Введение в специальность Дизайн среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Средовое проектирование заимствует методы других «субъектов» проектного сообщества, в т.ч. самого продвинутого из них, дизайна. Учебный курс по специальности «дизайн среды» учит сочетанию архитектурной, т.е. пространственной трактовке всех видов нашего материально-физического окружения – с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Это – специфический метод нового вида искусства, который, в конечном счете, формирует новое художественное содержание.

Содержание работы

Введение 3
1. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА 4
1.1. Понятие архитектурной среды 4
1.2. Цели проектного творчества 8
1.3. Типология средовых объектов и систем 10
1.4. Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов 12
1.5. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции 14
1.6. Варианты включения оборудования и предметного наполнения в пространственную ситуацию 15
1.7. Понятие о предпроектном анализе. 16
Проектирование «по прототипам» и «без аналогов» 16
1.8. Проектный анализ в дизайне среды. 18
Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения 18
1.9. Преобразования и исправления композиционной схемы 20
1.10. Проблемы индивидуализации проектного образа 22
1.11. Эмоциональная организация среды. 27
Стиль как синтез эмоционально-образных установок средового дизайна 27
1.12. Комплексное формирование объектов и систем разного ТИПА 28
2. ЖИЛАЯ СРЕДА 28
2.1. Жилая ячейка – пример средового объекта микроуровня 28
2.2. Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды. 32
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании 32
2.3. Проблемы композиции жилой среды 35
3. СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 36
3.1. Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур. Факторы формирования, особенности организации. Разнообразие типологий 36
3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса. 39
Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания 39
3.3. Особые формы общественной среды. 42
«Среда – событие». Театрализация жизни современного общества 42
4. СРЕДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ 44
4.1. Назначение и структура производственной среды 44
4.2. Специфика проектирования объектов производственной сферы. 46
Роль оборудования. Деление производств на «уникальные» и «унифицированные» 46

Файлы: 1 файл

Введение в специальность Дизайн среды.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

Сказанное не означает, что  в общественных зданиях вообще не следует обращать внимание на  приемы, формирующие «частные» черты средового облика, которые приближают интерьер к образам приватного назначения, т.е. пренебрегать специфически дизайнерскими средствами (фактурой, членениями, формой и конструкцией предметного наполнения). Просто в данном случае дизайнерское начало, усиленное внимание к преобразованию функции в эстетические идеи – как бы вуалируется архитектурными приоритетами, активно растворяется в них.

 

Отметим некоторые из приоритетов. Расчленение пространственно-планировочной структуры на две разнонаправленные по содержанию составные части – четко выделенные коммуникационные коридоры или вертикальные стволы, образующие «каркас» объема, и заполняющие «каркас» рабочие зоны, или поля пространства. Первые- «русла» и «шахты» - не просто способствуют эффективному перемещению людей или грузов (для чего их оборудуют лифтами, эскалаторами). Прежде всего, они регулируют ориентацию человека в средовом пространстве, т.е. выполняют специфически дизайнерскую задачу которая решается с помощью ряда технических приемов: размещение ориентира в конце пути или в точке перелома, смысловая «символическая» окраска стен, использование указателей и т.д. Вторые – рабочие поля и объемы – концентрируют в своих границах основные функциональные процессы (торговая зона, выставочный зал, спортплощадка и т.п.), и потому формально выступают как ведущие элементы (доминанты, акценты) общей конструкции, в которых сосредотачивается и содержательный и художественный смысл данной среды.

 

 

3.2. Двойственность назначения объектов общественного комплекса.

Единство основных и вспомогательных процессов  в структуре общественного здания

 

По-своему предопределяет цели проектирования другая особенность  среды общ. зданий, их структура (почти) всегда делится на две разных по настроению, оборудованию и по значительности зоны – предназначенную для посетителей (зрителей, покупателей, учеников в школе и т.д.), которая реализует основную функцию, и вспомогательную, призванную обслуживать первую (в театре – закулисные помещения: артистические, механизмы сцены, и разного рода гардеробы, кассы; в школе – учительские, раздевалки и пр.).

Общественная сфера  изначально двойственна по содержанию, т.к. двойственно ее смысловое назначение: общение (среди посетителей) и обслуживание (этих самых посетителей). Здесь всегда есть люди, «потребляющие» среду – (зрители, больные, покупатели…) и их «обслуга», просто работающие люди – воспитатели, продавцы, актеры, врачи и т.д.

Естественно, что в  первом случае больше внимания обращается на то, чтобы угодить главному заказчику (зрителю, покупателю и т.д.), тут требуется больше фантазии, художественного мастерства, а во втором – на первый план выходят проблемы рациональности, технологичности, и незаметности работы вспомогательных структур. Иначе говоря, «парадные зоны» как бы самой жизнью предназначены на роль доминанты в композиционной схеме общественного здания.

Хотя их физический объем  не делает предназначение обязательным. Ибо в большинстве средовых структур общественного назначения соотношение габаритов «потребляющих» и «обслуживающих» зон примерно одинаково, а иногда последние занимают даже больше места. Так, зона кухонь в ресторане, закулисная часть театра, «скрытая» часть банковского здания – в полтора-два раза превышают площади для посетителей, зрителей, вкладчиков. При формировании общественной среды недопустимо забывать о колоссальной роли вспомогательных зон и блоков.

Исторически сложилось  так, что деление средовых блоков общественных сооружений на основные и вспомогательные было отчетливо видно в их облике. Богато украшенные «дворцовые» по  духу залы театров, музеев, храмов, кабинеты министров, задуманные так, чтобы поразить зрителя – соседствовали с аскетичными, «холодными» и суровыми коридорами и помещениями канцелярий, музейных хранилищ, скрытых от глаз публики. И уж совсем утилитарно, только из соображений полезности и конструктивной целесообразности, складывалась среда технических и подсобных помещений – котельных, складов, служебных комнат. Но зато именно здесь достигала наибольшей выразительности та часть среды, которая практически пряталась от глаз публики в «парадных покоях» - различное технологическое оборудование. Плиты и трубы вентиляции на кухнях, многоярусные шкафы в книгохранилищах, поворотные круги, софиты – создавали ту неповторимую атмосферу дела, разумности, изобретательности, иными словами – дизайна, которая иной раз оказывается много выразительнее, чем украшения, роскошь и богатство отделки репрезентативных помещений.

Со временем мир менялся, становился деловитее, демократичнее и технологичнее. И сегодня уже и в парадных помещениях элементы технологического и инженерного оборудования «захватили» ведущие роли в композиции, взяли на себя декоративные, а то и основные художественные функции, - стали доминантой интерьера. Информационные системы, визуальные коммуникации, вентиляционные короба – «выпячиваются», делаются нарочито яркими, пластичными, выступают – наряду с подчеркнуто выразительными конструкциями покрытий, фурнитурой, мебелью – главными, а то и единственными художественными темами общественных интерьеров.

Но и в этой ситуации принципиальная возможность деления  оборудования и предметного наполнения на открытое, предназначенное для  «оформления» и оснащения помещений  главных, где требования к декоративно-художественному качеству повышены, и скрытое, где преобладают задачи прагматические, сохраняется. А значит, возможны разные установки на проектирование. В первом случае преобладают укрупненные требования к эргономике (главное – реализация «большого процесса»), свои сверхзадачи (торжественность и солидность банка, сдержанный оптимизм и доброжелательность больницы, свобода выбора и информация – в супермаркете и т.д.), подчинение дизайнерских компонентов архитектурному началу интерьера. Во втором – во главе угла стоят проблемы технологические, расчлененные на множество частных процессов (в ресторане – хранение посуды и другого инвентаря, приготовление пищи, которое в свою очередь разделено на хранение, разделку, собственно приготовление и сервировку и т.д.), где декоративно-компоновочные решения как бы напрямую вытекают из рациональности дизайнерской идеи обеспечения множества «местных» функциональных потребностей. А рассчитан дизайн оборудования (и среды в целом) на обслуживающий контингент здания, на комфортность и эффективность его работы.

Но, зачастую, «открытое» оборудование определяет архитектурно-пространственное решение среды в целом. Пример – уникальные средовые объекты, олицетворяющие разнообразие «парадных» зон общественных сооружений. К ним относятся практически все крупные общественные здания и комплексы, создающие лицо современной культуры. Это соборы и храмы регионального значения, крупнейшие театры, музеи (музей Гугенхейма), аэропорты, парковые ансамбли.

Их отличает от объектов массового хаоактера того же профиля (церкви, кинотеатры и пр.) индивидуальность способа реализации функции, из чего следует и самобытность архитектурно-дизайнерского решения, в т.ч. образных характеристик.

Диалектика вариантов  отражения эстетического начала в постройках общественного назначения хорошо видна на примере театральных зданий.

В традиционном театре подавляющая  часть сложного оборудования (софиты, подъемы, фурки, круг и т.д.) спрятаны от зрителя – на виду у последнего остаются занавес и софиты. И это  потому, что считалось, что театральная техника не должна отвлекать внимания от того, что происходит на подмостках.

Современный театр давно  трансформировал это положение, включив прямой показ оборудования в эстетику зрелища. В результате спектакли идут зачастую без занавеса, без декораций, без антрактов. И почти везде исповедуется принцип активного привлечения техногенных впечатлений к образу среды, что как бы наилучшим способом отвечает современной визуальной культуре.

Тенденции участия специального технологического оборудования в формировании общественной сферы можно сформулировать следующим образом: дизайн (технология, форма, эстетическое качество) современного оборудования «уникальной» среды концептуально определяется принципами организации ведущих функциональных процессов (образно-функциональной идеей) средовой деятельности; композиционная структура средового пространства выступает как формализация, закрепление дизайнерской концепции оснащения функциональных процессов; поэтому образные характеристики такой среды есть, прежде всего, следствие визуализации функционально-технологических принципов оборудования и организации средовых процессов, которая только дополняется другими средствами формирования облика среды (пластика, цвет, отделка поверхностей, расчлененность пространственных форм, привлечение средств других видов искусств и т.д.).

Другими словами, облик  тех видов среды, где основную роль в реализации функциональных  процессов играет оборудование и  предметное наполнение, сегодня решается преимущественно дизайнерскими  средствами, и только там, где процесс не требует специального оборудования – доминирует архитектурно-пространственное начало.

 

                 3.3. Особые формы общественной среды.

«Среда –  событие». Театрализация жизни современного общества

 

Для общественной среды характерно еще одно размежевание средовых форм. Речь идет о различении способов потребления средовых комплексов, которые условно можно назвать среда – состояние и среда – событие.

Первое понятие относится  к подавляющему большинству средовых комплексов и означает стабильное многократное использование пространств и интерьеров для заранее известных, предусмотренных задачами проектирования функционально-художественных целей,  предопределенных назначением (административное, школьное, торговое здание).

Среда-событие – явление эпизодическое, она возникает в границах пространственных ситуаций среды любого назначения при проведении разного рода временных мероприятий (фестивали, ярмарки, праздники, парады и т.д.) и обычно лишена специально предназначенной для нее капитальной материально-пространственной базы.

Проектирование среды  для «событий» сильно отличается от порядков формирования «обычных»  интерьеров. Здесь иначе ведется  предпроектный анализ ситуации: она  оценивается не только с позиций  соответствия пространственных и архитектурных условий будущему действу, но и по возможности безболезненного приспособления к задуманному мероприятию при обязательном и желательно «безотходном» возвращении к первоначальному состоянию. Само мероприятие рассматривается как многоступенчатое движение во времени задействованных в нем людей и оборудования, т.е. как своего рода сценарий, разбитый на отдельные фазы, «мизансцены», для каждой из которых намечается свой набор действующих лиц, микропроцессов и нужных для них аксессуаров. Другими словами, проектирование среды для праздников, фестивалей, презентаций, вклинивающихся в рутину жизни постоянных средовых ансамблей, во многом строится по аналогии с формированием театрального представления, требующего не только архитектурно-дизайнерского обеспечения (реквизит и декорации), но и специальной драматургии и режиссуры, того, что называется емким термином «сценография».

Влияние приемов и  методов театрального дизайна на средовое проектирование вообще –  дело не новое. Архитекторы и дизайнеры, оценивая функциональные задачи, особенно в крупных общественных комплексах, всегда стремились представить себе в деталях, в какой последовательности будут протекать здесь те или иные процессы. Да и среду для разного рода событий коронаций, празднеств, ярмарок – раньше всегда поручали «оформлять» ведущим зодчим своего времени.

В наше дни внедрение  «сценографической» технологии в средовой дизайн стало стойкой тенденцией – из-за тяготения современной  общественной жизни к театрализации  – яркости,  условности, гипертрофированной выразительности ее проявлений. Считается, что определенная инфантильность, непосредственность восприятия, раскрепощают человека, снимают усталость от обязательного в быту насильственного распределения ролей и линий поведения, переводят быт в сферу шутки, условного, легкого отношения к своим обязанностям, а значит – ослабляют гнет напряжений, которые накладывает на нас бремя цивилизации.

Тенденция театрализации  общ. среды тесно соседствует  с другой чертой нынешнего средоформирования  – «сращивание» в одном пространстве разнородных исходных функций, создание единых крупных образований, обслуживающих иногда противоречащие друг другу процессы.

Все чаще появляются нарочито обезличенные «универсальные» пространства. Специально задуманные и оснащенные, они соединяют свойства среды-состояния и среды-события, предусматривая технические возможности и специализированного «одноцелевого» длительного использования, и принципиальную смену ведущего средового процесса на определенное время, и неопределенно долгое совмещение независимых «параллельных» задач.

Эту общую позицию  дополняет ряд частных тенденций. Например, всеобщее – и заказчиков и проектировщиков – желание  активного включения в любые  интерьеры всех мыслимых форм ландшафтного дизайна.

Появление среди «хайтековских» конструкций «скал» из природного камня, водоемов, каскадов, водопадов, всякого рода «насаждений», от муляжей до натуральных посадок, ароматизированная вентиляция, - делают холлы банков, гостиниц своеобразными зимними садами, «второй  природой», столь нужной в современном городе.

Эта тема связана с  необходимостью разработки и применения совершенно новых форм инженерного  оборудования в общественных интерьерах. Среди такого рода устройств есть Средства прямой пространственной трансформации  архитектурной оболочки среды –

Раздвижные стены и  покрытия, изменяемые конструкции пола, которые преследуют не только цели прямого «общения» внутренней и  внешней среды общественного  комплекса, но и многовариантное  использование собственно внутренних пространств. Разумеется при этом трансформируются не только конструктивные элементы пространственной основы, но и комплексы инженерного и технологического оборудования.

Информация о работе Введение в специальность Дизайн среды