Готика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства.

Файлы: 1 файл

Готика..docx

— 29.57 Кб (Скачать файл)

                                                                  Готика.

Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Первоначально  оно прослеживается только в строительстве  соборов и наиболее важных аббатских  церквей этой области. Но довольно скоро  готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь  сферой сакральной архитектуры, мастера  готики активно распространяли новый  стиль на область светского строительства. Готика это первый в истории архитектурный  стиль, от которого до наших дней дошли  произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в  стилистическом плане соборы, аббатские  и городские церкви. Они богато украшены скульптурой, витражами и  настенной росписью, а в их убранстве  видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги. Наряду с готическими  храмами современного зрителя до сих пор продолжают очаровывать  разнообразные городские постройки, замки и дворцы, украшенные не менее  искусно, чем шедевры религиозной  архитектуры.

Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она  распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В 1980-е годы термин «готика» начал  применяться и для обозначения  возникшей в это время субкультуры («готическая субкультура»), в том  числе музыкального направления («готическая  музыка»).

Происхождение термина

 

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет[1]), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в своем развитии подразделяется на:

  • Раннюю готику,
  • Период расцвета,
  • Позднюю готику.

Архитектура.

Готический стиль, в основном, проявился  в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с  его круглыми арками, массивными стенами  и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и  колонны, богато украшенный фасад с  резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные  стрельчатые окна. Все элементы стиля  подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная  по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился  в Западную, Среднюю и Южную  Европу — в Германию, Англию и  т. д. В Италии он господствовал недолго  и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку  он пришёл сюда из Германии, то до сих  пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным  изобретением того времени — новой  каркасной конструкцией, что и  делает эти соборы легко узнаваемыми.

                                      Система аркбутанов и контрфорсов.

В романских соборах и церквях  обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные  толстые стены, что неизбежно  приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности  при строительстве, не говоря уже  о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных  ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции  таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это  нововведение позволило сильно облегчить  конструкцию за счет перераспределения  нагрузок, а стены превратились в  простую легкую «оболочку», их толщина  более не влияла на общую несущую  способность здания, что позволило  проделать много окон, и стенная  роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Кроме того, готика последовательно  применяла стрельчатую форму  в сводах, что также уменьшало  их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода  на опору. Стрельчатые арки, которые  по мере развития готической архитектуры  становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана  на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Почти всегда сооружали два яруса  аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся  со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Возможный пролёт свода определял  ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор  являлся одним из главных центров  городской жизни, наряду с ратушами.

                                           Готы (субкультура).

Го́ты — представители субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения[1]. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для всех её представителей в той или иной степени характерны специфический мрачный имидж и интерес к готической музыке. Будучи изначально молодёжной, сейчас в мире субкультура представлена людьми от 14 до 45 лет и старше[2].

У готов за два десятилетия сложился достаточно узнаваемый имидж. Хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их объединяют общие черты.

Основные элементы готического  имиджа — преобладание чёрного цвета  в одежде, использование металлических  украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж[6].

Типичная атрибутика, используемая готами — анх (древнеегипетский символ бессмертия, активно используется после фильма Голод), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы[7], летучие мыши[6].

Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз.

Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка  основным видом прически были средней  длины растрепанные волосы[8]. Но в  современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы[6]. Для готов характерно красить волосы в чёрный или —  реже — рыжий цвет.

Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у  мужчин. Встречаются также общие  атрибуты с модой металлистов  — частое использование кожаной  одежды, цепей и металлических  аксессуаров. Иногда используются садо-мазохистские атрибуты, такие как ошейники и браслеты с шипами. Стиль «вамп» особенно характерен для готов.

Особая категория в готической моде — киберготы, которые представляют собой промежуточную моду между готами и риветхедами. Они смешивают готическую атрибутику с эстетикой киберпанка и индастриала.

                               Готическая музыка.

Субкультура готов сформировалась вокруг жанра готик-рок, одного из ответвлений новой волны. Основные группы этого жанра сформировались в конце 70-х — начале 80-х. Со временем влияние готик-рока распространилось на другие жанры. Сейчас в разряд музыки, теми или иными критиками относимой к «готической», входят несколько достаточно разных стилей, пользующихся популярностью в готической субкультуре. В готическом фэндоме не утихают споры по поводу того, каких исполнителей и какие жанры можно считать безусловной готикой, а каких — нет[9].

Готик-рок появился в Великобритании в конце 1970-х — начале 1980-х как часть более общего жанра пост-панк. Группы первой волны готик-рока — Sisters of Mercy, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees, The Cure, Joy Division — были тесно связаны с панк-роком[6][10]. Однако от панка их отличали существенные музыкальные особенности: более медленный ритм исполнения, меньшая тяжесть, минорная мелодика. Многие группы (например, Sisters of Mercy) использовали драм-машины вместо живых ударных.

Открывшийся в 1982 году в Лондоне  ночной клуб Batcave стал культовым местом в истории готики. Здесь организовывались концерты готик-групп 80-х и вечеринки в готическом стиле. Batcave стал главным местом сбора образовавшейся сцены в Лондоне и также привлёк много внимания со стороны средств массовой информации. С расцветом Batcave по всей Великобритании открылись похожие клубы. Готик-рок оставался популярным до конца 1980-х, в нем появилась вторая волна — такие группы как Alien Sex Fiend, Fields of the Nephilim[11], The Mission, и др.

Подвид готик-рока — дэт-рок (death rock) — представляет собой промежуточное звено между готикой и хоррор-панком. Он отличается более тяжёлым и ритмичным, «панковским» звучанием, а также текстами на тему фильмов ужасов. Его старейшие и наиболее типичные представители — Christian Death и 45 Grave. Жанр был в основном распространен в США.

Дарквэйв (darkwave) — жанр, тесно связанный с готик-роком, сформировавшийся в середине и конце 80-х[11]. Он представляет собой соединение готики с электронной и неоклассической музыкой. Жанр достаточно неоднороден. К пионерам дарквэйва относят голландцев Clan of Xymox, немцев Deine Lakaien, а из проектов 1990-х наиболее известны Diary of Dreams[11]. Проект Lacrimosa, в настоящее время исполняющий готик-метал, тоже начинался в жанре дарквэйв[12].

Характерный внешний вид готов:

Чёрная (темная) одежда. Крашеные чёрные длинные волосы, чёрные ногти, чёрные губы. Высокие шнурованные ботинки. Черный корсет, облегающие черные нарукавники  и черная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Шипованный ошейник. Серебряные украшения на оккультную тематику.

 

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский «Анх», символ вечной жизни — связь с готами тут очевидно — изначально готическая субкультура возникла благодаря вампирской эстетике, а кто такие вампиры, как «не мертвые», живущие вечно. Также часто употребляются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей — различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на сотнях готических страниц в интернет и на множестве готов в виде украшений.

В иероглифическом письме египтян  этот знак использовался для написания  существительного «жизнь», глагола  «жить» и других слов. Значение формы  этого знака давно вызывает споры  среди египтологов и даёт почву  для возникновения множества  теорий.

Анх — наиболее значимый символ у древних египтян. В нём заключены два символа: крест как символ жизни и круг как символ вечности, а вместе они обозначают бессмертие и «жизнь предстоящую». Кроме того, его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство противоположностей, как мужское и женское начало.

Из-за своей напоминающей крест  формы этот знак вошёл в христианско-коптскую символику, так что в Египте крест  с петлёй стал использоваться как  символ вечной жизни, которая была подарена человеку благодаря жертвенной смерти Спасителя.

Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения  загробной жизни. Позднее Анх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и родовоспоможении.

Во времена движения хиппи в  конце 1960-х годов анх наряду с пацификом был популярным символом мира и правды.

Информация о работе Готика