Образ городов средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Но что же такое образ города ? Обзор литературы по выбранной проблематике показывает, что образ города является актуальной темой исследования. Развитие русских городов имеет особый интерес для мировой истории, ибо на их примере можно наблюдать возникновение крупных центров ремесла и торговли там, где в античное время никогда не было городов. Это позволяет изучать развитие средневековой городской жизни без ссылок на влияние более ранней римской или подобной ей культуры. История древнерусских городов имеет аналогию в истории польских и чешских городов. Историк русских городов не может поверить тому, что, например, в Польше расцвет городов «начался в XI в. и был связан с немецкой колонизацией», как об этом мы читаем в недавно переведённой на русский язык книге видного польского историка Я. Рутковского 1).

Содержание работы

Введение

Глава 1. Происхождение русских городов.
Причины возникновения городов
Возникновение городских предместий, или посадов

Глава 2. Внешний вид городов.
2.1. Построение средневекового города.
2.2.Улицы городов.

Глава 3. Хозяйство и быт средневековых городов
3.1. Транспорт.
3.2. Население городов.
3.3. Хозяйственные занятия населения .

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

мхк РЕФЕРАТ (Восстановлен).docx

— 101.44 Кб (Скачать файл)

 

§3.ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

В понятие средневекового города на Руси, как и в других странах, входило  прежде всего представление об огороженном  укреплённом месте. В этом и было первоначальное отличие между городом  и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном и торговом центре. Поэтому при оценке хозяйственного значения древнерусского города не следует забывать о том, что ремесло на Руси IX-XIII вв. находилось ещё на начальной стадии отделения от сельского хозяйства. 

Характер  производственных занятий восточных  славян и населения Киевской Руси — проблема, волновавшая многие поколения русских историков. Еще  в дореволюционной историографии  она порождала споры. Широкую  известность и признание приобрели  построения В. О. Ключевского, который  обнаружил одно парадоксальное явление  в экономике средневековой Руси. Он писал: «История нашего общества изменилась существенно, если бы в продолжение  восьми-девяти столетий народное хозяйство  не было историческим противоречием  природе страны. В XI в. масса русского населения сосредоточивалась в  черноземном среднем Поднепровье, а к половине XV в. передвинулась  в область верхнего Поволжья. Казалось бы, в первом краю основанием народного  хозяйства должно было стать земледелие, а во втором должны были получить преобладание внешняя торговля, лесные и другие промыслы. Но внешние обстоятельства сложились так, что пока Русь сидела на днепровском черноземе, она преимущественно  торговала продуктами лесных и других промыслов и принялась усиленно пахать, когда пересела на верхневолжский суглинок».

Надо  сказать, что не все ученые разделяли  точку зрения В. О. Ключевского. Среди  них встречались и те, кто главную  отрасль хозяйства Киевской Руси видел в земледелии, а не в охоте  и бортничестве. К этим ученым относился  М. С. Грушевский, в трудах которого собраны многочисленные факты, подтверждающие главенство земледелия в экономической  жизни древнерусского общества. В  советскую историографию данный вопрос вошел в традиционной постановке, выработанной уже в дореволюционное  время. Иными словами, перед советскими историками возникла проблема, над которой упорно бились старые исследователи: место земледелия, скотоводства, охоты и промыслов в экономике восточного славянства и Древней Руси.

Знакомясь с культурой вятичей, колонизовавших в X столетии район среднего течения  Оки, А. Л. Монгайт находит у них  пашенное земледелие — основу хозяйства. И позднее, в XI—XIII вв., пашенное земледелие в Рязанской земле «играло  важную роль в экономике». Сохраняло  известное значение здесь и подсечное  земледелие. А. Л. Монгайт считает  возможным говорить о наличии  в Рязанской земле паровой  зерновой системы в форме трехполья. «Пашенное земледелие, трехпольная  система при довольно плодородных  — в целом — землях, — пишет  ученый, — давали возможность русскому населению Рязанской земли не только в изобилии получать хлеб для  собственного прокормления, но и для  вывоза в Новгородскую землю».Кроме  полеводства, важным сельскохозяйственным занятием рязанцев являлось скотоводство. Судя по находкам костей животных на рязанских  городищах, в стаде преобладал крупный  рогатый скот, за которым шла свинья, а затем — лошадь. Сады, вишневые и яблоневые, вероятно, были заурядным  явлением пейзажа Рязанской земли. Огородничество там также процветало.Широко практиковалось бортничество, доставлявшее рязанцам воск, сладости и пития. Хорошо прослеживается в рязанских древностях и охота. «Основное значение в  охоте имел лось, во множестве водившийся в лесах по Оке и широко использовавшийся в пищу. Охота, игравшая значительную роль в хозяйстве, поскольку она  доставляла пушнину, имела очень  второстепенное значение как источник питания. Основным источником мяса были домашние животные».Заметное распространение  получило рыболовство, служившее в  Х-ХП вв. «важным вспомогательным  промыслом, доступным для каждого  хозяйства».

А. Л. Монгайт пришел к выводу, что  «не только деревня, но и город  были связаны с земледелием. В  Старой Рязани, Пронске, Ижеславле находки  орудий сельскохозяйственного труда  и больших зерновых ям свидетельствуют  о том, что средневековые русские города еще носили сельскохозяйственный характер. Они не только были ремесленными центрами, но и торговыми и административными центрами большого сельскохозяйственного района. Жители городов, наряду с занятиями ремеслом и торговлей, сеяли хлеб и разводили скот».

Непременной принадлежностью хозяйства горожан  были огороды и сады. В Киеве  огороды окружали город и тянулись от Золотых до Лядских ворот. Во время  военных действий под Киевом в 1151 г. ратные люди причинили много вреда, в том числе уничтожили огороды («и огороды все посекли»). Местность перед Золотыми воротами в Киеве так и определялась в XII столетии как лежавшая «в огородах» 3). В Смоленске князю принадлежал огород на горе; его возделывал «капустник с женою и с детьми». Капуста считалась лакомой пищей и входила в состав пошлины, получаемой духовенством на праздник Иванского ста в Новгороде, вместе с хлебами и уксусом 4). Огородные семена, найденные при раскопках древнерусских городов, не редкость. В упомянутом ранее Райковецком городище обнаружены были семена мака, огурцов, косточки вишен и слив.  
        Крупное злачение в хозяйстве горожан имело животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д. В одной новгородской берестяной грамоте XII в. речь идёт о тяжбе из-за коровы («чья... есть корова») 1)Большое развитие животноводческого хозяйства в древнерусских городах объясняет особое внимание летописцев к заготовке сена. Новгородский летописец отмечает подъём воды в Волхове («сено и дрова разнесло»), говорит о дождях, помешавших заготовить сено 2). Краткая Русская Правда особо отмечает кражу сена и устанавливает за неё особый штраф.  
        Конечно, степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городках, подобных Райковецкому городищу, меньше было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т. д.), но в том или ином виде существовало везде.  
        Тем не менее не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII вв., а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления.  
        «Городской строй» на Руси, как и в Западной Европе, создавался в условиях натурального хозяйства с его замкнутостью и слабым обменом. И тем не менее рост русских городов и развитие в них ремесла и торговли имели громадное хозяйственное значение, без изучения которого высокая культура Киевской Руси останется для нас непонятной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во  все времена города представляли из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа, являлись главными двигателями прогресса. Города возникали не внезапно, процесс их формирования был длительным.

  Итак, город, подобно любому социальному явлению, эволюционировал. Но его сущность центра общественных связей (различных по своему характеру в разное время), организующего и обеспечивающего жизнедеятельность тех или иных социумов, сложившихся в определенной сложности систему, оставалась постоянной. Менялось лишь существо и набор этих связей.

Города  ещё не порывали тесных связей с окружающей деревней. В них наблюдается господство боярства, опирающегося на свои крупные земельные владения вне города, но рядом с этим неуклонно растёт роль самих горожан.Горожане явно отличаются от  боярства. Основную их массу составляют купцы и ремесленники, занятые в разнообразных промыслах. Сосредотачивалось два основных вида деятельности: торговля и ремесло. Наиболее богатая и влиятельная купеческая часть горожан рано стала создавать купеческие союзы, самым известным из которых было Иванское сто. Время образования этих союзов и возникновения их письменных уставов падает примерно на XII в., когда подобные же союзы начинают оформляться в большинстве западноевропейских городов. Стремление к созданию объединений проявляется и в среде ремесленников, где возникают зачатки ремесленных объединений, ученичество и стремление к регламентации рыночной продажи. В городах нет сельскохозяйственного производства (но на ранней стадии города представляли собой часть феодальной системы.).

Также на Руси в условиях резко континентального климата и холодной зимы являлись наиболее типичными деревянные постройки ,однако неуклонно растёт количество каменных зданий, причём наряду с храмами появляются каменные жилые постройки гражданского назначения.

Средневековый город настолько выделялся из остального мира, что напоминал «цивилизацию в цивилизации». Природа не знает  городов, где рукотворно все: дома, соборы, городские стены, водопроводы, витражи, мостовые… Здесь, как нигде, ощущается  преобразующая воля, разум и рука человека. В городе рукотворная среда  обитания преобладает над естественной.

Мне бы очень хотелось и в дальнейшем работать над данной темой  ,более  глубоко рассмотреть вопросы  и ,возможно ,внести свой собственный  вклад в изучении жизни средневековой  Руси.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРЫ.

  1. Ключевский В. О.. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. Кн.1. - М., 1993.
  2. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. – М., 1991.
  3. Рабинович М. Т. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1987.
  4. Сахаров А. М. Очерки русской культуры XVII век – М., 1979.
  5. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России – М., 1989.
  6. Тихомиров М.Н.. Древнерусские города – М., 1956
  7. Рябцев Ю. С. - История русской культуры XVIII - XIX веков –М.,1998
  8. http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Maskevic/frametext1.htm
  9. http://zemljaki.mybb.ru/viewtopic.php?id=452&p=3
  10. http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Airmann/text2.phtml?id=28
  11. http://bg-znanie.ru/article.php?nid=32039

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Компьютерная  презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ городов средневековой Руси