на АРМ врачей. В системе обязательного медицинского страхования одной из наиболее актуальных проблем является переход на страховой медицинский полис единого образца на машиночитаемом носителе информации и единую систему нумерации полисов. Переход на полис ОМС единого образца - это длительный процесс, динамика которого во многом определяется объемами финансовой поддержки этой работы. Основные требования к страховому медицинскому свидетельству представляются следующие: информативность, эргономичность (небольшие размеры), машиночитаемость, низкая себестоимость и долговечность, защищенность от подделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизированное  рабочее место врача УЗИ

 

Автоматизированное рабочее  место врача УЗИ представляется собой программу, разработанную  компанией «Рентгенпром», используется при проведении обследований пациентов в кабинете ультразвуковой диагностики.

Работа врача ультразвуковой диагностики, особенно в амбулаторной сети с большим потоком пациентов, далеко не всегда оставляет время  для написания подробного и полного  протокола исследования. Поэтому  при составлении такого протокола, врач зачастую ограничивается лишь «подчеркиванием» и «вычеркиванием» на всякого  рода нестандартных бланках. К сожалению, это может привести к упрощенному  или даже к ошибочному заключению.

Предлагаемая программа  автоматизации включает полное описание всех ультразвуковых характеристик  исследуемых органов, их размеров, регионарных  лимфатических узлов и окружающих тканей по стандартной методике.

В функции программы входит:

- ведение базы данных пациентов;

- ведение базы данных исследований, каждое из которых состоит из протокола и нескольких сонограмм;

- составление формализованного протокола исследования;

- захват сонограмм с видеовыхода аппарата УЗИ;

- обработка изображения: масштабирование, инверсия, регулирование яркости и контраста, измерение длин и площадей произвольных фигур;

- вывод протокола исследования и/или сонограмм на принтер;

- архивация данных на магнитооптические либо DVD диски;

- составление статистических отчетов и, при необходимости, вывод на печать.      

В программе реализованы  следующие формализованные протоколы  описания снимков:

- беременность малого срока (первый триместр);

- акушерство (второй и третий триместры);

- гинекология;

- молочные железы;

- брюшная полость (почки, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа и селезенка);

- мошонка;

- урология (почки, мочевой пузырь и предстательная железа);

- щитовидная железа;

- эхокардиография. 

 

 

     Преимущества  данной программы:

максимальное сокращение времени создания подробного протокола  ультразвукового исследования, так  как формирование текста производится «мышью», исключая ввод повторяющейся  информации с клавиатуры;

подробная описательная часть  протокола по стандартной методике, включающая все ультразвуковые характеристики и основные размеры исследуемых  органов;

удобная и быстрая работа с базой данных пациентов и  архивом снимков;

оперативное составление  отчетной документации.      

Пример работы программы. 
 
После выбора пациента (рис. 1)

рис. 1

 

 

 

и протокола обследования заполняем бланк (рис. 2). Для переключения между страницами бланка и страницей  результата нажимаем на соответствующие  закладки.

рис. 2     

Протокол обследования пациента, подготовленный для печати, будет  выглядеть так: 
 

рис. 3

 

 

Программа предлагает возможность  посмотреть трехмерный цветной профиль  полученного изображения.

рис. 4

Минимальные требования, предъявляемые к конфигурации компьютера:

процессор Pentium III - 500;

ОЗУ 64 MB;

жесткий диск емкостью 6,4 GB;

дисковод МО или CD-R или DVD-R;

19''SVGA монитор; 

видеокарта, позволяющая  получить разрешение 1280x1024 и True Color, а также имеющая видеовход;

лазерный принтер с  разрешением 600 dpi (например термопринтер SONY-D895) ;

клавиатура и манипулятор ''мышь''

Рекомендуемые параметры  аппаратной части:

процессор Pentium IV – 2ГГц;

ОЗУ 256 MB;

жесткий диск емкостью 40 GB;

DVD-привод с возможностью  записи;

20'' SVGA монитор; 

видеокарта, позволяющая  получить разрешение 1600x1200 точек с  глубиной цвета 32-бита (True Color), имеющая видеовход;

лазерный принтер с  разрешением 600 dpi(например термопринтер SONY-D895) ;

клавиатура и манипулятор ''мышь''.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

АРМ врача - это инструмент для повседневной работы, так или  иначе связанной с историями  болезни. Две группы его функций - основные и неотъемлемые: одна - ведение, хранение, анализ и обобщение историй  болезни, другая - обеспечение информационных связей врача с остальными участниками  лечебно-диагностического процесса. Есть и группа вспомогательных функций, они помогают врачу ориентироваться  в богатой и разнообразной  информационной обстановке (справочные сведения, связь с разработчиком, страховочное копирование накопленных  данных, восстановление из страховочных копий и др.).

Итак, что же делает АРМ? Здесь  хранятся все истории болезни, которые  в настоящее время ведёт врач. Каждую можно извлечь и продолжить с ней работу. Можно завести  новую историю болезни или  завершить работу с пациентом  в связи с его убытием. Истории  болезни выбывших (из госпитального отделения или с врачебного участка) переносятся в архивный раздел, где они по-прежнему всегда доступны врачу.

В поликлинике АРМ - это  действительно инструмент только одного врача. В стационаре иначе: там в  одной базе данных находятся истории  болезни всех пациентов отделения, и все врачи отделения имеют  к ним доступ. Иными словами, как  в стационаре, так и в поликлинике  при автоматизации сохраняется  обычная схема организации работы с историями. Никакой нужды менять её нет.

Информация о больных  нужна не только самому врачу. Лист сделанных им назначения медсестра получает из АРМа, Запросы на анализы и консультации автоматически передаются лаборантам, рентгенологам и консультантам. Направления к ним, которые надо дать на руки больному, формируются автоматически - врачу или медсестре остаётся только скомандовать, чтобы вывести их на печать. Результаты исследований и заключения консультантов автоматически передаются прямо в историю болезни. Аналогичным образом врач обменивается информацией с кабинетом вакцинопрофилактики, флюорографической станцией, регистратором больничных листов. Часть бумаг при этом исключается вообще, те же, которые надо дать пациенту (выписки, направления, памятки), АРМ формирует из данных истории болезни.

Когда больной переводится  на другой участок или в другое отделение стационара, вся электронная  история следует за ним, но на прежнем  месте, в архиве, сохраняется её копия  по состоянию на день убытия. Вся  работа врача отражается в постоянно  накапливающемся массиве историй  болезни и всегда может быть подсчитана, проанализирована и оценена.

Информация о работе Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача