Монастыри тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:00, доклад

Описание работы

Там про монастырей тульмкой областиКрестовоздвиженский монастырь, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 228.93 Кб (Скачать файл)

                               Монастыри Тульской Области

Крестовоздвиженский монастырь, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход.

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь — мужской православный монастырь в городе Белёв Тульской области.

По преданию на месте монастыря  стоял храм, в котором, ожидал покровительства  князя московского Василия казанский  хан Улу-Мухаммед, изгнаный на тот момент из своих владений[2]. Предполагается, что монастырь основан в 1525 году. Источники расходятся в имени основателя монастыря, одни приписывают это однодуму из князьй Солнцевых-Засекиных (имеется в виду скорее всего Михаил Иванович, который был в те времяна в Белеве стольником и воеводой), другие князю Белевскому, Ивану Васильевичу

Первое письменное упоминание датируется 1557 и связывают с посещением монастыря и Белевской крепости Иваном Грозным при объезде южных рубежей Руси. Источник этих данных остается неизвестным, однако, запись во вкладной книге монастыря подтверждает существование обители к этому году. Перовое же, достоверно подтвержденное посещение монастыря Иваном Грозным, состоялось только в 1765 году.

В XVI и начале XVII века монастырь  страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков  и украинцев. В 1614 году монастырь  имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводется Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадал от нападения польского воеводы Чаплинского.

К середине XVII века в монастыре  остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. С 1643 года ведутся  работы по перестройки монастыря, Предтеченский  храм перестраивается, а храмы святого  Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор, надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712). В 1820 году строится колокольня, к Преображенскому собору делается пристройка в которой размещается монастырская библиотека. В 1864 году Введенская церковь перестраиваться, она становоится двухъярусной, с 2 пределами в нижнем ярусе (правым иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левым во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 3 в верхнем (главный — в честь Казанской иконы Богоматери, правым преподобного Пафнутия Боровского и левым великомученика Димитрия Солунского). Кроме вышеперечисленных храмов и построек Белевский монастырь на 1869 год имел: настоятельские и братские кельи и духовное училище, основанное в начале XIX века. Так же, до 1854 года на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белевского округа, позднее упраздненное. В городе к монастырю относились церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Скорбященская часовни. В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря были приспособлены под жилье.

Богоявленский мужской монастырь  в городе Венёве существовал в XVII—XVIII веках. До настоящего времени на месте  бывшего монастыря располагается  комплекс Богоявленской и Казанской  церквей XVIII века. До второй половины XVII столетия нет свидетельств того, что в Венёве существовал монастырь (древний Венев-Никольский монастырь стоял далеко от города) — и в числе семи церквей, упомянутых в «Дозорной и переписной книге Венёва» (1636), Богоявленской церкви нет.

Однако уже во второй половине XVII века в Венёве существует Богоявленская  пустынь — судя по всему, как раз  в этом столетии и появившаяся. В  «Списках иерархов и настоятелей  монастырей Российской церкви» (1670-е  годы) говорится: «Города Венева Богоявленской пустыни черный поп Гавриил — 1666 и апреля 1672 годов». Название «пустынь» указывает на то, что Богоявленская церковь была единственным храмом обители.

Монастырь был очень беден и  просуществовал около столетия. Виной  его закрытию был злополучный  для русских обителей екатерининский Манифест о секуляризации монастырских земель (1764).

Ещё в конце XVIII века современники описывают ветхие деревянные кельи  возле церкви и деревянные монастырские ворота. Существовавшая в монастыре каменная церковь Богоявления XVII века в 1766 году — уже после закрытия монастыря — была разобрана за ветхостью и выстроена вновь как приходская строителем (обычным веневским купцом) Иваном Бородиным с прихожанами. Возможно, что были использованы древние фундаменты и в какой-то мере сохранены древние формы. По крайней мере, архитектура этого храма несёт отчётливые следы влияния московского барокко конца XVII века — разве что наличники окон по стилю явно принадлежат XVIII веку.

В XIX веке церковь своего прихода  не имела, а принадлежала Никольскому  храму, а из достопримечательностей в ней сохранялось рукописное Евангелие 1685 года.

В советское время в храме  размещался пункт приема стеклотары. В настоящее время церковь  вновь открыта для богослужений и реставрируется.

Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь — монастырь в Туле, единственный в России назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». В начале XIX века на восточной окраине Тулы в Щегловской засеке построили архиерейский дом. В 1859 году, на средства московского купца Василия Иановича Макарухина, возле архиерейского дома начали возводить здания будущего монастыря. Строителем храма был иеромонах Никандр, проектировщиком — Александр Гавриилович Бочарников, архитектор Императорской Академии Художеств, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Васильевич Бочарников.

20 мая 1860 года был заложен  Соборный храма в честь иконы  Божией Матери «Млекопитательница», который был освящен 8 сентября 1864 года. Построенный храм был двухэтажным, не отопливаемым, и имел по три престола на каждом этаже. В это же время началось строительство колокольни над въездными воротами, трёх жилых корпусов, стен и угловых башен, а также покоев настоятеля с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. К 1864 году все сооружения монастыря были построены и Тульское городское общество обратилось с ходатайством к Тульской и Белевской епархии и Святейшему Синоду об учреждении монастыря. Однако в связи с финансовыми разногласиями ходатайство было отложено более чем на год. В 1867 году было получено разрешение на открытие монастыря, которое приурочили к чудесному избавлению императора от грозившего ему покушения в апреле 1866 года. 30 сентября 1868 года монастырь был утверждён.

В 1866 году руководитель строительных работ монастыря Александр Гавриилович  Бочарников постригся в монахи с именем Герман. Вскоре он совершил паломничество на Афон, откуда привёз часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей целителя Пантелеимона и мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия.

В 1880 году основатель монастыря Василий  Ианович Макарухин переселился в монастырь. В 1884 году при монастыре была построена гостиница, хлебопекарня и трапезная. 24 мая 1886 года состоялась закладка второго, отопливаемого храма монастыря в честь Никандра Пустынножителя Псковского. 24 сентября 1889 года храм, с пределами князя Владимира и целителя Пантелеимона, был освящён. В 1890 году скончался основатель монастыря Василий Ианович Макарухин, который за несколько дней до смерти стал монахом-схимником, приняв имя Варсонофий. Он был погребён в левом пределе Соборного храма. В 1894 году руководством монастыря занялся его племянник Н. Ф. Мусатов. Вплоть до своей смерти в 1915 году он тщательно занимался благоустройством монастыря. Им были построенны Александровская школа для бедных детей и монастырская больница. К началу XX века во владениях монастыря было 117 гектаров земли, два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород.

В 1921 году монастырь был упразднён. Монахи были разогнаны, а все владения храма национализированы. Монастырская утварь и иконы были вывезены и  со временем многие из них были утеряны.

2 ноября 1990 года территория и  все здания монастыря были возвращены православной церкви и 18 июля 1991 года состоялось открытие монастыря.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — православный храм в Туле, при  Богородице-Рождественском монастыре. Первый деревянный храм появился в Горелках приблизительно в XV веке. Он был освещён в честь Святого Николая. В 1781 году на его месте возвели каменный храм, который был построен на средства поручика Алексея Ивановича Ивашкина и освящён в 1783 году. В храме были приходы Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Алексия, а в 1916 году был оборудован ещё один приход в честь Георгия Победоносца. В приходе храма действовала церковно-приходская школа.

В советское время храм закрыли. В нём размещалось хранилище  киноплёнок.

В 1988 году храм снова открылся, став первым возвращённым храмом в Туле. 28 декабря 2000 года приход был преобразован в Богородице-Рождественский мужской монастырь. В 2001 году монастырь стал женским, в него переехала часть монахинь из расформированного Щегловского монастыря. В монастыре хранится чтимая икона Тихвинской Божией Матери.

Ве́нев-Никольский монастырь (также Свято-Никольский или Ве́нев монастырь) — женский (ранее — мужской) монастырь в селе Ве́нев Монастырь Тульской области. Время основания монастыря неизвестно, в летописях упоминается в XVI веке.

В нижней церкви погребен Смоленский князь Юрий Святославич, который из-за преступной страсти некогда убил князя Семена Мстиславича Вяземского и его супругу Иулианию. Впоследствии князь Юрий удалился в Веневскую обитель, где и принимал раскаяние.

В 1570 году сюда был сослан Иваном Грозным  новгородский архиепископ Пимен (Чёрный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при  перестройке храма в нижней Успенской  церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696—1701 г

Крапивенский Троицкий монастырь — мужской православный монастырь в городе (ныне — село) Крапивна, действовавший в XVII-XVIII веках. Впервые упомянут в печатном Евангелии, жалованном монастырю царём Алексеем Михайловичем в 1662 году, в специальной надписи: «Великий Государь и Великий Князь Алексий Михайлович всея Великая и Малая и белая России Самодержец пожаловал сию книгу, священное Евангелие, на Крапивну в монастырь Троицы живоначальной»[1].

В середине XVIII века Троицкая монастырская церковь была деревянной. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, проезжая через Крапивенский уезд по пути в Киев, пожертвовала в Крапивенский Троицкий монастырь 100 двухрублёвых червонных на постройку каменной церкви; часть денег дали местные жители. Благословение на постройку дал епископ Коломенский Савва.

Изначально предполагалось построить  церковь с двумя приделами: первый во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы, второй во имя преподобного Сергия Радонежского. Строительство затянулось из-за недостатка средств, а также из-за того, что по недосмотру, церковь первоначально была заложена алтарём на запад и проект оказался негодным к исполнению. Епископ Гавриил специальным указом 30 апреля 1752 года велел снести выстроенные над фундаментом стены и построить церковь согласно православному чину (алтарём на восток), причём за основу нового проекта был взят рисунок только что построенной церкви в селе Голощапове. В 1763 году каменная Троицкая церковь была, в основном, завершена.

Старая деревянная церковь некоторое  время оставалась на своём месте, в годы строительства каменной церкви в ней совершались богослужения. В 1757 году иеродьякон монастыря Никодим  указывал в прошении к епископу Порфирию, что «церковь Божия весьма обветшала  и служение в ней совершается  от летней и зимней погоды с великою  нуждою»[2].

Состояние монастыря в середине XVIII века было довольно бедственным. Кроме строящегося каменного храма и ветхой деревянной церкви в нём было «несколько других ничтожных и ветхих построек: две — три деревянные ветхие кельи, крытые соломой, в которых монахи жили кое-как, с нуждою, деревянная житница с пристенком и таковая же погребица — тоже ветхие, на которых в 1765 году и крыш уже не было, плетневый сарай, да плетневая городьба вокруг монастыря»[2]. Монастырская братия была немногочисленна (в 1756—1757 годах — два иеромонаха, один иеродьякон и два бельца церковнослужителя, в 1763 — один иеромонах, два иеродьякона и один простой монах). Управляли монастырём иеромонахи в звании строителей. Обитель в 1750-х годах имела не более 40 ревизских человек крестьян мужского пола, из них бывших в работе вместе с малолетними — около 25 человек.

В 1764 году Крапивенский Троицкий монастырь был упразднен согласно Манифесту Екатерины Второй. Каменная Троицкая церковь была назначена приходской и достроена в 1768—1769 годах (ныне не действует, является частью завода по изготовлению повидла, полуразрушена).

Успенский монастырь — упразднённый женский православный монастырь  в Туле. Основан на площади в «деревянном городе» Тулы, рядом с Тульским кремлём. Точная дата основания неизвестна. В «Выписи с строенных Тульских книг» строителя тульского посада стольника Трофима Хрущева Успенский монастырь упоминается эта обитель под 1649 годом; в Писцовой книге 1685 года при описании «деревянного города» в Туле сказано: «Монастырь девичий Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича…». Учитывая, что царь Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, можно предположить, что монастырь выстроен между 1645 и 1649 годами.

В 1657 году по ходатайству царского духовника протоиерея Лукьяна Кирилловича  обитель получила ренту («ругу») из таможенных доходов казны.

В XVII веке монастырь был обнесён  каменной оградой с четырьмя каменными  башнями (в одной из них находилась Успенская часовня). Древнейший деревянный Успенский храм был уже в XVII веке заменён каменным. В 1723 году к монастырю отошёл приходской храм св. Николая Чудотворца (известный под названием «Никола на площади»).

Во второй половине XVIII века Успенская  церковь была разобрана. В 1792 году за счёт государственной казны попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича  Лопухина на её месте построен новый  Успенский храм. В 1791 году в монастыре  была построена колокольня.

Примерно в 1830—1845 годах на месте  обветшавшего храма св. Николая Чудотворца выстроен двухэтажный пятикупольный храм Преображения Господня с шестью престолами (в стиле классицизма, по проекту архитектора В. Ф. Федосеева — ученика К. И. Росси).

В 1856 году в монастыре была выстроена  новая колокольня — над северными  вратами, в стиле классицизма. На колокольне было семь колоколов, самый большой весил 77 пудов 9 фунтов. Во втором ярусе колокольни была устроена небольшая Знаменская церковь (освящена в 1856 году), которая имела вход из дома настоятельницы.

В 1857 году снова перестроен Успенский  храм. В 1884 году выстроена Никольская часовня (вместо прежней деревянной).

В 1899—1902 годах на месте прежнего Успенского храма по проекту губернского  инженера Э. В. Скавронского возведён сохранившийся до нашего времени Успенский собор в псевдорусском стиле. В нижнем этаже располагалась трапезная церковь с престолом во имя Марии Магдалины и св. Пантелеимона, в верхнем — три престола во имя Успения Богородицы, иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преп. Александра Свирского. Храм освящён митрополитом Питирим 24 октября 1902 года.

Информация о работе Монастыри тульской области