Культовые постройки Словении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:02, реферат

Описание работы

Словенцы появились на занимаемой ими территории во второй половине VI в. В начале VII в. они входили в состав государства Само, распавшегося во второй половине того же столетия, после чего часть их находилась в вассальной зависимости от франков. Во второй половине IX в., при князе Коцеле, Восточная Словения была самостоятельной, а в конце IX — начале X в. сюда вторглись венгры.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Культовые постройки Словении 3
Глава 2 Градостроительство Словении 5
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Файлы: 1 файл

архитектура словении.docx

— 24.74 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                                    2

Глава 1.Культовые постройки Словении                                                           3

Глава 2 Градостроительство Словении                                                              5

Заключение                                                                                                                8

Список использованной литературы                                                                   9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Словенцы появились на занимаемой ими территории во второй половине VI в. В начале VII в. они входили в состав государства Само, распавшегося во второй половине того же столетия, после чего часть их находилась в вассальной зависимости от франков. Во второй половине IX в., при князе Коцеле, Восточная Словения была самостоятельной, а в конце IX — начале X в. сюда вторглись венгры.

Развитие феодальных отношений привело к раздроблению Словении на множество владений, слившихся в конце XII и в XIII в. в основные области ее — Краньскую, Штайерскую и Корушку под властью австрийской дина-тии Габсбургов.

К этому времени в Словении сложились феодальные порядки с крепостными и полукрепостными крестьянами, развитием ремесел, в частности горного и литейного дела, а с XII в. и денежного хозяйства. Христианство уже с VIII в. стало государственной религией Словении, а с XII в. на ее территории появились монастыри различных орденов.

Архитектура Словении прошла через те же этапы, что и архитектура ее западных соседей, лишь в Приморье долго сохранялась связь с местной раннехристианской архитектурой.

 

 

 

 

 

Культовые постройки Словении

Языческое святилище, остатки которого были обнаружены в г. Птуй (возможно, VII в.), имело размеры в плане 12 X 12 м. Пол его был на 2 м ниже уровня земли, а внутри была земляная платформа 5,7 X 5,7 м, высотой в 1,45 м.

Христианские церкви дороманского периода были однонефные, с плоскими потолками и прямоугольными в плане сводчатыми алтарями. Церковь Иоанна Предтечи близ Залавара (вероятно, IX в.) имела три нефа и три апсиды, скрытые за плоской восточной стеной. Это, а также орнаменты итало-каролингского типа, сохранившиеся в остатках церкви в Сливнице близ Марибора, говорят о влиянии Аквилеи. Стены церквей строились из рваного камня, с проемами из тесаного камня, с прямоугольными профилями порталов и широкими откосами узких окон. В интерьерах (кивории, кафедры) и кое-где на фасадах применялись примитивные фигурные рельефы и орнамент-плетенка.

Романская архитектура пришла в Словению с Запада вместе с монашескими орденами, и местные особенности в ней стали заметными лишь с XIII в. Бенедиктинские церкви были трехнефными базиликами без трансепта, с плоскими потолками и тремя

апсидами (церковь монастыря в Горнем Граде). Цистерцианские церкви имели трансепт (церкви в Стично, середина XII и первая половина XIII в., и в Костаньевице, с перспективными порталами, некогда расписанными). Картезианские церкви (в Юрклоштере, 1227 г.) были прямоугольными в плане, с апсидой, слившейся с нефом, без росписей, а доминиканские (в Студеницах) и францисканские - однонефными, с длинными апсидами.

От городских соборов сохранились только нефы в Птуе (первая половина XII в.), Мариборе (середина XIII в.) и Старом Трге. Сельские церкви были чаще однонефными, с плоскими деревянными потолками. В Краньской они имели полукруглые сводчатые апсиды, а в Корушке и Восточной Словении — прямоугольные, иногда увенчивавшиеся башней. Некоторые сельские церкви имели башни на западном фасаде. Особыми типами церквей были ротонды — крещальни (св. Элиота в Копре), а также приходские сельские церкви (в Споднеи Муте), с простой обработкой фасадов и многогранной снаружи апсидой, и карнеры - кладбищенские часовни, нижний врытый в землю этаж которых служил оссуарием (Яренина, Либеличе и др.).

Первыми чисто готическими словенскими постройками были францисканская церковь в Птуе (1260 г.) и двор монастыря в Стично. Широко распространилась готика в 14 веке.

Сельские церкви стали более однотипными, однонефными постройкамис плоским деревянным потолком, многогранной апсидой с нервюрными сводами, гладкими фасадами, стрельчатым порталом с запада и двойным окном с востока.

Западный щипец увенчивался одно- или двухпролетной звонницей.

У более крупных построек строились башни с запада или рядом с алтарем. Типичны церкви в Бреге на Кранье и Воденице близ Костаньевицы.

Более редкими были трехнефные сельские храмы (церковь в Црнгробе, имевшая первоначально плоские потолки).

Лишь немногие из готических словенских церквей сохранили свои фасады, как церковь в Мартьяницах, построенная в конце 14 века зодчим Иоханнесом Аквилой из Радгоны и имеющая контрфорсы у углов башни и основного объема.

В некоторых францисканских, доминиканских и городских церквах окна, разделенные лишь тонкими столбиками, занимали целую стену.

Усложнились в 14 веке профили нервюр; листья капителей приобрели натуралистический характер, аконсоли стали украшаться не только профилировкой, но и масками в духе школы Парлера (В Птуе и в "Цельской капелле" в городе Целье, вторая половина 14 века).

Как и раньше, церкви внутри расписывались, особенно сельские, где иногда роспись выходила и на фасады.

В 13-14 веках готика в Словении еще не получила полного развития. В Приморье продолжали господствовать романские традиции, аместные словенские особенности в готической архитектуре начали развиваться лишь после 1400 года.

Жилые здания Словении

В средние века сельские жилые дома, состоявшие из одного помещения с открытым очагом, строились в Приморье из камня с крышей из каменных плит, в Альпийских областях — из дерева и в Паннонской области — из глины с тесовыми и соломенными крышами. Позднее они получили входные галереи.

Городские жилые дома континентальной Словении, до XV в. только деревянные, постепенно сменялись каменными и приобрели структуру, сохранявшуюся до XIX в., с лавкой или мастерской внизу, жилыми помещениями в передней части верхнего этажа и подсобными — позади их.

В Приморье городские жилые дома с таким же составом помещений строились из камня в романскую и готическую эпоху, причем внешний вид готических построек родствен архитектуре Венеции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Градостроительство Словении

Из городов средневековой Словении более древними были приморские, восходившие иногда к античности, что сказалось на большей регулярности сетки улиц и формы площадей. На площади, представлявшей собой простое расширение главной улицы. размещались здание городского «веча», открытая лоджия и собор. Характерные приморские города — Копар, Изола и Пиран (рис. 1,2).

Города континентальной Словении, начавшие развиваться с XIII в., располагались у подножья замка феодала (Любляна. Камник, Шкофья Лока, Птуй, Горица) или рядом с замком (Радовлица. Целье, Крань) и церковью (Новое Место, Марибор, Вишня Гора). Как и в Приморье, преобладал тип города возле дороги, переходившей в главную улицу, с домами, выходившими трехоконными фасадами на нее или на ее расширение — площадь.

Особым типом поселений были монастыри. В их состав входили церковь, зал капитула и двор с аркадами к которому примыкали кельи, дормиторий и трапезная. Всё это окружалось стеной с башнями.

Таков цистерцианский монастырь в Стично, где сохранились перестроенная церковь, раннеготический двор и общая планировка помещений вокруг него. Картезианские монастыри делились на верхние для монахов, и нижние, с меньшей церковью, доступные и для мирян (монастырь в Жиче).

Уже древние городища, прямоугольные овальные или круглые в плане, окружались валами с тыном или крепостными стенами, так же как и дворы управления феодальных владений (curtes). Замки феодалов обычно располагались на возвышенностях, реже, окруженные рвом, — в низине (Оточац).

Сначала они имели вид жилой башни, окруженной валом со рвом или стеной (первый замок в Шкофьей Локе, XI в.). Позднее (как в новом замке там же) появились донжон и дворец с капеллой. Затем стены получили зубцы, ярусы бойниц, внутренние проходы. Иногда они располагались несколькими поясами (Целье, Старым Град близ Камника, Птуй и др.). Они строились из рваного камня, с бойницами и проемами из тесаного камня.

Архитектурное наследство Словении в основном представлено разнообразными европейскими художественными стилями, в том числе с национальными особенностями.

Во многих областях страны можно найти образцы романской архитектуры ХII — ХIII веков. Готическое искусство представлено в основном образцами поздней готики (XIV—XVII вв.) Значительное количество сооружений эпохи ранней готики (ХII — ХIII в.) было разрушено во время землетрясения 1511 года. Выдающимися мастерами эпохи Средневековья были Йоханнес де Лайбако, Эрней с Локи, Йоханнес Аквила и др.

Значительное влияние итальянского Ренессанса наблюдается в общественных зданиях XIV—XVI веков, особенно в городах приморской области.

Начало ХVII — XVIII веков — эпоха становления и расцвета словенского барокко, которое также формировалось под влиянием итальянского искусства. В это время расцветает творчество таких художников, как Г. Мачек, Йожеф Страуб, Франческо Робба, Фортунат Бергант.

В первой четверти XIX в. в словенской архитектуре утверждается классицизм. В изобразительном искусстве черты классицизма органично сочетаются с романтизмом: работы Франца Ковчича, Иосифа Томила и Матевжа Лангуса.

В начале ХХ в. в моду входит стиль модерн и другие модернистские течения. Популярные архитекторы того времени — итальянец Макс Фабиани и местная знаменитость Иван Вурник начинают изменять архитектурный облик Любляны после разрушительного землетрясения 1895 года, создав действительно оригинальный Люблянский модерн.

В течение 1921—1957 гг. в словенской столице Любляне работал выдающийся словенский архитектор и градостроитель ХХ века Йоже Плечник, чья творческая и преподавательская деятельность оставили заметный отпечаток в европейской культуре, а спроектированные им здания украсили не только Любляну, но и Вену, Прагу и Белград.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Известный писатель Пауло Коэльо увековечил эту удивительную страну в одном из своих произведений. Как и главная героиня романа, она необыкновенная. В книге сказано, что это место "…как Атлантида, Лемурия или другие пропавшие континенты, будоражащие воображение человека". Страна-загадка, по очертаниям на карте походящая на мифическое существо.

Здесь возвышаются великолепные Альпы, но это не Швейцария. Берега этой страны омывает Адриатическое море, но это не Италия. Это место называют "Зеленой сокровищницей Европы", потому как на большей части ее территории шумят зеленые леса.

Ослепительное очарование пейзажей, горный целебный воздух, мягкий климат, богатая культура и роскошь средневековой архитектуры - Словения влюбляет в себя с первого взгляда.  
Это государство удобно расположилось на юге Центральной Европы по соседству с Италией, Австрией, Венгрией и Хорватией.

Любляна, столица Словении, пocтpoeна нa paзвaлинax pимcкoй кpeпocти Эмона и расположена на берегах реки Любляницы. Здесь тесно переплетены стили разных эпох - на старой брусчатке теснятся уютные кафе, аромат кофе и свежих булочек витает над древней ратушей и цветочным рынком, который "живет" на одном месте уже более 500 лет

 

 
 
 

 

 

 

 

Литература

1.Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга 2. Архитектура зарубежных  стран. Швидковский О.А. (ред.). 1977

2.Симакова О.А. История южных  славян с древнейших времен  до 1914 г.: учебное пособие / Симакова  О.А., Сальков А.П., Александрович  С.С. - Мн., 2004. - 191 с.

3.Хрестоматия по истории средних  веков. М., 1963.

4.Всеобщая история архитектуры. Под общей редакцией Д.Е. Аркина, Н.И. Брунова, М.Я. Гинзбурга (главный редактор), Н.Я. Колли, И.Л. Маца.


Информация о работе Культовые постройки Словении