Жизнь и творчество архитектора И. В. Жолтовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 01:14, реферат

Описание работы

Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом пытались забыть все то, что он внушал. Его теоретические воззрения развивали, опровергали, в них видели открытие и говорили об их несамостоятельности. В то же время и противники Жолтовского, и его сторонники, архитекторы самых разных творческих ориентаций и пристрастий, единогласно признавали за Жолтовским высокий профессионализм и преданность делу. Всего сказанного достаточно, чтобы убедиться в неординарности фигуры мастера, которого не один десяток зодчих называют учителем.

Содержание работы

Введение
1. Архитектурные творения Жолтовского
2. Архитектурная школа Жолтовского
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Жолтовский.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Здание Московского  ипподрома, 1950-1955. В конце 40-х годов мастерская-школа Жолтовского, на фоне общего наступления на искусство, начатого со статей А. А. Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград», была обвинена в космополитизме. Из мастерской были изгнаны М. Барщ и Г.А. Захаров. Но в начале 1950 года, когда И. Жолтовскому была присуждена Сталинская премия за жилой дом на Ленинском проспекте (1949), гонения школы Жолтовского прекратились.

Кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице, 1957. В 1950-55 гг. мастерской Жолтовского была произведена реконструкция главного здания (Беговой беседки) Московского ипподрома, построенного в 1889-1894 годах по проекту архитекторов И.Т. Барютина и С.Ф. Кулагина.

В 1952-1953 мастерская-школа  Жолтовского участвовала в первом конкурсе крупнопанельных жилых  домов, для которого разработала  шесть проектов различной этажности  и конфигурации. Их характерная особенность состояла в сосредоточении всех нестандартных элементов в нижнем и верхнем ярусах зданий, а также в применённых здесь впервые открытых стыках панелей.

Реализованные архитектурные  работы:

1903 - Дом скакового общества.

 
 

 

1909-1913 - Особняк Г.А. Тарасова.

1926-1927 - Центральная тепловая  электростанция МОГЭС на Раушской набережной.

1927-1929 - Два боковых крыла  здания Госбанка на Неглинной улице.

1932-1934 - Дом на Моховой.

1945 - Дом на Калужской  улице (Ленинском проспекте).

1950-1955 - Здание и трибуны  Московского ипподрома.

1951 - Дом для работников  НКВД на Смоленской площади.

1954 - Школа № 1 им. А.  С. Макаренко в Орске, по  этому проекту были построены  ещё две школы в Харькове  и Москве.

1957 - кинотеатр «Слава»  на шоссе Энтузиастов (здание  сгорело в 2006 году). По этому же проекту, ставшему типовым, в Москве построено ещё два кинотеатра: «Буревестник» (Ул. Коровий вал) и «Победа» на Абельмановской улице.

1958 - Здание МГХПУ им. Строганова  на Волоколамском шоссе.

Проекты: памятник Н.Е. Ефимову  в СПб. (первая премия) (1895); памятник К.А.Тону в СПб. (1898); памятник Ганеману в Париже (1900); здание театра в Екатеринославле (3 премия) (1902); памятник Ивану Федорову в Москве (3 премия); здание Коммерческого института в Москве (1912).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Архитектурная школа Жолтовского

 

В начале ХХ века началась и  педагогически просветительная  деятельность Жолтовского. Речь идет в  данном случае не только о его преподавании в Строгановском училище, а скорее о душевной потребности Ивана  Владиславовича иметь учеников, не формально, а для того, чтобы сделать  достоянием многих то, что было им познано. Свидетельством тому служат слова, опубликованные в «Архитектурно-художественном еженедельнике» за 1914 год «Художник-архитектор И.В. Жолтовский много лет уже с  большой любовью делится своими обширными познаниями в этой области  с каждым интересующимся товарищем, и сейчас уже найдется немало таких, которые многим в своем художественном развитии обязаны ему». Его педагогическая деятельность продолжалась более 60 лет: сначала в качестве преподавателя  и профессора Строгановского художественно-промышленного  училища - ВХУТЕМАСа - МАрхИ, а потом как руководителя официальной школы-мастерской - единственный пример в отечественной практике архитектурного образования того времени.

Огромный авторитет Жолтовского, как одного из ведущих архитекторов страны, привлекал к нему не только студентов, но и подготовленных архитекторов, сотрудничавших с ним в работе над различными проектами. Так как число архитекторов, официально и фактически относящихся к его школе, слишком велико, чтобы одна выставка могла охватить весь спектр имён, сооружений и тенденций развития его учеников и сотрудников, то для экспонирования были привлечены работы только тех авторов, которые официально являлись учениками Жолтовского или работали вместе с ним, придерживаясь и тогда, и в дальнейшем его концепции классической архитектуры.

Ученики и сотрудники мастерской № 1 (1933-1945 годы) и школы-мастерской И.В. Жолтовского (1945-1959 годы): М.О. Барща, А.К. Бурова, А.В. Власова, В.Н. Воскресенского, Г.П. Гольца, Г.А. Захарова, Иохелеса, С.Н. Кожина, В.Д. Кокорина, М.Н. Круглова, М.В. Лисициана, Г.Г. Маляна, Г.В. Михайловской, М.Ф. Оленева, Л.Н. Павлова, М.П. Парусникова, П.П. Ревякина, М.И. Синявского, П.И. Скокана, И.Н. Соболева, Н.П. Сукояна, З.С. Чернышевой, Ю.Н. Шевердяева и др.

Благодаря Жолтовскому, его  последовательности и настойчивости  «в 1918-1922 годах через циклы бесед  Жолтовского в Училище живописи, ваяния и зодчества (затем в Свободных  художественных мастерских и во Вхутемасе) и в руководимых им мастерских Моссовета и Наркомпроса прошла большая группа талантливых зодчих - Н. Ладовский, К. Мельников, Н. Докучаев, С. Чернышев, И. и П. Голосовы, Э. Норверт, Н. Колли, В. Кокорин, В. Владимиров, Г. Гольц, С. Кожин, М. Парусников, В. Фидман и другие», - писал историк советской архитектуры Хан-Магомедов.

«Воспитывая архитекторов, - писали его ученики, - Жолтовский постоянно  внушает им мысль о том, что  архитектура - это не бумажное формотворчество, а искусство строить. Он требует  от своих учеников глубокого проникновения  во все детали строительного дела, рекомендует им изучать под руководством опытных мастеров кладку фундаментов, каменотесные, плотничьи, столярные, штукатурные и лепные работы».

В 1923 году Жолтовский уехал  в Италию, где построил на выставке в Милане советский павильон, а  когда спустя три года вернулся в  Москву, то обнаружил, что маятник  архитектурной жизни резко качнулся в сторону «левых» течений. За время его отсутствия организационно оформились и стали достаточно авторитетными  АСНОВА и ОСА. В первые ряды выдвинулись  зодчие, многие из которых еще вчера  были его учениками, а теперь, казалось, стремились опровергнуть любые истины, совсем еще недавно безоговорочно  принимавшиеся как аксиомы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Иван Владиславович Жолтовский - русский и советский архитектор, художник, просветитель, крупнейший представитель  ретроспективизма в архитектуре Москвы. Состоялся как мастер нео-ренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период, в советское время был одним из старейшин сталинской архитектуры. Начав работу в период зарождения стиля "модерн" в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х.

Он рассказывал, как почитаемый им профессор Гедике дал урок, запомнившийся ему на всю жизнь. Студент многократно приносил композицию здания, а Гедике только посмотрит - и неизменно заметит: "А почему вы не хотите сделать богато?" Студент уходил и продолжал насыщать стену различными рельефами, другими "богатствами". В конце концов профессор Гедике спросил изможденного студента: "А что богаче - много осей или реже оси?" Вот, оказывается, где надо было искать богатство! Сделать чаще оси окон. И вовсе не в декоре дело. Это были запомнившиеся Ивану Владиславовичу уроки. А далее он сам углублялся в построение системы композиции прекрасного.

Как войти в окружение? Подчиниться или подчинить? Как  строить пропорции сооружения? Чему учит история архитектуры? Жолтовский, постепенно постигая философию искусства, приходит к совершенно неожиданному, своеобразному пониманию классики и эклектики. Для него классика - вовсе не все построенное в  Греции и Риме - нет, он видит классику в самых разных исторических стилях, а также в народном творчестве. Статика, динамика, тектоника, природа, собственно строительное мастерство - эти вопросы волнуют его. Он постоянно  ищет, неутомимо изучает памятники. Жолтовский становится одним из самых  авторитетных знатоков архитектуры  Андреа Палладио, который оказал исключительное влияние на всю русскую архитектуру эпохи классицизма и ампира. В 1918 году Жолтовский делает перевод четырех книг об архитектуре Палладио. В своей практике он создает многочисленные интерпретации "в духе Палладио". Он становится признанным авторитетом, выдающимся палладианцем своего времени. Но его творческие поиски не ограничиваются палладианскими мотивами. Особо он занимается вопросами гармонизации в природе и искусстве, пропорциями. Изучая пропорции в произведениях архитектуры, он часто подчеркивает, что пропорции - могучее средство в руках архитектора в создании образа. В пропорциях золотого сечения (618:382) он находит производную, широко применявшуюся в архитектуре (и существующую в природе), функцию золотого сечения (528:472), которая вошла в теорию пропорции как "функция Жолтовского". Он первый обратил внимание на это отношение нижней и верхней частей дворца Дожей. И в то же время, настаивая на гармонизации художественного произведения путем подчинения целого и частей единой системе пропорций, сверки "алгеброй" интуиции, он никогда не сводил и не выводил вопросы образа только из этого.

Как бы ни развивались события  в художественной жизни, имя Жолтовского, его деятельность, его произведения всегда окружены ореолом несомненной  культуры, высокопрофессионального  мастерства, безукоризненного чувства  стиля.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Архитектор И.В.Жолтовский. Каталог-путеводитель по фондам Музея архитектуры. М., 1985.

2. Айрапетов Ш. А. О  принципах архитектурной композиции  И. В. Жолтовского. - УРСС, 2004.

3. Жолтовский И. В. Проекты  и постройки. - М.: Государственное  издательство литературы по строительству  и архитектуре, 1955.

4. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. / Ред. А. Габричевский, пер. И. Жолтовский. - М.: Архитектура-С, 2006. Репринт изд. 1937. ISBN 5-9647-0080-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество архитектора И. В. Жолтовского