Понятие о красоте и вкусе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Человеческое понимание красоты рождено прежде всего трудовой деятельностью, которая первоначально проявлялась в процессе овладения силами природы.
Понимание красоты также старо, как и труд. Оно с незапамятных времен выражалось в стремлении к подлинному совершенству изделий. Человек стремится сделать орудия труда удобными, целесообразными, хорошо управляемыми и приносящими пользу. Именно орудия труда, по всей вероятности, были первыми предметами, которые человек стал совершенствовать.

Файлы: 1 файл

архитектура.docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

Форма одного размера, расположенная  на малом поле в окружении малых  фигур, кажется больше, той же формы  на крупном поле среди крупных  фигур. Вертикальные членения кажутся  большими, равных им по величине горизонтальных. Как правило, масштаб наружной архитектуры здания, крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено. Обычно, чем меньше расчленен объект, тем он кажется крупнее .

Характерными случаями нарушения  масштабности являются:

1. Композиционный прием,  свойственный большому зданию  и примененный к малому сооружению (и наоборот).

2. Несоответствие размеров  отдельных частей или деталей  сооружения общему масштабному  строю.

3. Несоответствие масштаба  здания окружающей среде.

 

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие формы - такое ее состояние при котором все элементы сбалансированы между собой. Но это не означает простого равенства их величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и таким образом связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т.д.

Композиционное равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах. Симметрию  нередко трактуют как синоним  равновесия. Но это неверно, т.к. она  еще не гарантирует композиционной уравновешенности.

В результате диспропорций частей и целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Однако несомненно, что композиционное равновесие симметричной формы достигается значительно более простыми методами, нежели формы асимметричной, так как наличие оси симметрии уже создает предпосылки композиционного равновесия .

 

 

ПОНЯТИЕ ПРОПОРЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

Пропорции в архитектуре  служат средством упорядочения и  установления закономерных взаимосвязей между всеми частями сооружения. Пропорция - это соотношение между архитектурным сооружением в целом, и его частями, - между отдельными частями и их элементами. Пропорция (от лат. слова «proportio») - означает соразмерность. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных моментов, определяющих художественную ценность сооружения.

Существует мною теорий пропорций, но для практической работы они могут  иметь лишь подобное значение.

Модульная система пропорций  известна со времен античности и лежит  в основе архитектурных ордеров, где за модуль принят радиус нижнего  основания колонны. Можно отметить геометрическую пропорциональную систему (которая также называется иррациональной) и метод "подобия пропорций", разработанный немецким архитектором А.Тиршем в конце XIX в.

Наибольшее распространение  получил метод пропорций, называемый "золотым сечением" (приближенные числовые значения этой теории 5:3). Метод  этот известен со времен Леонардо да Винчи. Но наиболее полно значение "золотого сечения" было отмечено в конце XIX в.

При выведении пропорциональности этим методом исходят из того, что  деление целого на 2 части пропорционально  тогда, когда меньшая так относится к большей, как большая - к целому.

Из последних работ, посвященных  проблеме пропорций, представляет интерес  система "модулор" архитектора Ле Корбюзье.

В ней сделана попытка  увязать размеры, выраженные в метрах с размерами человеческой фигуры. Взяв за основу рост человека высотой 183 см и высоту человека с поднятой рукой - 226 см, Ле Корбюзье создал шкалу измерений из двух рядов, расчленив эти размеры в отношениях "золотого сечения" ("красная" и "синяя" шкала).

Принцип этой системы измерений  таков, что каждый последующий член "синей" шкалы может быть получен  уд­воением предыдущего члена "красной" шкалы".

Достоинством этой системы  является то, что все числовые величины согласуются с основными параметрами  челове­ка. Недостатком "модулора" является дробность величин, которая очень усложняет вычисление. На базе "модулора" Ле Корбюзье построил несколько архитектурных сооружений .

 

 

 

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Ни одна форма не существует вне мира цвета, а цвет вне мира форм.

Цвет может выделить или  нейтрализовать отдельные элементы, объединить их в единое целое или, наоборот расчленить. Цветом можно  создать дополнительные ритмы, внести декоративный акцент, что облегчает  ориентацию в пространстве.

В зависимости от использования  того или иного цвета одна и  та же форма может восприниматься по-разному. Светлые тона подчеркивают малую весомость, а темные тона утяжеляют  массу.

Цвета классифицируются по их психологическому воздействию на человека. Они могут вызывать как положительные  эмоции, так и отрицательные. Выбор  колорита обычно связан с ориентацией  застройки или внутренних помещений.

Ориентированные на север  помещения окрашивают в теплые тона: абрикосовый, кремовый, золотистый и  т.д. Это отчасти компенсирует недостаток солнечных лучей в помещении и делает его микроклимат более теплым.

Желательно окрашивать в  теплые тона также и те помещения, в которые не проникает естественный свет.

Холодные тона - голубой, зеленый, серый - бывают целесообразны при необходимости создания успокаивающего микроклимата, они уменьшают возбуждение, - поэтому их применяют при окраске детских спален в детсаде, яслях, в классных комнатах и др. Специальная инструкция по применению цвета в промышленном интерьере вводит применение цвета в закон для основных видов производства. Так, общими для всех производств являются опознавательные окраски коммуникаций и предупредительные цвета опасных зон и предметов.

В производственных помещениях применяют красно-черную, желто-черную и оранжево-черную окраску. Зоны безопасности выделяются зеленым цветом. Цветом можно достичь различного психологического эффекта. Так, введение красного цвета  в интерьер создает впечатление  торжественности. Контрастные сочетания  цветов действуют возбуждающе, нюансные отношения – успокаивают.

 

 ФАКТУРА И ТЕКСТУРА МАТЕРИАЛА

 

Большое значение в восприятии архитектурных форм имеет характер поверхности т.е.фактура.

Фактура – это строение поверхности природного материала или приданное ему в процессе обработки (рустовка).

Текстура материала – это свойство, раскрывающее ее внутреннее строение (различные породы дерева, камня, мра­мора и т.д.). Качество текс-туры усиливается природным цветом материала.

Наряду с использованием естественных материалов, в архитектуре  широко используются различного рода красители и искусственные материалы, цвет и окраска которых не относится  к материалу. Цветовая гамма красителей является мощным средством усиления художественной выразительности архитектуры.

 

 

ПОНЯТИЕ О ТЕКТОНИКЕ И ОПС

 

Подобно любой научной  дисциплине теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие  и существенные связи и отношения  рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника  и объёмно-пространственная структура (ОПС).

Тектоникой в архитектуре называют художественное выражение работы конструкций и материала. Тектоника таким образом влияет на художественный образ здания, выделяя структурные особенности и работу конструктивных элементов. Тектоника – есть зримое отражение работы конструкции и материала в архитектурной форме.

 

В зависимости от применяемых  типов строительных конструкций, различают:

1. Тектонику стеновых конструкций 

2. Стоечно-балочных и каркасных  систем

3. Пространственных конструкций,  в том числе сводов и куполов.

Эстетически осмысленная  взаимосвязь объемного предмета с его внутренним и внешним  пространством называется - объемно-пространственной структурой.

 

 

 

ТЕКТОНИКА СТОЕЧНО-БАЛОЧНЫХ СИСТЕМ

 

Стоечно-балочная конструктивная система - одна из самых древних. Как  говорит само название, она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок.

С древнейших времен при строительстве  зданий в этой конструкции использовались в качестве стройматериалов дерево, кирпич, камень, делающие эту конструкцию  устойчивой. Позднее стали применять  металл. С конца XIX века стали применять  ж/б стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла античная греческая  архитектура, которая получила свое законченное художественное выражение. Здесь выработалась та система архитектурных  форм, которая получила название ордера (ордер - от латин. слова «ordo» - порядок).

 

18. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

 

Каменная стоечно-балочная конструкция, сформировавшаяся в Древней  Греции и Древнем Риме, и получившая свое законченное художественно-образное выражение, называется архитектурным  ордером. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное  балочное перекрытие, опирающееся на колонну. Большой вклад в теорию архитектурного ордера внесли древние  зодчие: Витрувий (1 век н.э.), а также Палладио и Виньола (XVI в.).

 

В архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности  архитектурного ордера:

1) дорический;

2) ионический;

3) коринфский.

- Позднее в римской  архитектуре были дополнительно  разработаны - тосканский и вариант  коринфского ордера, на­званный сложным или композитным. И всего архитектурных ордеров стало пять: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный или композитный .

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ОРДЕРА

Ордер состоит из трех основных частей. Основным элементом ордера являются колонны, которые поддерживают антаблемент.

Основание, на которое опирается  колонна называется пьедесталом.

- Ордера бывают полные  и неполные.

Полным называется - ордер, содержащий колонну, антаблемент и пьедестал.

Неполным ордером называется ордер, имеющий только антаблемент и колонну (пьедестал отсутствует) .

Антаблемент - это верхняя часть архитектурного ордера и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Архитрав - является основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.

- Фриз - это среднее членение  антаблемента, представляющее собой  широкий пояс.

- Карниз - верхняя часть  антаблемента. Карниз имеет следующие  основные части:

1) поддерживающую часть; 2) свешивающуюся часть (слезниковый камень); 3) венчающую часть .

Колонна - имеет 3 основные части: ствол (фуст), капитель и базу.

Ствол (фуст) представляет собой  круглый столб, утоняющийся кверху. Утонение идет по слабой выпуклой кривой. Почти во всех ордерах (кроме тосканского); ствол колонны обрабатывается вертикальными  углуб­лениями, называемыми каннелюрами; капитель образует переход от вертикального столба к поддерживающей ею горизонтальной балке.

Верхняя часть капители называется абака. Абака представляет собой квадратную плиту которая воспринимает тяжесть балки и антаблемента. Под абакой расположен круглый в плане эхин.

База – это нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

Пьедестал – подставка под колонной; состоит из трех частей: стул пьедестала, карниз и цоколь .

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ (ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛЕЙ)

Детали части ордера называются обломами. Обломы бывают криволинейные  или прямолинейные. Иногда они украшаются рельефным орнаментом. К прямолинейным относятся: полка, полочка, плинт. Криволинейные обломы делятся на простые п сложные.

Простые обломы (описанные  из одного центра) - это: вал, валик, четвертый  вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная). К сложным (имеющие две кривизны, иногда направленные в разные стороны) относятся: прямой и обратный гусек, прямой и обратный каблучок, скоция .

 

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

 

Существуют три вида композиции –

1. Фронтальная (или плоскостная) 

2. Объемная

3. Глубинно-пространственная.

 

Фронтальная композиция - это  решение, при котором воспринимается не объем, а плоскость сооружения. Примером может служить улица, на которой стоят примерно однотипные дома, а квартал завершается кинотеатром, универмагом или др. общественным зданием. Если весь строй сооружений, его длина по отношению к ширине застройки намного больше то это  носит характер плоскостного восприятия. Фронтальная композиция рассчитана на обозрение с небольшого количества точек .

Объемная композиция - это  когда в основе решения лежит  всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае, воспринимается, как  бы, в условиях трехмерного пространства и требует трактовки фасадов, как элементов объемной формы. Примером могут служить храмы, стоящие  посреди площади и обозревающиеся со многих точек. Характер обработки фасадов в этом случае одинаковый и только наличие акцентов на одном из них может выделить главный, на котором расположен вход в здание .

Глубинно-пространственная композиция включает объемные формы, взаимосвязанные  с пространством по определенному  принципу и образующие единый архитектурный  комплекс. Композиции бывают замкнутыми и открытыми.

Замкнутые композиции создают  архитектурно изолированное со всех сторон пространство, т.е. в основе его  лежит пространство со всех сторон ограниченное зданиями.

Открытые композиции характеризуются  не замкнутостью фронта застройки.При открытых композициях площадь может быть застроена только с трех сторон. Открытые композиции могут иметь фронт застройки только с двух сторон. В этом случае композиция носит характер застройки улицы .

 

 

 

 

 

 

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

 

Все, что составляло городскую  среду эпохи рацвета античности, европейского и восточного средневековья, объединялось общим характером средстов и приемов формообразования. Такая устойчивая общность художественных признаков называется стилем.

Система признаков, определяющая стиль, находится в сложной, неявной, но неизбежной зависимости от материальной и духовной деятельности людей. В  композиции существуют две важные особенности  – это единство стиля и образность формы.

Информация о работе Понятие о красоте и вкусе