Творчество архитектора Константина Степановича Мельникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:48, реферат

Описание работы

Семья Мельниковых происходила из села Александрова – волостного центра в Сергачском уезде Нижегородской губернии. Отец будущего архитектора, Степан Илларионович Мельников, после солдатской службы устроился в Москве десятником на строительстве дороги, связывавшей город с Петровской сельскохозяйственной академией. Семья Мельниковых поселилась на территории академии, рядом со железнодорожной станцией "Соломенная сторожка". Здесь и родился 22 июля (3 августа) 1890 года Константин Мельников.

Содержание работы

Творческий путь архитектора Мельникова
Дом-мастерская в Кривоарбатском переулке
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СОВЕТСКАЯ АРХ.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Реферат

    Творчество архитектора Константина Степановича Мельникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила ст.гр.3АП301

                                                                                        Шигабеева Л.И. 

                                                                                        Проверила 

 

 

                                              Казань, 2015

                                              Содержание

Творческий путь архитектора Мельникова 

Дом-мастерская в Кривоарбатском переулке 

Заключение 

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Творческий путь архитектора Мельникова.

 

 

                                                          Творчество там, где можно сказать -

 

                                                                                                       ЭТО МОЕ.

 

                                                                                 Константин Мельников

 

                                                       Из рукописи "Архитектура моей жизни"

 

 

            Семья Мельниковых происходила из села Александрова – волостного центра в Сергачском уезде Нижегородской губернии. Отец будущего архитектора, Степан Илларионович Мельников, после солдатской службы устроился в Москве десятником на строительстве дороги, связывавшей город с Петровской сельскохозяйственной академией. Семья Мельниковых поселилась на территории академии, рядом со железнодорожной станцией "Соломенная сторожка". Здесь и родился 22 июля (3 августа) 1890 года Константин Мельников.

         А через некоторое время Мельниковы переехали в новую избу в деревне Лихоборы около Москвы.

         Образование Мельникова началось в четырехклассной школе прихода “Петропавловской домовой, что при Сельскохозяйственном институте, церкви”. В тринадцать лет его устроили “мальчиком” в контору строительной теплотехнической фирмы “В. Залесский и В. Чаплин” (один из совладельцев фирмы, Залесский – архитектор, другой – Чаплин – известный русский инженер-теплотехник). Чаплин сыграл в жизни Мельникова очень важную роль: стал его воспитателем, меценатом, и просто другом.

         Заметив любовь и способности Константина к рисованию, Чаплин помог ему поступить на общеобразовательное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Закончив общеобразовательный курс, Мельников продолжает обучение в “фигурном” классе живописного отделения, при этом обещая Чаплину, что получит и архитектурное образование.

         Учителями Мельникова по живописи были В. Н. Бакшеев, С. В. Малютин, С. Д. Милорадович, а позднее – А. Е. Архипов, Н. К. Касаткин, К. А. Коровин.

          В 1914 году Мельников окончил живописное отделение Училища.

           Еще будучи студентом, Мельников женился на Анне Гавриловне Яблоковой. В 1913 году у них родилась дочь Людмила, а в 1914 – сын Виктор. Семья Мельниковых поселилась на окраине старой Москвы, недалеко от Марьиной рощи.

           Обучаясь живописи, Мельников посещал теоретические занятия архитектурного отделения и получал по ним зачеты. В 1914 году он поступил в 4-й класс архитектурного отделения, нагнав некоторых однокашников по общеобразовательному отделению. Мельников попал в класс профессора Ф. О. Богдановича – знатока архитектурных стилей, автора сложной системы благоустройства вокруг огромного Храма Христа Спасителя в Москве. За первую свою работу – разрез “вестибюля в римском стиле” – он удостоился отзыва педагога: “есть штиль!”

           В годы обучения Мельников работал на постройках московских архитекторов, главным образом по заданиям проектной конторы “В. Залесский и В. Чаплин”. Вероятно, результатом уважительного отношения к студенту Мельникову, ему – в виде преддипломной практики – была поручена разработка фасадов строившегося тогда автомобильного завода АМО. Мельников с семьей получил казенную квартиру в ампирном особняке, вблизи постройки. Он работал под руководством выдающихся русских специалистов: гражданского инженера А. В. Кузнецова и инженера-конструктора А. Ф. Лолейта. Преддипломный проект – “Музей в классическом стиле”, - по мнению самого автора, стилистически был близок с его практической работой на фасадами АМО. В начале 1917 года были утверждены эскизы дипломного проекта: санаторий для раненых офицеров на берегу Крыма. Проект должен был выполняться в “александровском ампире”. Тема не нравилась дипломантам, казалась им малоинтересной и невыразительной.

             На заводе АМО застала Мельникова сначала Февральская, а потом и Октябрьская революция. В это время жизнь Училища живописи, ваяния и зодчества сильно меняется: был создан студенческий совет, начались первые попытки реформы образования, студенты добивались решения о признании даваемого Училищем образования высшим. Выполнять начатый дипломный проект на непонравившуюся тему (уже был произведен промежуточный зачет по эскизам) выпускники архитектурного факультета отказались и получили временные удостоверения об окончании образования. Но порывать с Училищем они не торопились. Студенческий Совет пригласил новых преподавателей на архитектурное отделение – И. В. Жолтовского и С. Т. Коненкова.

            Образование продолжалось еще какое-то время. Мельников начал посещать занятия скульптурой у Коненкова и продолжал работу в живописной мастерской.

            В мае 1918 года были выданы дипломы об окончании полного курса образования в 1917 году. Видимо, сразу после получения дипломов лучшие, на взгляд Жолтовского, выпускники вместе с молодыми, но более опытными архитекторами вошли в организованную тогда Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета – первую государственную архитектурную мастерскую советского времени.

           Ею руководили И. В. Жолтовский (“Главный мастер”) и А. В. Щусев (“Старший мастер”). Двенадцатью мастерами (“апостолами”, как шутили сами мастера) были Л. А. Веснин, братья И. А. и П. А. Голосовы, А. З. Гринберг, В. Д. Кокорин, Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, Э. И. Норверт, А. Л. Поляков, А. М. Рухлядев, И. И. Фидлер, С. Е. Чернышов; Н. В. Докучаев и Н. Я. Колли состояли “подмастерьями”.

           Первыми заданиями по реальным (хотя и неосуществленным) заказам стали для Мельникова проект поселка для служащих Алексеевской психиатрической больницы и обследование Бутырского района на предмет его перепланировки и реконструкции.

           Все работы, выполненные Мельниковым в мастерских, руководимых Жолтовским, сделаны в “классике”.

           Проект планировки Бутырского района был завершен Мельниковым в 1922 году в составе первого в советское время плана реконструкции Москвы, известного под названием “Новая Москва”. Кроме того, для этого плана Мельников совместно с А. Л. Поляковым и И. И. Фидлером выполнил проект планировки соседнего с Бутырским районом Ходынского поля.

          В молодые годы Мельников был членом коллегии Архитектурного отдела Наркомпроса, его представителем в Рабисе и т.д. Во время преобразования Свободных государственных художественных мастерских (бывш. Московское училище живописи, ваяния и зодчества) во Вхутемас, с лета 1920 года, Мельников становится его профессором. С этого времени отношения “мастеров” стали портиться. Некоторые из учеников Жолтовского, сами ставшие теперь педагогами, не только не приняли когда-то столь заманчивую для них его педагогическую систему, но противопоставили ей нечто совершенно новое. Первой откололась от руководимого Жолтовским Академического отделения довольно большая группа во главе с Н. А. Ладовским, которая оформилась во Вхутемасе как Объединенные мастерские (Обмас) со своей предметной комиссией, определявшей конкретные цели и методы обучения. Вскоре возник третий самостоятельный поток: мастерская И. А. Голосова и К. С. Мельникова, взявшая себе через некоторое время название “Новая академия”. На трех потоках учили разному и по-разному.

           К концу 1922 – началу 1923 года относятся два первых всероссийских открытых архитектурных конкурса – на проекты показательных домов для рабочих и Дворца Труда в Москве, в обоих из которых участвовал Мельников.

          Также в 1923 году проектировался и строился огромный комплекс Сельскохозяйственной выставки на берегу Москвы-реки. Ее главными авторами были И. В. Жолтовский, А. В. Щусев и приглашенный из Петрограда В. А. Щуко (которому был поручен состоявший из ряда павильонов Иностранный отдел). В проектировании участвовали многие архитекторы из преподававших во Вхутемасе: сотрудники Жолтовского по Академическому отделению помогали ему и на выставке; признание успехов руководителей “Новой академии” проявилось в том, что Илья Голосов и Мельников получили заказы на самостоятельное проектирование выставочных павильонов. Мельников должен был проектировать павильон махорочного синдиката.

        “Махорка” - первое сооружение, выстроенное по проекту Мельникова. Оно было деревянным, обшитым тесом, с односкатными кровлями. Павильон был сделан во всех деталях любовно. Но дело не в тщательности работы, а в том, что предполагавшаяся программой утилитарная постройка, почти сарай, стала одной из архитектурных достопримечательностей всей выставки благодаря своему необычному, выразительному и запоминающемуся облику.

          После “Махорки” каждый проект Мельникова стал вызывать пристальное внимание. Молодого автора стали приглашать к участию в заказных конкурсах (на проект здания “Ленинской правды” в Москве), он активно, хотя и не слишком часто, продолжал выступать в открытых конкурсах (на здание акционерного общества “Аркос”) и начал получать персональные заказы на реальное, только еще возрождавшееся в те годы строительство (комплекс Ново-Сухаревского рынка).

          В феврале 1924 года Мельникову было дано поручение выполнить в порядке заказного конкурса проект саркофага для сохранения тела В. И. Ленина.

         Срок конкурса, начавшегося 22 февраля, был всего недельным. Проект Мельникова, представлявший собой сложный пространственный стеклянный кристалл на массивном постаменте, оказался лучшим. Когда к 1 мая 1924 года мавзолей был сооружен, первоначальный проект саркофага был признан технически трудным, и Мельников в течение июня разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утвержден, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до Великой Отечественной войны.

           В то время как в проектировании у Мельникова были несомненные удачи, во Вхутемасе для него сложилась менее благоприятная обстановка: администрация, в целях организационного упрощения, три потока архитектурного факультета намечала слить в один или хотя бы в два. Самый маленький из трех потоков – “Новая академия” - был в конце 1923/24 учебного года присоединен к Академическому отделению. Несогласный с этим Мельников ушел с архитектурного факультета, а затем и из Вхутемаса. Осенью 1924 года ему предложили заведование кафедрой на металлообрабатывающем факультете, но эта работа Мельникова не состоялась.

           В ноябре 1924 года, сразу после установления дипломатических отношений между СССР и Францией, последовало приглашение Советскому Союзу принять участие в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности, открывшейся весной следующего года в Париже.

           Подготовка советского раздела выставки проводилась в предельно сжатые сроки. 18 ноября 1924 года Выставочный комитет Советского отдела заказал конкурсные проекты павильона СССР архитекторам Щуко, Фомину, братьям Весниным, Ладовскому, Докучаеву, Кринскому, Голосову, Мельникову, Гинзбургу и группе выпускников Вхутемаса.

          Срок проектирования был около месяца. 28 декабря жюри рассмотрело проекты и постановило: “поручить архитектору К. С. Мельникову выполнение павильона на Парижской выставке по представленному проекту, признав его лучшим”.

          В середине января 1925 года Мельников выехал в Париж – строить Советский павильон, который был впоследствии отмечен как одно из художественных достижений выставки в Париже. Там же он выполняет заказ парижских властей – проект многоэтажного гаража на тысячу такси.

         Вернувшись в Москву в конце 1925 года, Мельников становиться научным сотрудником Государственной Академии художественных наук, получает заказ в одном из текущих конкурсов, проектирует здания гаражей на Бахметьевской, Ново-Рязанской улицах и около Ново-Сухаревского рынка.

         Осенью 1926 года Мельников сооружает небольшой павильон СССР на международной ярмарке в Салониках. Тогда же он начинает преподавать в Техникуме кинематографии (позднее - ВГИК), руководит там декорационной мастерской.

           Год 1927 – один из самых продуктивных в творчестве Мельникова. Помимо уже строившихся объектов он делает несколько проектов клубов и проект жилого дома для собственной семьи. В том же году Мельников возвращается на преподавательскую работу в только что реформированный из Вхутемаса Вхутеин, становится главным архитектором Центрального парка культуры и отдыха в Москве, работает консультантом ряда строительных организаций.

          В следующие два года он снова проектирует клубы. В Москве и Подмосковье в 1927-1931 годах сооружается шесть клубных зданий по проектам Мельникова: клуб фарфоровой фабрики в Дулеве, клубы имени Русакова, “Каучук”, имени Фрунзе, “Буревестник”, “Свобода”.

         Клуб имени Русакова на улице Стромынке в Сокольниках, безусловно, наиболее оригинальный по объемно-пространственной композиции рабочий клуб в советской архитектуре в целом. Здание имеет три консольно вынесенных глухих выступа, в которых расположены задние ряды балконов зрительного зала. Сам же зал устроен так, что эти три балкона могут отделяться от партера откидными ширмами-стенками и образовывать самостоятельные аудитории.

Информация о работе Творчество архитектора Константина Степановича Мельникова