История шрифтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

В декоративно-оформительском искусстве значительное место занимают графические работы - написание шрифтовых плакатов, оформление стенных газет, пригласительных билетов, афиш и др. Современное оформительское искусство невозможно представить себе без применения шрифта. Чем разнообразнее его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры, классификации и истории развития.

Содержание работы

Введение. 3
Истории развития шрифта. 3
Классификация шрифтов. 13
Начертание различных видов шрифтов и техника их
написания. 18
Список испльзуемой литеротуры. 30

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

После свершения Великой  Октябрьской социалистической революции  все книгопечатание перешло в  руки государства. Уже на  втором месяце сществоания Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

 

Над созданием новых  шрифтовых гарнитур в период становления  Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

Таким образом, познакомившись с историей развитьия шрифтов, можно  сделать вывод, что лучшие образцы  русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

Каждый шрифт имеет свои достоинства и недостатки. К основным достоинствам любого шрифта относится в первую очередь хорошая удобочитаемость текста, ясный, простой, четкий и красивый рисунок букв, выполненный в едином стиле. Под удобочитаемостью следует понимать качество, в котором содержится общая оценка пригодности шрифта, иначе говоря, хорошая разборчивость текстовой надписи. Достигается это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта.

Чтобы лучше понять шрифт, надо усвоить  названия основных элементов букв надписи. На рис. 20 элементы прописных и строчных букв, а также цифр указаны стрелками. Буквы шрифта состоят из основного и дополнительного штрихов. За основной штрих берется толщина обводки буквы (рис. 20, 1), за дополнительный принимается соединительная прямая (соединительный штрих - рис. 20, 2), которая может быть горизонтальной или наклонной. В зависимости от назначения шрифта соединительные штрихи могут иметь различную толщину, в том числе и равную толщине основного штриха. В некоторых разновидностях шрифтов буквы имеют вверху и внизу засечки (рис. 20, 3).

В написании строчных букв могут  быть наплывы (рис. 20, 4) как, например, в  буквах Р, О и др. Строчные буквы  имеют верхние и нижние выносные элементы (рис. 20, 5). Часть пространства, занимаемая буквой и не заполненная штрихами, называется внутрибуквенным просветом (рис. 20, 6). Отдельные буквы, такие, как буквы Д, У, Щ имеют концевые элементы (рис. 20, 7), а у буквы Й верхний элемент носит название "Диактрический знак" (рис. 20, 8).

 

За высоту любого шрифта берется высота прописной (заглавной) буквы (рис. 20, 90), высота сторочных букв меньше (рис. 20, 10), кроме букв, имеющих выносные элементы. И наконец, можно выделить оптическое поле буквы (рис. 20, 11), т. е. площадь, занимаемуюбуквой относительно той, в которую она вписывается. Оптическое поле влияет на внутрибуквенный просвет, а также и на  межбуквенный пробел (рис. 20, 12). Оно, соединясь с межбуквенным пробелом, создает впечатление неравномерности расстановки букв.

 

Классификация шрифтов

Большое разообразие  шрифтов, созданных к началу XX в., привело к необходимости разработать  классификацию шрифтов. По своему начертанию не все шрифты могут быть отнесены к одной и той же графической  системе. Например, готические или полууставные шрифты по своим графическим признакам сильно отличаются от шрифтов типа антиква или русских гражданских шрифтов. И наоборот, русский граждансикй шрифт сходен по графическим признакам со шрифтами типа антиква и может быть классифицирован по одинаковам признакам с латинским шрифтом.

В Казахстане классификация шрифтов в основном построена применительно к требованиям издательств и типографий. Типографские алфавиты шрифтов принято называть "гарнитурой". Гарнитурой называется совокупность шрифтов, объединенных одним характером рисунка букв, вне зависимости от их разновидностей и размеров. Каждая гарнитура получила свое название: литературная. обыкновенная, академическая и т. д.

В основу классификации  шрифтов положены особеннсоти контрасности между отдельными штрихами букв, наличие или отсутствие засечек, форма засечек.

Все шрифты можно объединить в пять основных и одну дополнительную группу. На рис. 21 приведены графические  признаки пяти основных групп шрифта.

К 1-й группе относятся  гарнитуры с умеренной контрасностью  штрихов (1:3), с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. Данная группа шрифтов сложилась еще в античном мире. К этой группе относятся шрифты антиквы, а из русских образцов в нее вошли: петровская гражданская азбука и шрифты типографии Московского университета конца XVIII в. Из современных образцов - литературная, банниковская и др.

Ко 2-й группе относятся гарнитуры  с контарсными штрихами (1:5), с  длинными тонкими горизонтальными засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом (иногда с легким закруглением). Округлые буквы имеют вертикальные оси. В России эта группа шрифтов сложилась в середине XVIII в. К ней относятся такие гарнитуры, как елизаветинская, обыкновенная и др.

К 3-й группеотносятся гарнитуры, имеющие малоконтрасные штрихи (1:5) с длинными засечками, преимущественно  с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Рисунки этих шрифтов возникли в конце XIX в. К этой группе относятся такие гарнитуры, как школьная, журнальная, пискаревская, новая журнальная и др.

4-я группа  - это группа брусковых  шрифтов. К этой группе относятся  гарнитуры с малоконтрасными  штрихами с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Шрифты этой группы начали применятся в начале XIX в. на  рекламных объявлениях, в газетных заголовках и т. д. К брусковым шрифтам относятся шрифты: египетский, итальянский. Гарнитуры имеют названия: брусковая, балтика, реклама.

5-я группа - рубленые шрифты с  контарсностью штрихов 1:1. Засечки  отсутствуют. Шрифты получили  название "гротеск". Начали широко  применятся в начале XIX в. в  заголовках рекламных объявлений. К этой группе относятся плакатные гарнитура, журнальная рубленая, газетная рубленая. Эти шрифты получили широкое распространение в современных массовых иллюстративных журналах "Огонек", "Крокодил" и др.

6-я группа - дополнительная. К ней  относятся все шрифты, которые не могут быть включены в указанные выше группы. К ним относятся: рукописные, различные каллиграфические шрифты (рис. 22, 23), рисунок который выполнен с помощью ширококонечного пера (рондо) или кисти.

 

Каждая группа шрифтов  имеет различные начертания. Например, в типографской гарнитуре под  названием "обыкновенная" шрифт  имеет следующие начертания: прямое нормальное (рис. 24, а), курсивное (рис. 24, б), узкое светлое (рис. 24, в), жирное (рис. 24. г).

На рис. 25 приведены примеры из разных гарнитур, выполненные в прямом полужирном и жирном начертаниях. В полужирном начертании шрифта соотношение штрихов составляет 1:2, в данном примере для жирного шрифта соотношение штрихов взято 1:1.

Первые три группы шрифтов носят название "антиква", что в переводе с латинского является ярко выраженная контрасность вертикальных и горизонтальных штрихов. Эти группы делятся на старую и новую антиквы. Старая антиква примерно соответствует первой группе, а новая - второй и тертьей. Поскольку первые создатели этих групп шрифтов остались неизвестными, то разновидности их стали называться просто антиква, академический шрифт, шрифт зодчего (архитектурный) и т. д. Более поздние шрифты, включая современные, носят названия своих авторов-создателей, например, шрифт Чехонина, шрифт Телингатера, шрифт Тоотса и др.

Разновидности шрифтов, относящихся к 4-й группе, носят  название брусковых (плакатных). Брусковые  шрифты отличаются тем, что каждая буква  и цифра состоит из штрихов, представляющих собой прямые линии. Засечки имеют толщину, равную примерно 1/2 от толщины основного штриха.

Шрифты, относящиеся к 5-й группе, называются плакатными. Отсутствие засечек и одинаковая толщина  всех штрихов характеризует эту  группу шрифтов.

Если  сравнивать начертания отдельных букв шрифтов в исторической последовательности, то классифицировать их в зависимости от соотношения штрихов, наличия и формы засечек можно следующим образом (рис. 26):

1)   шрифты типа  гуманистической антиквы (ренессанс-антиква);

2)   шрифты типа переходной антиквы (барокко-антиква);

3)   шрифты типа  брусковых (типа египетского и  его подвидов);

4)   шрифты рубленные  (типа гротеска);

5)   шрифты типа  антиквы-гротеска;

6)   шрифты типа  ленточной антиквы;

7)   шрифты типа  антиквы, выполненные пером;

8)   шрифты свободные  - декоративные, каллиграфические и  др.

Начертание различных  видов шрифтов и техника их написания.

Для освоения искусства  шрифтовой графики необходимо ознакомиться с рядом теоретических и практических положений, относящихся к начертаниям букв и цифр различных видов шрифтов. Поскольку шрифт относится к области искусства, то для овладения им, необходимо наличие не только технического умения (навыков) но и определенного творческого подхода, без которого немыслимо эстетическое восприятие любой шрифтовой композиции.

 В отечественной  письменности, и в частности русской,  имеется множество разновидностей  шрифтовых гарнитур, отвечающих  самым разным вопросам применительно  к декоративно-оформительскому искусству.

Ознакомление с начертаниями шрифтов начнем с самых простейших фидов. К простейшим шрифтам относятся шрифты рубленные или плакатные (готеск). Этот шрифт находит применение почти во всех формах наглядной агитации.

 Начинающему изучать  начертание различных видов шрифтов  для простоты понимания формы и конструкции букв и цифр предлагается пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка представляет собой сетку, состоящую из квадратов, т. е. как бы канаву, по которой можно выполнять построение букв и цифр шрифта. За толщину основного штриха берется модуль (единица измерения), равный ширене одной клетки. Таким образом, по модульной сетке можно брать различные пропорции букв шрифта.

Изучение каждого шрифта связано с его особенностями: буквы должны иметь ярко выраженный характер, а сам  шрифт должен быть единым по стилю в пределах одной гарнитуры. Буква, взятая из другой гарнитуры и попавшая в текст, будет воприниматься примерно так же, как фальшивая нота в музыкальном произведении.

 Буквы каждого шрифта  делятся на три группы: узкие,  нормальные и широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным - А, Д, З, И, К, Л, Н, П, Т, У, Х, Ц, Ч, Я, а к широким - Ж, М, О, С, Ф, Ш, Щ, Ы, Э, Ю (рис. 27). Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы делятся на прямоугольные и округлые.

   В зависимости  от техники начертания шрифты  бывают рукописные, их выполняют  от руки с помощью плакатных  перьев, кисти; рисованные, их выполняют  карандашом (а затем буквы заполняются  краской). К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов; рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на  различных материалах - камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов - резцов и пр.).

   По технике  начертания наиболее простым видом шрифта является плакатный шрифт (гротеск), все буквы и цифры которого имеют одинаковую толщину штрихов. Он не имеет засечек. Многообразие плакатных шрифтов позволяет художнику делать соответствующий выбор пропорций бкув, т. е. брать не только уже имеющиеся шрифты, но как бы создавать собственные.

На рис. 28 и 29 представлены образцы двух разновидностей плакатного шрифта. На  первом рисунке горизонтальные штрихи у букв проходят точно по середине их высоты. На  втором они  подняты немного вверх. Модульная сетка в данном примере имеет уже неодинаковые размеры, в результате чего бувы получились более устойчивыми, сттойными и красивыми.

Плакатный шрифт, показанный на  рис. 27, имеет три разновидности  пропорций букв, что придает ему  большую динамичность, хотя горизонтальные штрихи проходят у букв точно посередине. Модульная сетка, начерченая для каждой буквы, точно определяет размер каждой буквы. Нетрудно заметить, что буквы, имеющие округления, как, например, Б, В, Р, Ь, в местах округлений немного шире стороны прямоугольника, положенного в основу пропорции этих букв. На второй строчке буквы имеют пропорции чуть шире предыдущих, но не все они вписываются в прямоугольник целиком. Буква А, например, в своей нижней части выходит за стороны прямоугольника, бкуква З, наоборот немного уже. Целиком вписываются в прямоугольник лишь буквы И, К, Л, Н, П, У. Остальные - Т, Ч - чуть меньше.

Все эти изменения  размеров букв сделаны с учетом зрительного  восприятия, вызванного психофизиологией нашего зрения. Например, вертикальные линии (штрихи) в буквах нам кажутся тоньше горизонтальных, поскольку средняя геометрическая ось не совпадает с оптической. Установлено, что для круглых букв их округлость должна выходить за рамку прямоугольника примерно на 1/20 - 1/30 высоты букв (обычноэтот размер берется на глаз). При начертании слов важно учитывать межбуквенный просвет. При сочетании некоторых букв межбуквенный просвет делать не надо.

 

     На рис. 30 показано одно и то же слово  "книга" в двух вариантах.  В первом варианте можно заметить,что буква А как бы оторвана от буквы Г, из-за того что между ними сделан такой же межбуквенный просвет, как и между другими буквами. Во втором варианте межбуквенный просвет убран, и слово получилось монолитным. Таким образом, ритм букв в строке может создаваться чередованием оптических полей буквы и межбуквенных просветов. А это значит, что в слове нельзя механически сохранять одинаковые межбуквенные расстояния.

 

     С помощью  модульной сетки можно будет  конструировать форму и пропорции букв алфавита, но, приняв форму одной буквы, например буквы А, следует писать ее в тексте без изменений, а родственные с ней буквы (похожие по начертанию) должны иметь одну форму, например буквы Л, Д. Для округлых буквпостроение их округлений выполняется радиусом дуг окружностей.

Информация о работе История шрифтов