Автоматизация информационного обеспечения органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:02, реферат

Описание работы

Основным направлением использования компьютерной техники в расследовании и предотвращении преступлений являются:
Создание и ведение криминальных учетов;
Создание и ведение дактилоскопических учетов;
Составление субъективных портретов.

Файлы: 1 файл

Использование компьютерных технологий в деятельности милиции.docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

Введение

Эффективность борьбы с преступностью  определяется уровнем организации  оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с  получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного  обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее  время значительный объем информации. В состав системы входят около 6 тысяч  горрайорганов, 109 информационных центров  министерств и управлений, 60 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое  число предприятий и учреждений.

Расширился и круг потребителей, заинтересованных в получении информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею пользовались, в основном, оперативно - следственные работники МВД, службы безопасности, прокуратуры, то в настоящее время  ею пользуются сотрудники налоговой  и таможенной служб, финансовых и  коммерческих структур, представители  администраций республик, краев, областей.

Работы по автоматизации  информационного обеспечения органов  внутренних дел ведутся с начала 70-х годов. Вначале информационные центры оснащались ЭВМ типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались главным  образом для обработки статистических данных. Слабость технической базы и отсутствие развитых программных  средств не позволяли реализовать  концепцию единой базы данных как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер. Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования  данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры  и выбора технических средств. Такой  подход может сделать невозможным  в дальнейшем реализацию единого  информационного пространства. Очевидна необходимость единой, от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ[1] , стройной системы информационного обслуживания массового пользователя.

До сих пор компьютеризация  ОВД сводилась к поставке только персональных компьютеров и создания на их базе простейших автономных систем, дорогостоящих автоматизированных пишущих машинок и «записных  книжек». С помощью одних только персональных ЭВМ не решить проблем  информатизации, прежде всего необходимы крупные хранилища колоссальных картотек - интегрированные банки данных, вся информация, по всем категориям учета систематизируется, хранится и поддерживается в актуальном состоянии в одном месте, с обеспечением межрегионального обмена, а также прямого доступа к ней практических работников с мест в пределах своей компетенции. Эти функции обеспечивают мощные базовые ЭВМ и специализированные сетевые компьютерные средства.

К сожалению, из 200 ЭВМ серий  ЕС и СМ, еще эксплуатируемых в  настоящее время в информационных центрах МВД, УВД, более половины не годятся для создания ИВС по своим техническим параметрам, многие ЭВМ не имеют запасных частей и  сейчас наступает момент, когда их надо срочно заменять. Учитывая эти  обстоятельства, ЩИ подготовил план технического переоснащения информационных центров, рассчитывая на развитие контракта  с фирмой «Сименс-Никсдорф» и  получение суперсовременных ЭВМ  типа КМ-600 в качестве центральных  машин для ИВС[2] зонального и регионального  уровня.[3]

Высокая производительность и надежность этих вычисли тельных  комплексов позволяет включить их в качестве опорных в единую сеть МВД России с выходом на компьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных органов Российской Федерации, а также в страны СНГ.

В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно - розыскного и справочного  назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а  также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов.

Планируется объединение  на логическом уровне региональных банков данных нескольких МВД, УВД близлежащих  областей, находящихся в зоне экономического района. Такие зональные центры (в  пределах 10 на территорий Российской Федерации) будут обеспечивать требуемый уровень  интеграции информационных ресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного пространства подразделений ОВД.

Нормативной базой для  проведения крупномасштабных работ  по компьютеризации ОВД является «Концепция развития системы информационного  обеспечения ОВД в борьбе с  преступностью», утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г., на основе которой разработаны основные принципы создания ИВС, предложены типовые архитектурные  и программно-технические решения, разрабатываются комплексы прикладных программных средств.

В целом концепция и  техническое задание на создание ИВС ориентированы на несколько  уровней сбора, обработки и накопления информации. На уровне горрайлинорганов рабочими местами являются персональные компьютеры IВМ РС/386, объединенные, если это необходимо, в локальную вычислительную сеть.

На более высоком уровне основой системы являются такие  компьютеры, как IВМ-486, PENTIUM, МSХ-3ОО, МХ-500 фирмы «Сименс-Никсдорф» с большими объемами жестких дисков и оперативной  памяти и высокой скоростью обработки  данных; эти компьютеры работают под  управлением многопользовательской операционной системы «UNIX» и используют систему управления базами данных «ОRACLE».

Основным достоинством ОС[4] «UNIХ» является возможность системными средствами решать проблему одновременной работы многих пользователей с разграничением их доступа к системным ресурсам и данным, независимо от способа подключения этих пользователей.

Все это послужит основой  формирования региональных информационных сетей ОВД, объединяемых затем в  единую информационно-вычислительную сеть МВД Российской Федерации, которая  в техническом плане представляет собой совокупность связанных каналами и линиями связи информационно-вычислительных центров (районов, крупных городов, республик, краев и областей, экономических  зон России в целом) с подключенными  к ним терминалами в горрайлинорганах и службах МВД, УВД. [5]

Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для  проведения оперативно-следственных и  розыскных мероприятий, а также  для решения других служебных  задач. Только в автоматизированных базах данных, а также ручных картотеках ГНИ и ИЦ МВД, УВД сосредоточено  более 76 млн. объектов. В состав системы  входят около 3 тысяч горрайорганов, 89 информационных центров министерств  и управлений, 20 информационных подразделений  управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий  и учреждений. Развитие электронных  средств сбора, обработки и передачи информации обусловило активное внедрение  новых информационных технологий во все сферы деятельности общества и в том числе и в правоохранительную. Ещё 5-6 лет назад маломощные персональные компьютеры применялись в ОВД для выполнения, в основном, управленческих работ и лишь за редким исключением могли быть использованы в качестве автоматизированных рабочих мест по профилю оперативно-розыскной деятельности, а тем более в информационных сетях. Но уже сегодня в системе ОВД России эксплуатируется более 60 тысяч персональных компьютеров, из них около 45 тысяч в качестве АРМ оперативного работника или следователя, в дежурных частях и в качестве терминалов в локальных сетях.[6]

Глава 1.

Основным направлением использования  компьютерной техники в расследовании  и  предотвращении преступлений являются:

Создание и ведение  криминальных учетов;

Создание и ведение  дактилоскопических учетов;

Составление субъективных портретов.

1

Криминальные учеты предназначены  для оперативного информационного  обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения преступлений. Эти учеты в настоящее время  ведутся на межгосударственном, федеральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты, существующие в пределах определенного органа внутренних дел. Особую роль в раскрытии и расследовании преступлений играют централизованные и региональные учеты, ведущиеся в органах внутренних дел.

Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, розыскная и  криминалистическая информация именуется  криминальной. Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на три группы: учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов. 

Информационную базу системы  составляют оперативно-справочные, розыскные  и криминалистические учеты и  картотеки, сосредоточенные в ГИЦ  МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ и  локальные учеты горрайорганов. В целом их массивы оцениваются  примерно в 250-100 млн. учетных документов, Главный информационный центр - самый  крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе  МВД России. Это уникальные, многопрофильные  централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 75 млн. учетных документов. В пофамильной оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетных документов, дактилоскопической - 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на машинных носителях,  содержащей статистические  отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по 50 формам за период с 1981 по 1998 гг. Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников. Они являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВДТ в области обеспечения компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных, информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями аппарата МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России.

Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется  в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных.

Криминалистические учеты  предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия  и расследования, а также предупреждения особо опасных серийных межрегиональных  и региональных преступлений. Основой  этих учетов является сбор, накопление и анализ углубленных (по отношению  к розыскным и справочным учетам) криминалистически значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях. Централизованные криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся на межгосударственном, федеральном - в ГИЦ -  и региональном, республиканском, краевом и областном уровнях - в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

В ГИЦ накопление и обработка  криминалистически значимой информации осуществляется в ФБКИ [8] , представляющем собой единую информационную структуру, являющуюся одним из основных компонентов информационно-вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел. Параллельно с ними продолжается эксплуатация ныне функционирующих автоматизированных банков данных.

Централизованные криминалистические учеты ГИЦ обслуживают в первую очередь оперативно-розыскные и  следственные подразделения органов  внутренних дел, а также подразделения  других правоохранительных органов  и ведомств Российской Федерации. В ФБКИ ИЦ подлежат учету:

особо опасные преступники;

особо опасные нераскрытые  и раскрытые преступления с характерным  способом совершения;

особо ценные предметы антиквариата, культуры и государственного значения.

Централизованные розыскные  учеты на федеральном уровне ведутся  совместно с централизованными  криминалистическими учетами. В  дальнейшем они будут информационно  объединены в автоматизированном контуре  на основе ФБКИ в интегрированную  базу данных, в ГИЦ подлежат централизованному  розыскному учету:

пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, неизвестные больные  и дети;

лица, объявленные в розыск;

похищенное нарезное огнестрельное  оружие;

похищенный и угнанный автотранспорт;

похищенные предметы антиквариата и культурные ценности;

похищенные документы  общегосударственного обращения и  номерные вещи;

лица, представляющие оперативный  интерес, по признакам внешности  на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки лиц).

В централизованном учете  особо опасных (квалифицированных) преступников (рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных групп, авторитеты уголовной среды) накопление и обработка  информации осуществляется с помощью  подсистемы «Досье». В ФБКИ подсистема «Досье» информационно связана  с централизованной фототекой, в  которой хранятся фотографии лиц, поставленных на учет. Фототека информационно может  быть связана с централизованной видеотекой (видеозаписями лиц).

Объектами криминалистического  учета особо опасных (квалифицированных) преступников являются подозреваемые, обвиняемые или осужденные в Российской Федерации граждане, иностранцы и  лица без гражданства.

Постановка лиц на криминалистический учет осуществляется не по постатейному принципу, а исходя из важности информации для раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) серийных межрегиональных преступлений, а также для совершенствования тактики и методики их раскрытия и расследования.

Информация о работе Автоматизация информационного обеспечения органов внутренних дел