Эллора, архитектура храма Кайласанатха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:38, доклад

Описание работы

Эллора находится в 26 километрах от Аурангабада (штат Махараштра) и, кроме храма, известна своими пещерами, которые были созданы в промежуток между 450 и 800 годом. Их общая протяженность — более полутора километров.
Смена религиозных настроений, тесное переплетение сменяющих друг друга буддизма, индуизма, а также джайнизма - всё это нашло отображение в комплексе из 34 пещер: самые ранние пещеры являются буддийскими, потом строятся индуистские храмы (под них же переделываются и некоторые предыдущие), а напоследок - пять джайнских.

Файлы: 1 файл

храм Кайласанатха.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Эллора, архитектура  храма Кайласанатха

Эллора находится в 26 километрах от Аурангабада (штат Махараштра) и, кроме храма, известна своими пещерами, которые были созданы в промежуток между 450 и 800 годом. Их общая протяженность — более полутора километров. 

Смена религиозных настроений, тесное переплетение сменяющих друг друга  буддизма, индуизма, а также джайнизма - всё это нашло отображение  в комплексе из 34 пещер: самые  ранние пещеры являются буддийскими, потом  строятся индуистские храмы (под  них же переделываются и некоторые предыдущие), а напоследок - пять джайнских.

 
Центральным сооружением Эллоры является огромный храм Кайласанатха. Храм высечен  как скульптура, из монолитной скалы.

 

Начало строительства приходится на время правления Дантидурга (733—753)  из династии Раштракутов, а закончилось при Кришнарадже I(756—772).  

 

История строительства

 

Скалу обтесывали сверху вниз, причем строительные леса не применялись. На высекание Кайласанатхи и пояса  окружающих его пещер затрачено  огромное количество труда и времени. Однако это не значит, что работа по высеканию всего комплекса производилась непрерывно в течение двух-трех столетий. Храм начат и окончен в 8 столетии. Архитекторы считают, что выемка скального грунта вокруг будущего монолитного здания требует все же меньше времени, чем выломка камня из карьера, его обтесывание и кладка, при этом еще приходится тратить усилия на доставку готовых блоков к месту строительства. Пещеры ("лена", "гумпха") высекались кайлом и отделывались зубилом. Но основная масса камня откалывалась при помощи деревянных пробок: их вбивали в ряды вертикальных отверстий и напитывали водой. Дерево разбухало, заставляло камень трескаться и отделяться большими глыбами1

Композиция храмового  комплекса

Храмовый комплекс состоит из нескольких отдельно расположенных частей: входных ворот, святилища быка Найди, главного здания храма и окружающих двор келий и пещерных помещений. Основное здание комплекса расположено по оси с запада на восток. Ввиду непреодолимых трудностей, связанных с расположением горы, строителям пришлось отступить от требований канона, расположив вход с западной, а не с восточной стороны.

 

Главное здание храма представляет собой в плане прямоугольник  размером около 30 X 50 м, по бокам которого через определенные интервалы  выдаются боковые крылья, несущие на себе выступающие части верхних этажей. Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма. 

 
Над этим монументальным цоколем возвышается  массив храма, увенчанный величественной сужающейся кверху трехъярусной башней. Вокруг основания башни идет широкая  платформа, также высеченная из скалы, по сторонам и углам которой расположено шесть небольших башен, примерно повторяющих формы главного храмового здания.

Внутреннее помещение главного храма состоит из небольшого святилища  и обширного близкого к квадрату колонного зала размером около 18 X 22 м. Четыре группы квадратных пилонов, расположенных в каждом углу зала, образуют крестообразную в плане форму . Небольшой вестибюль соединяет колонный зал с внутренним святилищем.

Между входным сооружением и  главным храмовым зданием расположен традиционный для храмов, посвященных  Шиве, павильон с изображением священного быка Найди. Он соединен с ними мостами и также возвышается на монолитном богато украшенном скульптурой цоколе. По его обеим сторонам стоят два квадратных в сечении монолитных столба, богато украшенных скульптурными изображениями трезубца и других символов Шивы2.

Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным  завершением) главное святилище  и многоколонный зал для молящихся3.

В плане Кайласанатха примерно равен афинскому Парфенону, а по высоте превышает последний в полтора раза.


 


 

 

 

Стилистические особенности

Кайласанатха представляет то течение  в многообразном искусстве Индии, которое характеризуется слиянием архитектуры и скульптуры, воплощающее философские идеи, мифологию и древнеиндийский эпос. 

Храм Кайласанатха относится к  памятником Деканской империи, управлявшейся  династией Раштракутов, и типичным образцом южноиндийской, так называемой дравидийской архитектуры, созданным  на северной границе ее распространения. 

Неся на себе черты стиля предшествующих построек, храм Кайласанатха отошел от обычной техники создания храмов-монолитов. Он не оформлен из отдельно стоящей  скалы, что было бы несравненно легче, чем высекать его в массиве горы путем выемки горных пород вокруг огромного рва. Ров этот образует двор, в центре которого и возвышается храм. Таким образом, сохраняя старые традиции южной и деканской архитектуры, комплекс Кайласанатхи представляет собой уже наземный храм, и в сохранившейся его скульптуре мы видим появление новых черт, знаменующих развитие средневекового искусства.4

 

 

Анализ символики

 

В своей культовой основе храм Кайласанатха предназначен для хранения Свайямбху-лингама(«самопорождающего  лингама» ) - главного символа Шивы. 
Храм олицетворяет священную гору Кайлас в Гималаях, где живёт Шива и его семейство.

Чтобы добиться идеального сходства, храм покрыли белой штукатуркой, имитирующей заснеженные вершины  горы.

Раньше храм назывался "Ранга-махал", что означает "цветная обитель". Первоначально Кайласанатха, вероятно, был покрыт полированной штукатуркой "чунам" и расписан красками. Известно, что краска возобновлялась в 1258 и в 1463 годах. В 18 веке Гаутамбай - жена маратхского правителя Индора Мальхаррао Холькара распорядилась очистить храм и вновь раскрасить. В помещении мантапам сохранилась древняя живопись, что и отражено в названии "Ранга-махал".

 

Скульптурное убранство

 

Декоративное убранство зданий храмового комплекса Кайласанатха, подобно пещерным храмам 8 в. в Эллоре, характеризуется доминирующей ролью скульптуры, которая в виде орнаментальных фризов, сюжетных рельефов или отдельных фигур заполняет наружные поверхности зданий, подчеркивая ритмичное чередование вертикальных и горизонтальных членений.

Скульптуры очень разнообразны по форме и масштабу: почти круглые скульптуры львов или слонов, фризы из небольших рельефов, изображающих эпизоды «Рамаяны», крупные горельефные композиции,  расположенные в нишах  или между пилястрами, изображающие эпизоды из индийской мифологии и эпоса, и отдельные фигуры божеств, фантастических существ, животных, а также орнаментальная резьба, иногда с изображениями ритуальных сцен.

 


 

Рельеф «Шива Трипурантака». Расположен на двух наружных стенах, образующих прямой внутренний угол. На одной стене изображена фигура Шивы, натягивающего лук; он восседает на своей колеснице, управляемой четырехголовым божеством Брамой, со священным белым быком Найди, находящимся рядом. На другой стене в нише находятся горельефные фигуры запряженных коней, вздыбившихся в неудержимом беге. В фигуре Шивы поражает выражение огромной силы и энергии, убедительно переданное в повороте мощного изогнутого торса, в движении, повторенном в изгибе лука, а также в небольшой фигурке демона Асуры (справа от Шивы). Тому же Эрфекту способствуют и напряженные линии рук Шивы, спин коней. Весь облик Шивы соответствует мифическому и религиозному представлению бога-разрушителя («антака»—разрушитель, «трипура»—три города), согласно легенде, освободившего вселенную от сил зла, поработивших ее три части: землю, воздух и небо. Благодаря выдвинутым вперед коням, выделяющимся на гладком фоне, увеличивается то «активное» пространство, в пределах которого разворачивается изображенное в горельефе действие — победное действие Шивы.

 

Горельеф «Похищение Ситы», расположенный в нише стены храма, является характерным примером очень высокого рельефа, почти переходящим в круглую скульптуру. Сюжет взят, как и большинство сюжетов скульптурных рельефов храма Кайласанатха, из эпоса «Рамаяна».

Показан один из напряженных моментов повествования о похищении Ситы, жены Рамы, демоном Раваной. Легенда рассказывает, что в то время, как злой демон Равана отвлек Раму охотой, подослав ему золотую лань, произошло похищение Ситы. Тогда вдогонку за похитителем была послана могучая птица Джатаю, попытавшаяся напасть на Равану и спасти Ситу. Изображен момент, когда птица коснулась клювом ноги Раваны, парящего высоко в небе со своей летящей колесницей. Полуобернувшаяся гибкая фигура демона решена чрезвычайно пластично и полна плавного движения. Фигура Ситы не сохранилась.


Живопись играла сравнительно второстепенную роль во внутренней отделке храма. Сохранившиеся  фрагменты ее свидетельствуют об усилении в ней черт схематизма и  условности. Традиции монументальной живописи, тесно связанные с буддизмом, замирают.

 

В целом храм Кайласанатха представляет собой замечательное и неповторимое архитектурное сооружение не только в индийском зодчестве, но и во всей мировой архитектуре. Возможность  возникновения подобного храма  связана как с многовековым развитием, так и с тем особым значением, которое имело в Индии пещерное строительство. Лишь в переломный момент, в период кризиса пещерного зодчества и начала развития более крупного наземного каменного строительства, мог быть создан столь крупный скальный храм. Суммируя длительный опыт пещерного зодчества, храм Кайласанатха знаменует собой также отказ от этого опыта. Технические неудобства и специфические трудности скальной архитектуры, зависимость от определенного рельефа местности, структуры скал и т. п. — все это препятствовало широкой практике скального строительства. Именно поэтому храм Кайласанатха остался единственным в своем роде оригинальным опытом столь крупного скального храма.

 

 

 

1 Тюляев С.И. Храм Кайласанатха в Элуре / С.И. Тюляев //Сокровища искусства 

2 Всеобщая история искусств. Том 2, книга вторая' \\Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1961

3 http://artclassic.edu.ru

4     Тюляев С.И. Храм Кайласанатха в Элуре / С.И. Тюляев //Сокровища искусства 


Информация о работе Эллора, архитектура храма Кайласанатха