Реконструкция квартала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель реконструкции жилого фонда заключается в его переустройстве для улучшения планировочного решения, повышения степени благоустройства инженерного оборудования зданий, создания квартир для посемейного заселения, отвечающих современным социологическим и демографическим требованиям.
При реконструкции жилой застройки всесторонне учитываются социальные и градостроительные ее задачи, а также экономическая и техническая эффективность ее осуществления.

Файлы: 1 файл

Квартал.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Дом Гардениных

 

Бывший дом Фабриканта Гарденина, ныне стоящий на пер. Фабричный 12, представляет собой образец типичного русского провинциального купеческого дома XVIII столетия. Последний раз реставрировался в конце 1940-х. В 2007 г. выселился последний жилец.

 

Об этом роде, оставившем значительный след в Воронежской, да и в Российской истории, можно написать не один том интересного повествования… Фабричный переулок, Левая Суконовка, Правая Суконовка, Тихвино-Онуфриевский храм – эти уголки Воронежа с любопытной топонимикой объединяет фамилия Гардениных. 
 
Корни 
Как и откуда происходил первый из Гардениных, мне неведомо. Известно лишь, что объявился он в Воронеже вместе с царем Петром Алексеевичем, и тот назначил его главным по воронежской адмиралтейской недвижимости. То есть в его ведении находились и постройки на острове, и дома знати, и строения в «Немецкой слободке». Что и говорить, трудная работенка. Это нынче лампочку заменить или крыльцо подремонтировать – комендант или зам. начальника по хозяйственной части какого-либо важного учреждения целый обученный штат имеет, а тогда и пригляд, и ремонт – больше в одни руки. Нет, мастеровой люд под рукой, да только весь по корабельному делу расписан. И оторвать его на другие дела было непросто. И доски – на счет, и гвозди – поштучно. 
Приходилось именем государя прикрываться и Апраксину с Колычевым челом бить. Но надо отметить — служба справлялась, и Гарденин в почете был, и деньгами поднялся. А как сыновья Потап с Петром на ноги стали, то сметку отцовскую уразумели, что и почем сами решать стали. То ли по папашкиному наущению, а может, и самостоятельно, но сговорились воронежские богатые люди, а к ним и относил себя уже Потап Никитич – взять в аренду казенную суконную фабрику в городе Таврове. Очень много сукна нужно было армии на мундиры, вот и смекнули посадские люди, что, как говорят ныне, «инвестировав» свои капиталы в расширение фабрики, доход можно иметь немалый. Провернули дело с помощью отцовых связей и с 1725 года взялись утрясать все по закону. Так вошли в дело тридцатисемилетний Потап Гарденин, Фаддей Антонович Веневитинов, сын главного по лесам, да еще Иван Титов и Максим Тулинов, да братья Сахаровы — все мужики хваткие. Но только лишь Максим Тулинов и Потап Гарденин весьма внимательно отнеслись к фабричным делам. Три года фабрика давала неплохой доход. Кто-то из арендаторов охладел от производственных забот, а Максим Тулинов и Потап Гарденин стали мечтать о собственных суконных мануфактурах. Разлад в товарищах пошел. И бросили они Тавровскую казенную фабрику, поделили накопленные капиталы и основали каждый в Воронеже собственное дело. 
  
 
 
Суконное дело президента 
В первой четверти XVIII века Потап Никитич Гарденин, выпросив у властей разрешение развивать производство и поселиться за городской чертой на ровном участке нагорья выше Чернавского лога, становится крупным суконным фабрикантом. Кроме того, его каменный дом, построенный в лучших традициях городской архитектуры того времени (пер. Фабричный, 12), на сегодня является старейшим кирпичным сооружением, уцелевшим в Воронеже с той поры. Один из добротных жилых домов соорудил себе сын купца Андрей Потапович Гарденин (пер. Фабричный, 10). Не отставали от главного застройщика и другие потомки Потапа Гарденина... 
В апреле 1735 года П.Н. Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму: «Желаю я, нижепоименованный, по намеренному своему обещанию, в граде Воронеже, в Беломестной слободе, построить вновь святую каменного здания церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом, в котором желаю быть во имя преподобных отец наших Онуфрия Великого и Петра Афонского, из своего собственного единого кошта для того, что я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии, от которого в доме моем во всяких случившихся потребах бывает немалая нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно». 
Об этом храме написано очень подробно во многих книгах. И стоит остановиться лишь на одном интересном факте. Именно с Потапа Гарденина в воронежской иконографии появился чтимый образ святителя Митрофана Воронежского. Местный художник Иван Шевцов в 1830 году получил заказ сделать копию с древней иконы, хранившейся в доме Гардениных: списать с нее лик старца Митрофана, сподвижника царя Петра. Но лик так плохо просматривался на трухлявом дереве, что художник засомневался в выполнении заказа. Дошло до владыки Антония. Он сказал художнику-любителю: «Не сомневайся: ты увидишь святителя наяву или во сне». И тому во сне явился образ Митрофана. И он написал его и показал владыке. Антоний радостно сказал художнику, чтобы тот не сомневался, что именно Митрофана он запечатлел на своей новой иконе… 
В 1746 году основателя суконной династии и президента воронежского губернского магистрата не стало. Но его выгодное дело подхватили сыновья. Две мануфактуры — суконные фабрики – приносят Гардениным доход, какой и не снился многим воронежским богачам. В 1785 году на суконных фабриках города трудились до 2000 рабочих. Прибыльное дело заставляло открывать в цехах все новые и новые станы. Строились новые дома для рабочих-суконщиков. Жемня (прессовальная), сукноворсовальня, красильни, хозяйственные постройки и склады определяли облик Левой и Правой Суконовки и самого Фабричного переулка. В городе в конце ХVIII века работало уже до ста ткацких станов. И основная часть их находилась в подчинении Гардениных. Одна из фабрик находилась в здании так называемого «Ноева ковчега» (улица 20-летия ВЛКСМ , 37), другая – в здании «Арсенала», нынешнего отдела истории Великой Отечественной войны областного краеведческого музея (улица Степана Разина, 43). 
В 1810-е годы рухнула суконная империя Гардениных. Случилось это при Якове Гарденине (около 1770-1819 гг.). Он закрывает мануфактуру и в 1820 году продает здания воронежскому Приказу общественного призрения. С чем это связано – пожалуй, толком и не установить. 
Но не только сукном пробавлялись Гарденины. Прожект купцов 
Первая попытка организации в России в 1772 году прообраза хлебной биржи под называнием «Прожект воронежского купечества» был направлен в высшие инстанции для получения разрешения. Это был объемный, хорошо подготовленный документ на организацию «Воронежской торговой компании» и адресовался лично Екатерине II. 
Проект подписали видные купцы-промышленники Андрей и Иван Гарденины, Петр Сахаров, Семен Савостьянов, Макар Борисов и другие купцы. Они хотели полностью взять в свои руки хлебную торговлю и беспошлинный вывоз хлеба за границу. Компания собиралась вести торговлю как с Крымским ханством, так и с другими государствами, для чего на деньги организаторов предусматривалось строительство торгового флота в Таганроге. Построенные таким образом суда предполагалось использовать в качестве торгового флота в составе учреждаемой «Воронежской торговой компании». Несмотря на активное сопротивление правительства, выступавшего в интересах дворянства, в октябре 1772 года утверждение воронежского «прожекта» царица подписала, но работа компании не была начата по каким-то загадочным причинам. Возможно, до воронежцев не было доведено решение Екатерины. Выяснилось, что в документах архива имеется ссылка на развитие в Таганроге «дурной болезни», вроде бы сдерживающее осуществление уникального «прожекта» воронежцев, да и опустошительный пожар в Воронеже в 1773 году вряд ли способствовал вложению больших денег в столь солидное предприятие. Известный воронежский ученый В.П. Загоровский считает совершенно надуманной причину подобного отказа царским правительством развитию этого проекта, явно опасавшимся появления воронежских купцов на международном рынке и в южных морях. 
 
 
Помещики, дворяне и сегодняшний день Гардениных 
Не исчез вместе с потерей суконного дела род Гардениных. Избавившись от хлопот с производством, некоторые потомки продолжали использовать старые связи и торговали чужим сукном. И тоже имели успех. Одна из ветвей воронежского рода была пожалована дворянством. И даже «ударилась» в литературу и книготорговое дело. 
В Воронеже в середине ХIХ века были открыты два книжных магазина с кабинетами для чтения Ивана Никитина и Никифора Гарденина. В гарденинском еще была небольшая картинная галерея и музыкальный салон. В то время издавались литературные альманахи «Воронежская беседа» и «Воронежская литературная беседа». Решил не отставать и Никанор Гарденин — одновременно с «Воронежской беседой» в 1861 году им был выпущен «Воронежский литературный сборник». Редактором его стал Петр Малыхин, а вот издателем сам Никанор Васильевич Гарденин. Помещики Гарденины разных ветвей владели имениями и крестьянами в слободе Юрасовка Острогожского уезда, селом Рыкань Воронежского уезда и слободой Марьевка Бирючанского уезда. Гарденинская сельскохозяйственная экономия имелась и на территории Задонского уезда. 
На границе Липецкого и Задонского уездов на речке Белый Колодезь располагалось село Боринские заводы (Муравлянка) с населением до 1500 жителей. Название свое село получило оттого, что здесь при Петре I были железоделательные заводы. При селе находилось имение Сергея Николаевича и Николая Николаевича Гардениных площадью более 2700 десятин со свекловичными посевами, конским заводом, образцовым скотоводством, фруктовым садом, лесным хозяйством и лесоразведением, свеклосахарным заводом, построенным в 1864 году на месте бывшего железоделательного производства. На реке имелась водяная мельница. Велась разработка торфа машинным способом для отопления сахарного завода. В 1915 году Гарденины продают завод акционерному обществу Короткова и Цветкова. Гарденинский род в те годы расселился от города Усмани до уездного Боброва… 
Многое исчезло с тех давних пор, когда последние из рода Гардениных еще окружались почетом. Но сохранились и еще стоят дома, домовой храм Гардениных, которые помогут увидеть лица тех гарденинских предков, кому так много обязан Воронеж сегодняшний.

 

 

Фабричный переулок

 

ФАБРИЧНЫЙ переулок проходит от улицы Большой Чернавской до улицы 20-летия ВЛКСМ (Поднабережной), известен как заповедный уголок Центрального района. Он - из числа улиц и переулков, основанных суконными фабрикантами (смотри улица Цюрупы).

Считается, что человеку трудно покинуть свой дом, переселиться на необжитое место. Но, в купеческом понимании, на новом месте удается начать и новое дело, увеличив свои владения, построив новые здания. В конце XVII века, в детстве, Потап Никитич Гарденин жил в хорошем месте - на берегу реки, недалеко от Успенской церкви, в богатой посадской семье. В следующем веке ему пришлось переселиться на окраину, но он только выиграл от этого. В 1729 году купец открыл собственную суконную мануфактуру. Став владельцем красивого холма над Чернавским логом, он устроил там усадьбу с жилым домом и фабричными зданиями. Благодаря ему же возник и местный церковный приход. В 1735-1746 годах купец построил на свои средства Тихвино-Онуфриевский храм. Богатство П.Н. Гарденина помогло ему занять видное положение в обществе, он стал президентом губернского магистрата в 1744 году. Но в 1746 году купец скончался, не достигнув и 60-летнего возраста, немного не дожив до освящения храма.

Из краеведческой литературы широко известен бывший дом Гардениных - давняя гордость воронежцев, замечательный памятник архитектуры под современным номером № 12. Еще с дореволюционной поры его считали самым старым каменным жилым домом, сохранившимся в Воронеже. Но так ли это на самом деле? Оказывается, нет. Если привлечь ранее неизвестные архивные материалы, а также планы города XVIII века, которыми давнишние краеведы не пользовались, то обнаружится одна из усадебных тайн: оказывается, Гарденины имели не один, а два дома.

В 1735 году была составлена первая опись церковного прихода, в начале XX века опубликованная священникомВасилием Петровичем Горьковским. И там впервые упоминается жилой дом П.Н. Гарденина. Где же он стоял?

Как явствует из плана города, начерченного около 1750 года, усадьба принадлежала тогда сыну П.Н. Гарденина - Андрею Потаповичу. Дома № 12 на плане еще нет. Он появляется на более поздних планах, строится в два этапа начиная с середины XVIII века, приобретает нынешний вид с П-образной планировкой в период между 1768 и 1773 годами.

Однако на первом плане показан теперешний кирпичный дом № 10, что стоит между домом № 12 и церковью. Это - интереснейший памятник гражданской архитектуры, который, к большому сожалению, до сих пор мало изучен и лишен должного внимания горожан. А ведь именно он является самым ранним домом в усадьбе и самым старым - в современном городе. Правда, сначала дом выглядел не так, как теперь, - не был сильно вытянут в длину перпендикулярно переулку. Он представлял собой небольшое по протяженности кирпичное Г-образное строение. В Чернавский лог, в сторону нынешней улицы Замкина спускался от дома пышный фруктовый сад, а по другую сторону от особняка, до Большой Чернавской улицы, было развернуто фабричное производство в деревянных постройках. Изнурительный труд рабочих-суконщиков, прикрепленных к фабрике, позволял вырабатывать необходимое для армии грубое сукно. Промытую шерсть расчесывали скреблами и щетками, затем ее относили прядильщикам, а пряжа поступала на ткацкие станы.

В первой половине XVIII столетия возник и переулок. Первоначально это был внутриусадебный проезд. Впоследствии он стал городским, а владения П.Н. Гарденина (они не ограничивались одним переулком) поделили наследники. Вплоть до первых десятилетий XIX века здешние усадебные участки числились за представителями знатной фамилии.

Последним, кто содержал суконное производство в переулке, был «городовой секретарь» Яков Иванович Гарденин. В 1810-х годах его мануфактура закрылась. Опустело главное фабричное здание - в то время кирпичное, Г-образное, стоявшее в глубине квартала между переулком и Большой Чернавской.

В конце 10-х - начале 20-х годов XIX века несколько гарденинских зданий перешло к Приказу общественного призрения. В особняке № 12 он поместил больницу, в соседнем флигеле - «воспитательный дом», в здании фабрики - «инвалидный дом». В 1860-х годах преемником Приказа стало губернское земство. Домом № 12 оно владело вплоть до революции, в 1903 году перевело туда земскую мужскую богадельню.

А теперешний дом № 10 после Гардениных попадает в другие частные руки. В период первой половины XIX века здание видоизменяется, расширяется, приобретает вид длинной двухэтажной казармы, оформленной в стиле классицизма. В начале века им владеет семья дворянина Т.С. Бородина, а с 1837 года - купец И.М. Нижегородцев, который сдает перестроенное здание под воинский постой. В 1858 году поступивший в казну дом приспосабливается под помещение арестантской полуроты, и отсюда ведется популярное название здания: «Полуротка». А в конце XIX - начале XX века здесь размещается арестантское исправительное отделение гражданского ведомства.

К этому времени уже были хорошо обжиты, плотно застроены и менее удобные участки переулка - напротив церкви, в районе спуска. В числе доныне сохранившихся - дом второй половины XIX века № 5. Из его владельцев известны священник М.Ф. Аскоченский и подрядчик-каменщик Д.Р. Зеленев, построивший в конце XIX - начале XX века несколько крупных зданий в городе (депо Курской станции, новый корпус Синицынских казарм, здание левобережной водокачки в позднем варианте и др.). По соседству два дома усадьбы № 3 принадлежали Р.М. Карцеву - купцу, общественному деятелю начала XX века, председателю местного отдела Союза Русского народа. Он пожертвовал усадьбу Тихвино-Онуфриевскому приходу, и в ней в 1908 году открылась церковная богадельня.

В Гражданскую войну пришла в запустение бывшая «Полуротка», внутренние перегородки растащили на дрова бедствовавшие горожане. В 1927 году здание было переустроено внутри под муниципальное жилье. Таковым остается и по сей день старейший дом Воронежа. Но в последние годы над ним нависла смертельная опасность: он признан аварийным, жильцы подлежат выселению. По этому случаю памятник даже пытались снять с государственной охраны!

Квартирантами занят и не менее ценный, уникальный дом № 12, сохранивший чудесные элементы барокко. Однако он тоже ветшает год от года и не получает нужного ремонта. А каменное здание бывшей фабрики Я.И. Гарденина и вовсе не уцелело, хотя в начале XX века оно еще сохранялось на усадебном участке мещанина В.И. Снопова.

Драматичная, но со счастливым исходом судьба выпала в XX веке храму. Его реставрировали с 1980-х годов, а в 1990 году возвратили епархии. В 1996 году торжественно подняли крест на восстановленную колокольню, от которой еще несколько лет назад оставался только первый ярус.

В конце XVIII - первой трети XX века, до 1928 года, переулок назывался Онуфриевским (Ануфриевским, Анофриевским) по церкви. Его переименовали в память о назидательной «суконной» истории.

 

 

 
Тихвино-Онуфриевская церковь  
 

Путникам, въезжающим в город с Чернавского моста по улице Степана Разина (прежде Поповорыночная), виден слева позолоченный купол маленькой церковки, стоящей на обрыве невысокого холма. Это Тихвино-Онуфриевская церковь. Во второй половине XVIII века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. Об истории ее сооружения - позже, а пока несколько слов о двойном названии, которым обязана она главному храму и приделу.

Основной престол церкви посвящался Тихвинской иконе Пресвятой Владычицы Богородицы, празднование дня обретения которой проходило 12 (25) июня. Икона Богородицы первоначально находилась в Константинополе. В 1383 году, носимая ангелами, она явилась на Руси. Остановилась икона при реке Тихвинке в Новгородской епархии; на месте ее чудесного явления в 1556 году был основан одноименный монастырь, где и сохранялась икона. В память ее чудотворных свойств нарекались храмы по всей Руси. Придельный алтарь обязан своим именем преподобным и богоносным отцам Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Это старцы-пустынники, изображавшиеся на иконах непременно с большими бородами, один из них жил в IV, другой - в VIII веках.

А теперь можно перейти к истории строительства храма. В первой четверти XVIII века сюда, за городскую черту, переселился Потап Никитич Гарденин (1689-1746), ставший крупным фабрикантом - производителем сукна. Вскоре поблизости сложился целый комплекс жилых и производственных построек, обязанных своим существованием ему и его наследникам. Это жилой каменный дом (переулок Фабричный, 12) и две суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием «Ноева ковчега» (улица 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая - «Арсенала» (улица Степана Разина, 43).

В апреле 1735 года П.Н. Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму: «Желаю я, нижепоименованный, по намеренному своему обещанию, в граде Воронеже в Беломестной слободе, построить вновь святую каменного здания церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом, в котором желаю быть во имя преподобных Отец наших Онуфрия Великого и Петра Афонского из своего собственного единого кошта для того, что я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии, от которого в доме моем во всяких случившихся потребах бывает немалая нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно».

Вскоре неподалеку от жилого дома фабриканта церковь была заложена. Под ее двор выделили участок 80 на 80 сажен (170 на 170 метров). Строительство велось неспешно, только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Пять лет спустя была завершена и молитвована вся церковь, со временем получившая название Тихвино-Онуфриевской. В 1758 году деревянный придел во втором ярусе сгорел, при пожаре повредились даже каменные стены трапезной. Через четыре года Гарденины-младшие восстановили домашнюю церковь, теперь были устроены два каменных придела в самой трапезной на первом этаже. К существующему добавился еще придел в честь трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В конце XVIII столетия возросшее число прихожан потребовало расширения богослужебного здания, и в 1795 году перестройка церкви завершилась. Последний раз в дореволюционное время она подверглась реконструкции в 1873 году. Придельные алтари тогда были вынесены из трапезной и поставлены в один ряд с главным алтарем. Храм приобрел свой окончательный вид.

Из достопримечательностей автор исторического описания Тихвино-Онуфриевской церкви протоиерей Василий Горьковский (1908) отмечал в ней прекрасную икону святых Онуфрия и Петра, написанную в 1819 году местным художником Иваном Шевцовым, и «очень древнюю» икону Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе, унизанной жемчугом. Весу в оной вместе с киотом - 1 пуд 11,5 фунтов (почти 21 кг). Имелось в церкви и святое Евангелие 1759 года тиснения с серебряным окладом, переплетенное в две доски. Общий вес фолианта, подаренного богомольцем Петром Кондратьевым, составлял 1 пуд и 23,25 фунта (более 24 кг).

На церковной земле в начале прошлого века находились каменная сторожка, сарай для топлива, открытая в 1894 году приходская школа, в которой состояли две учительницы - грамоты (Зинаида Ключанская) и рукоделия (Надежда Егорова). На содержание причта (два священника и два псаломщика) шли банковские проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей. Приход был невелик: в 1805 году - 149 дворов, в 1908 году - 160 дворов на окрестных улицах Поднабережной, Манежной, Чернавской, Левой и Правой Суконовках, где проживали 926 человек, а век спустя - 1088 человек. Когда-то здесь обитали работные люди с гарденинской суконной мануфактуры: для них, собственно, и строилась церковь. К началу XX века об этом напоминали лишь названия улиц. Одна из фабрик была занята под военную казарму, вторая превратилась в жилой дом, а гарденинский особняк давно уже отошел городскому обществу.

Прихожанином Тихвино-Онуфриевской церкви, как видно из позднейших дневниковых записей, был Георгий Петрович Федотов (1886-1951), известный впоследствии религиозный мыслитель и историк. Семья Федотовых жила вВоронеже с 1890 по 1904 год, отец философа, статский советник П.И. Федотов (ум. 1898) был правителем канцелярии губернатора.

Информация о работе Реконструкция квартала