Романская архитектура: Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 23:48, реферат

Описание работы

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

Содержание работы

Введение
История
Достижения в архитектуре, предшествовавшие появлению Романского стиля
Каролингское возрождение
Оттоновское искусство
Оценка общего фона. Комплексы, ансамбли, архитекторы
Объекты, города, комплексы, строительные материалы, приемы, конструкции
Строительные приемы, тектоника.
Здания и архитектурные комплексы.
Архитектура романского стиля в странах Европы
Франция
Нормандия
Англия
Испания
Италия
Принципы объемно-пространственной композиции
Детали декора
Интерьер
Характерные черты
Цветовая гамма
Материалы
Мебель
Основные представители романской архитектуры.
Заключение
Приложения
Список литературы
Список иллюстраций

Файлы: 1 файл

Романский стиль.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Неф церкви состоит из двух ярусов: над аркадами расположены галереи, а сверху – цилиндрический свод, как в церквях на паломнических дорогах. Разумеется, масштабы здесь другие, и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен. В Сен Нектер, самой древней из этой группы церквей, полное отсутствие вертикального членения стен можно было бы объяснить использованием круглых столбов. Однако в Нотр-Дам в Клермон-Ферране – квадратные столбы с тремя полукруглыми полупилонами, но ни один из них не обращен в центральный неф. Полупилоны встроены только во вторую пару столбов с западной стороны и заканчиваются на уровне галереи. То же повторяется в Сент Остремуан и в Сен Поль: в обеих церквях в центре нефа стоит пара столбов с полупилонами, но ни в одной нет поперечной арки под цилиндрическим сводом. Создается впечатление, что в центральном нефе вертикальное членение умышленно не использовалось, хотя оно присутствует в боковых. Возможно, зодчие пытались создать особый пространственный эффект и поэтому обратились к двум различным традициям, вольно адаптировав их для собственных архитектурных целей.

Принципы строительства монастырских церквей в Оверни очень своеобразны и лучше видны во внешнем убранстве, чем в организации интерьера. Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышами деамбулатория с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу, из которой вырастает башня. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси.

Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми - в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры приобретает вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики (церковь Тринита в Кане, 1070 г.)

Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Строительство нефа началось после 1070 года. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор. Полупилоны, которые прежде поднимались почти до плоских перекрытий нефа, также чередуются, но в настоящее время они доходят только до границы свода.

Архитектурное членение стены в области галереи и клирестория сделало невозможным возведение цилиндрического свода, но, с другой стороны, привнесло своеобразные черты в интерьер храма. Конечно, стена еще не обладала легкостью последующей готической архитектуры, но членение клирестория явилось большим шагом в этом направлении. Центральный неф и окончание алтаря теперь были хорошо освещены, просторны, а арки, число которых в верхней части собора возросло, лежали на изящных колонках, подсвечиваясь сзади потоками света.

Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (ХI в.) и церковь Годерхардта (ХII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (ХI-ХII вв.), Майнце (ХI-ХIII вв.), Вормсе (ХI-ХIII вв.) и др.

Собор в Вормсе - базилика, перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.

Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т.п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т.п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в.).

В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков. Разнообразие их было обусловлено многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире.

Весьма редкие города со своей нарождавшейся городской культурой располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где сельская крестьянская культура была основной.

Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. В средневековом рыцарском замке формируется новый тип культуры, светский по своему характеру.

Жизнь в седле, постоянные набеги и сражения наложили свой отпечаток и на архитектуру рыцарского средневекового замка-крепости, сооружавшегося в хорошо защищенных местах, чаще всего на возвышенности качестве основы замка феодалы использовали оставшиеся от римского времени сторожевые башни и небольшие римские лагерные стоянки.

Поэтому основной постройкой в замке - жилищем сеньора - являлся донжон (башня посреди двора).

Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных.

Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на втором этаже (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница.

Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Это были целые дворцы. Такой дворец состоял в основном из большого прямоугольного зала с большими сдвоенными арочными окнами, который располагался на втором этаже. На первом - кухни и хозяйственные помещения, на третьем - небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом - моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.

Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон - дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором - парадные комнаты, на третьем - жилые комнаты владельцев замка, на четвертом - жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше-сторожевая площадка.

Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.

Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь - средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония).

 

Архитектура романского стиля в странах Европы

Романский период европейского Средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие, и культура каждого их них была лишь вариацией на общеевропейскую тему.

Франция. Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и арабов. История Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой мелких, враждовавших между собой провинций. В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере, располагались в центральных и южных регионах. Бургундия на востоке, Аквитания на юго-западе, Овернь в центре, Пуату на западе, и Прованс на юго-востоке, через них проходили важные паломнические пути с их особой архитектурой.

Самой большой силой во Франции, без сомнения, была церковь, в частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали огромное влияние на религиозную жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира.

Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Так, например, историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу; в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. Для того чтобы паломники в таких церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на востоке хора располагалась чтимая гробница святого, могли посещать ее, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. К ней были пристроены дополнительные капеллы с алтарями в форме маленьких полукруглых апсид. Такая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала широко распространенной в иконографии французского романского стиля и готики.

Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году. Вестверк, нартекс и восточная апсида здесь, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже, окружены венцом капелл. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики или профилированных карнизов, Сен-Флибер демонстрирует строгую простоту раннего французского романского стиля.

С другой стороны, различные части здания по-разному и по-новому покрыты каменными сводами. Это напоминает о том, что Бургундия, страдая в первой половине 10 века от вторжения мадьяр, которые сжигали и грабили города и здания, познакомила Европу с пожароустойчивыми сводчатыми конструкциями.

Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе. Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитанским, с привилегией не подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви или светской власти. В ходе последующих трех столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно около 820 года Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь управлялся самостоятельно, и осуществлял непосредственный контроль над 1450 клюнийскими монастырями.

Информация о работе Романская архитектура: Италии