Философия как любовь к мудрости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:54, реферат

Описание работы

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и
“sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского
мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а
объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное
мышление. Как это пони-мать?

Файлы: 1 файл

1. Философия как «любовь к мудрости»в.pdf

— 62.33 Кб (Скачать файл)
Page 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«чгу»
Дополнительное задание по философии.
Семинар 2.
Философия, ее предмет место и роль в обществе.
Философия как «любовь к мудрости»
Выполнила:
г. Череповец, 2014

Page 2

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и
“sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского
мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а
объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное
мышление. Как это пони-мать?
Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не
чувствование, не верование, не волeние, не действование.
Во-вторых, философия не просто мышление, а со мышление, т.е. такое
мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление
людей сообща. Философия — коллективное мышление также как наука —
коллективное познание, искусство — коллективное чувствование, религия —
коллективное верование, мораль политика-право — коллективное волeние,
экономика — коллективное производство-распределение и т.д.
В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не
знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других
многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно
мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой
деятельности. Но это коллективное мышление — лишь подчиненный момент
научной-познавательной,
художественной
и
т.п.
деятельности.
Оно
философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано
непосредствен-но с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В
философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от
решения
познавательных-художественных-практических
задач.
Стихия
философии — это стихия чистой, самодостаточной мысли.
Философия — высшее проявление способности живого-человеческого к
отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше
действовать-поступать.
Самое элементарное поведение — безусловно рефлекторное, когда между
ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание
руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем
сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием,
познанием и практикой. Философы — такие представители рода человеческого,
которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку.
Если философы что-то и предлагают не-философам, то отнюдь не готовые
ответы рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея — всегда полу-
фабрикат...
Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о
философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую
роль философии по сравнению с частными наука-ми как общей
мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного
познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет
философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими

Page 3

представлениями и научными теориями. В действительности философия
является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но
не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного
познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления
людей.
Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать,
предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения
обладают только рекомендательной силой по от-ношению к другим отраслям
человеческой деятельности. Выражение “философия — наука наук” отражает
как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей
им свою волю, как себя вести.
Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает
взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности
только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного
мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к
материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному
опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности,
занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы
человеческой деятельности. Иными словами, философия — средоточие, центр
всех человеческих исканий и дерзаний.
В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно
при-вязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в
значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук.
Неотдифференцированность
философии
от
науки
приводит
ее
к
неоправданному оначиванию, своеобразному философскому сциентизму.
Наукообразный язык в философских книгах и статьях — весьма
распространенное явление. В результате от философских исследований-
размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной
такого подхода, т.е. стремления “онаучить” философию является ожидание от
нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на
поставленные жизнью вопросы. По-скольку это ожидание не оправдывается,
наступает разочарование философией.
Наука, как уже говори-лось, занимается познанием; философия же ничего не
познает. Она лишь осмысляет ход и результаты по-знания (и не только
познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке
— науково, а философии — философиево! Наука производит знания.
Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того.
Философские идеи — это идеи идей: научных, художественных, практических и
т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике,
искусству, а весьма опосредован-но.
Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться,
наконец, от внешних пут. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные,
ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии.

Page 4

Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки
некоторых философов и философских школ выразить основные философские
положения в форме законов. Раз в науке открывают законы, значит и в
философии можно это делать. Наиболее ярким примером изобретения
философских законов являются марксистские законы диалектики. Как мне
представляется, только наука может претендовать на открытие и исследование
законов предметной области. В философии же “закон” — лишь одна из
категорий, парная категории “явление”, и называть этим же термином
некоторые философские основоположения — это логическая ошибка. Либо мы
должны признать, что “за-кон” является высшей категорией диалектики, либо
при-знать, что слово “закон” в случае, когда речь идет о “законе диалектики”,
имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики.
Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина
“закон”, ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в
мышлении.
Одной из причин использования в марксистской философии понятия “закон”
применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное
или невольное проведение аналогии между философией и наукой.
Говоря о том, что философия ни-чего не познает, я имел в виду, что
“экологическая ниша” философии как особого типа культуры — не познание, а
мышление. Целью философствования является не постижение истины, а
мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле
этого слова). Только наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее
особенность, ее “хлеб”. Могут сказать: а как же быть с выражениями
“философское знание”, “философская наука” и т.п.? На это отвечу: слова
“знание” и “наука” применительно к философии употребляются в ином смысле,
нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли
человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют
выражения “богословское знание”, “богословская наука”. Но ведь никто не
считает “богословское знание” научным знанием, а “богословскую науку”
действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.
Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое
приобретается в процессе научного познания. Научное знание — результат
познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание —
результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного
философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то
получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма
философских знаний — это прежде всего знание основных философских
учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное
знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно,
соответственно отображает предмет, в нашем случае — учение, идеи, мысли
другого философа (других философов). Философски образованный человек —
это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные

Page 5

идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является
основой философской учености и профессионализма. Слова “ученость” и
“ученый” применительно к философу означают лишь то, человек основательно
учился философии. Почти то же можно сказать о словах “научность” и “наука”.
Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме
того, слово “наука” в сочетании с прилагательным “философская”
(философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в
относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль
философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику,
логику...
В последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм
иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия
философского сциентизма-рационализма . Раскрепощенные философы вдруг
заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...
Ни сциентизм, ни антисциентизм не де-лают философа философом. Мы,
философы, должны научиться говорить своим голосом — без наукообразности
и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой
риторики-аффектации, с другой.

Информация о работе Философия как любовь к мудрости