Русская архитектура 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:06, доклад

Описание работы

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

Файлы: 1 файл

Русская архитектура 19 века.docx

— 17.58 Кб (Скачать файл)

Русская архитектура 19 века

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.

Сорок лет строился, начиная  с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое  в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор  должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с  православной церковью.

По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца, Генерального штаба..Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. Петергоф

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец.

 

Постепенно в условиях распада феодально-крепостнической  формации и становления капиталистических  отношений на смену классицизму  пришла эклектика. Это свободный  выбор и произвольное сочетание  приемов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями. При внешней пестроте эклектика  в целом обладала определенным единством  основных принципов и художественного  языка. Она и была архитектурным  методом и стилем эпохи капитализма  в России. Ранний этап эклектики (1830-1860) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко. Основоположником официального течения "русского стиля" современники провозглашали К. А. Тона. Все большее внимание архитекторы уделяли функционально-планировочной организации зданий. Строились неизвестные прежде виды сооружений - железнодорожные вокзалы, "пассажи", крупные производственные корпуса. Самым распространенным типом зданий являлись многоквартирные доходные дома. Прокладывались новые улицы, расширялись и урегулировались старые, устраивались сады, скверы и бульвары. Возводилось много торговых, банковских, учебных, зрелищных и больничных зданий и комплексов.

 

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя  в память избавления России от наполеоновского  нашествия. Он соединил классицизм с «русским стилем

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.

 

В 1852 году в культурной жизни  России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища  императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Набережные и мосты  Санкт-Петербурга

 

Садово-парковое искусство. История отечественного садово-паркового искусства начинается в эпоху правления Петра I. Сады и парки начинают рассматриваться как предмет искусства. В конце XIX века начинают возникать дворянские усадьбы (Абрамцево в Подмосковье, Талашкино под Смоленском, Ясная Поляна в Тульской области, Спасо-Лутовиново в Орловской, Михайловское, Тригорское.), устроители которых стремятся возродить «русский стиль», забытое народное искусство. Здесь возводятся целые комплексы оригинальных построек в духе древнерусского зодчества, сад украшается резными изображениями сказочных богатырей, фантастических птиц, расписными оградами, воротами, мостиками, скамьями и т.п. Эти усадьбы становятся центрами культурной жизни России. Россия 19-го века был веком усадеб

Это уникальный литературный и художественный центр Подмосковья. Усадьба XVIII века, в 1843 году была куплена  писателем С.Т.Аксаковым. Абрамцево  -архитектурные памятники в "русском стиле" конца XIX века, экспозиции музея посвящены жизни и творчеству жителей и гостей Абрамцева, среди которых писатели: Аксаков, Гоголь, Тургенев; художники: Репин, Суриков, Серов, Врубель, Коровин, Васнецов; здесь бывали Щепкин, Шаляпин и др.

Летний сад - старейший  сад Санкт-Петербурга, летняя резиденция Петра I.

Он был разбит в регулярном стиле. Деревья и кусты были подстрижены  в виде геометрических фигур - шаров, кубов, пирамид. Из зелени создают затейливые беседки, галереи, лабиринты. Кроме  того, сад украшают статуями. Это  самая ранняя в России коллекция  итальянской скульптуры конца 18 - начала 19 веков. Единственное здание петровских времен, сохранившееся в Летнем саду,- Летний дворец Петра I. В 1826 году на территории Летнего сада был построен Кофейный домик по проекту архитектора  К.И. Росси. В 1827 году был построен Чайный домик по проекту архитектора  Л. Шарлеманя. Круглый год в павильонах проходят выставки современного искусства - живописи, графики, фотографии. В 1838 году у южного входа была установлена  огромная порфировая ваза. Это Эльфдальская ваза - подарок шведского короля Николаю I. В 1855 году на одной из площадок Летнего сада установили памятник Ивану Андреевичу Крылову, который был выполнен скульптором П.К. Клодтом. Гранитный пьедестал памятника украшен горельефами на сюжеты известных басен И.А. Крылова.

Ораниенбаум: дворец и парк Дворцово - парковый ансамбль на южном берегу Финского залива, напротив города - крепости Кронштадт. (архитекторы Д.Фонтана и И.Шедель), памятник архитектуры 18-19 вв. Знамениты пейзажные парки середины 19 в.

Павловск: дворец и парк - выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 - начала 19 в., летняя резиденция русского императора Павла I и его семьи. Это один из самых крупных в Европе пейзажных парков - площадью 600га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на берегах реки Славянки - архитекторы Ч. Камерон, Д Кваренги, А.Воронихин, К Росси.

Дворцово-парковый ансамбль Царское село - загородная резиденция российских императоров - блестящий  памятник мировой архитектуры и  садово-паркового искусства 18-19вв.Три его парка занимают 600 гектаров, где более 100 архитектурных сооружений - от величественных дворцов и монументальных памятников до камерных павильонов и парковой скульптуры. Композиционный центр царскосельского ансамбля - Екатерининский дворец.. В собрании музея - заповедника около 20 тыс экспонатов русского и западноевропейского искусства. Рядом с дворцом расположен Царскосельский лицей, элитарное учебное заведение начала XIX в. для выходцев из знатных дворянских семей, где воспитывался великий русский поэт А.С. Пушкин, в настоящее время - филиал Музея А.С. Пушкина.


Информация о работе Русская архитектура 19 века